Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительный этап





 

 


«Обучение с пеленок»

Гаврилова А. С,

Шанина С. А.

Ращупкина С. Ю.

 

Логопедические игры

 

Москва 2010




Предисловие

 

 

Открывая любую книгу, в том числе и эту, каждый задает себе вопросы: что это за книга? Чем она полезна? Кто ее будет читать? Хочется сказать, что в первую очередь эта книга будет полезна родителям маленьких детей, ведь в ней можно найти разнообразные игры, которые помогут развить речь малыша.

К сожалению, в наш век высоких технологий, снижается уровень культуры и развития связной речи детей. Это связано с тем, что все больше в нашу жизнь вХодят компьютеризация и Интернет, вследствие чего люди, а особенно дети до­школьного возраста и школьники теряют интерес к чтению. Дети развиваются больше физически, чем психически. При этом с каждым годом растет объем зна­ний, который дети должны не просто запомнить, но и понять. В настоящее время создаются новые обучающие программы и методики, которые помогают подгото­вить ребенка к школе.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными зада­чами, взрослым нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них речи, как основного средства общения и способа познания. Часто взрослые плохо представляют себе, что такое речь и на что нужно обращать внимание в обучении ребенка. Что же нужно делать, чтобы речь малыша развивалась пра­вильно? На этот вопрос ищут ответы психологи, педагоги, дефектологи, лингвис­ты и пр.

Из этой книги вы узнаете не только о том, как развить речь ребенка, но и о причинах появления нарушений речи, узнаете о процессе формирования дет­ской речи, а так же сможете подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Проводить занятия с ребенком лучше всего в игровой форме, ведь игра занимает главное место в жизни дошкольника. Именно игра делает обучение интересным и занимательным, а значит, и успешным. Для взрослого же игра является отлич­ным средством всестороннего развития и воспитания ребенка.


Глава 1. Что должны знать родители о речи

 

Возрастные периоды развития детей

 

В зависимости от возрастных особенностей физического и психического развития ребенка специалисты выделили периоды развития ребенка. Конечно же, между отдельными периодами нельзя провести какой-то определенной и четкой границы, но выделять их просто необходимо, так как каждому из них со­ответствует свой уровень развития организма, наличие ведущей деятельности.

Ученые выделяют следующие периоды развития:

1) период новорожденности — от момента рождения до 4 недель;

2) грудной (младший ясельный) период — от 4 недель до 1 года:

3) старший ясельный период — от 1 до 3 лет;

4) дошкольный период — от 3 до 7 лет;

5) младший школьный возраст — от 7 до 10—11 лет;

6)средний школьный возраст (подростковый период, период полового созревания) — от 11 до 15 лет;

7)старший школьный возраст (юношеский период) — от 15 до 18 лет.

Каждому периоду соответствуют свои особенности и степень приспособлен­ности организма к условиям окружающей среды, от которых зависят уход, пита­ние, обучение и воспитание ребенка.

 

Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей

Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ре­бенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.

В осуществление процесса становления речи включены центральная нерв­ная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс ста­новления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, усло­вия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.

Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:

1) пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;

2) искажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;

3)замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.

Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а толь­ко с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности  движений всех речевых органов. Это шипя­щие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сХодно в близких фонети­ческих группах: глухих и звонких (напри­мер, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.

Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.

 

Подготовительный этап

Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям,  выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие на­выков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произ­вольного внимания и памяти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...