Игра «Составь рассказ»
Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас. Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом. Ход иг ры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
Игры, помогающие в обучении чтению Когда нужно начинать учить ребенка читать? Пожалуй, этот вопрос волнует многих родителей и педагогов. Одни считают, что учить ребенка читать слишком рано не нужно, его всему научат в школе, другие же считают, что чем раньше ребенок научится читать, тем успешнее он будет обучаться в школе. Для того чтобы научить ребенка читать, лучше всего использовать обучение в процессе игры, ведь дето очень любят не только играть, но и учиться и узнавать что-то новое. Необходимо отметить и то, что чтение весьма сложный процесс, который состоит из нескольких, следующих друг за другом операций, а потому требует от ребенка определенного уровня развития речи. Он должен запоминать и узнавать буквы, понимать то, что буквы связаны с тем или иным звуком, уметь соединять буквы в слоги, слоги в слова, а также понимать прочитанное. Однако, несмотря на это, большинство психологов сходятся во мнении, что чем раньше ребенок научится читать и печатать, тем лучше он будет учиться в школе. И даже если у малыша имеются нарушения речи, то его тоже следует учить читать. Ведь в процессе чтения у такого ребенка будут развиваться мыслительные процессы, он научиться осуществлять звукобуквенный анализ, у него увеличится словарный запас.
Помимо традиционных методов обучения чтению педагоги рекомендуют использовать и дополнительные, а именно куклотерапию (обучение чтению через манипуляцию куклами), сказкотерапию (обучение через моделирование сказочных ситуаций), игры на развитие речевого слуха, мышления, внимания и памяти. Для того чтобы в памяти малыша закрепились образы той или иной буквы, детям можно предложить выложить буквы из счетных палочек, обвести их по контуру, нарисовать пальцем в воздухе и т. д.
Игра «Буква из палочек» Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику. Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами. Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника. По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.
Игра «Обводилки» Цель игры: развить мелкую моторику рук, научить ребенка правильно держать в руке карандаш, вести ровную линию, не выходя за контур.
Оборудование: карточки с написанными штрихами буквами, простой карандаш. Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточки с буквами и предлагает соединить штрихи одной целой ровной линией так, чтобы получилась буква.
Игра «Сломанная буква» Цель игры: развить у ребенка пространственное представление, воображение, мелкую моторику, мышление. Оборудование: листы бумаги в клетку, на которых написаны буквы с недостающими элементами. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дописать недостающую часть так, чтобы получилась существующая в алфавите буква.
Игра «Заколдованный мешочек» Цель игры: развить у ребенка тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику, научить узнавать буквы на ощупь. Оборудование: буквенная мозаика, непрозрачный мешочек из плотной ткани. Ход игры. Взрослый показывает ребенку несколько букв, затем кладет их в мешочек и перемешивает. Затем предлагает ребенку опустить руку в мешочек, выбрать одну букву, ощупать ее и угадать, что это за буква. После этого ребенок называет ее, вытаскивает из мешочка и убеждается в том, правильно ли он назвал ее или нет.
Игра «Первый звук» практически то же самое Цель игры: научить ребенка выделять в слове начальный звук (сначала гласный, а затем согласный), развить фонематических слух, внимание, память. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет ребенку простые по звуковому составу слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Причем, если слово начинается на гласный звук, то он должен быть под ударением. Если же первый звук согласный, то взрослый должен произнести его с силой, так, чтобы он отличался от других звуков слова. Например: аист — звук [а], утка — звук [у], муха — звук [м], Оля — звук [о], нос — звук [н] и т. д. Поначалу допускается называние целого слога — му-, но-, из которых затем с помощью взрослого выделяется краткий звук [м], [н].
Игра «Цепочка из слов» Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звуки в словах, обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, мышление, память.
Оборудование. Специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть с одним ребенком или группой детей. Один из участников игры называет слово (существительное в единственном числе и именительном падеже), следующий участник придумывает слово на последний звук и т. д. Например, яблоко — овал — луна — апельсин — нитка — ананас — собака и т. д.
Игра «Хлопушки» Цель игры: научить ребенка выделять среди других звуков заданный, развить внимание, мышление, память. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какой-то определенный звук. Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [Л]. Звуки: О, Л, Н, Л, У, Л, О, А, М, Л, Т, Ы, У и т. д. Слоги: ОН, УЛ, АЛ, УХ, ПО, ЛЫ, УТ, ЛА, НО, ЛУ и т. д. Слова: ложка, кот, луна, Умка, лес, муха, ласточка, Аня, ива, вилка и т. д.
Игра «Сначала хлопни, а потом – топни» Цель игры: научить ребенка различать похожие звуки, развить навыки фонематического анализа, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Эта игра проводится на слух, перед началом игры взрослый сообщает ребенку о том, что сегодня он будет учиться не только слышать звуки, но и отличать их друг от друга. Для игры следует подбирать звуки, которые похожи друг на друга, например: О—У, Ы—И, М—Н, К—Т, П—Т и т. д., пары согласных по глухости-звонкости (Б—П, Д—Т, Г—К, В—Ф) и по твердости-мягкости (М—М', Т—Т, К—К' и ДР-)- Сначала игру можно проводить на отдельных звуках, а затем на слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой — топает. Например, различаются звуки [О—У]. Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д. Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д. Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.
Игра «Подбери картинку» Цель игры: научить ребенка подбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить словарный запас, развить зрительное внимание, память. Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки. Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки и объясняет, что тот должен выбрать только те, на которых изображены слова, начинающиеся на определенный звук, например, [Д]. После этого взрослый четко произносит все слова, а ребенок выбирает только подходящие (кот, дом, дерево, луна, дорога, солнце, дрова и т. д. ).
Игра «Нужные слова найди» Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание. Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них. Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например: [М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т. д.; [А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т. д.; [О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т. д.; [Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т. д.
В тот момент, когда дети находятся на этапе буквенного и слогового чтения им еще трудно хорошо осмысливать прочитанное, а потому педагоги рекомендуют использовать игры, которые помогут убедить ребенка в том, что он уже умеет читать и прекрасно понимает смысл короткого задания. Смысл подобных игр сводится к тому, что ребенок читает задание, выполняет инструкцию взрослого и получает сюрприз. По мере овладения ребенка навыком чтения, текст становится более развернутым, а инструкция более сложной. Правильно прочитав, ребенок достигает цели, выполняет задание и получает от этого огромное удовольствие. В качестве награды взрослый может использовать красочные картинки и наклейки, фишки, книги для послогового чтения, сладости и т. п.
Игра «Искатель» Цель игры: развить пространственное мышление, внимание, закрепить умение читать, обогатить словарный запас. Оборудование: окружающие ребенка в помещении предметы, небольшая интересная вещь для сюрприза (наклейка, фишка, конфета и т. д. ). Ход игры. Взрослый прячет сюрприз в определенном месте, после чего дает инструкцию ребенку, как его найти: рисует стрелки, куда нужно идти, готовит карточку, на которой может быть написано слово или небольшая фраза, подсказывающая ребенку, где искать сюрприз (например, на шкафу, под столом, смотри в первом ящике и т. д. ). Ребенку нужно прочитать карточку и найти сюрприз.
Игра «Разведчики» Цель игры: тренировать детей в чтении небольших слов-указаний. Оборудование: игрушки. Ход игры. Лучше всего проводить эту игру с группой детей в лесу или саду, где легче спрятать предмет, незаметно от участников. Дети разбиваются на 2 отряда, каждый из которых получает боевое задание — найти спрятанный командиром (взрослым) предмет (игрушку) с помощью записок и указателей. Записка может содержать направление движения или уточнение места: иди влево, смотри под деревом и т. д. Указатели — это стрелки, указывающие куда идти. Отряд, раньше других нашедший предмет, считается победителем.
Глава 4. Игры на развитие дыхания и пальчиковые игры для детей от 3 до 5 лет
Артикуляционные игры
Статические артикуляционные игры Игра «Язычок на скамеечке» Цель игры: развить артикуляцию ребенка, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на скамеечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10—15 с.
Игра «Язычок-чашка» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Язычок потягивается» Цель игры: развить артикуляцию, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Мостик» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.
Игра «Подуй через трубочку» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медленном темпе 10—15 раз.
Динамические артикуляционные игры Игра «Часы» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.
Игра «Вверх и вниз» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.
Игра «Как вкусно» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10—15 раз.
Игра «Прятки» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование. Специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10—15 раз.
Игра «Валик» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние передние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыдущего упражнения язык в форме валика перемещается вперед — назад. Повторить 10—15 раз.
Игра «Язычок-кисточка» Цель игры: развить артикуляцию, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10—15 с. Игра «Как едет лошадка» Цель игры: развить артикуляцию, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать языком медленно и сильно. Действия можно сопровождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Выполнить 10—15 раз.
Игра «Как растет гриб» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дотронуться языком до нёба и подержать его в таком положении 5—10 с. Действия можно сопровождать словами: «Знаешь, как растут грибы? Нет? Дотронься кончиком языка до нёба, вот так, а теперь аккуратно опускай подбородок». Выполнять нужно пружинящими движениями, опуская при этом подбородок вниз.
Игра «Сдуй снежинку» Цель игры: развить артикуляцию, научить ребенка направлять воздушную струю посередине языка. Оборудование: кусочек ваты. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку высунуть язык вперед и приподнять таким образом, как если бы он хотел достать до носа. На нос ребенку нужно аккуратно положить кусочек ваты. Действия можно сопровождать словами: «Давай поиграем. Представь, что тебе на нос упала снежинка, сдуй ее (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Взрослый должен следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.
Игра «Изобрази индюка» Цель игры: развить артикуляцию Оборудование: специального оборудования не требуется Ход игры. Взрослый предлагает ребенку приоткрыть рот и переднем краем языка провести по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы. Теперь можно попросить малыша: «Знаешь как болбочет индюк? Бл-бл-бл, попробуй так же»
Игра «Хомячок» Цель игры: развить артикуляцию. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, не открывая рта, упереть язык с силой сначала в левую щеку, потом в правую, а потом приподнять и опустить его вверх и вниз, изображая хомячка, одновременно упираясь в щеку.
Игры на развитие дыхания
Игра «Трубочка» Цель игры: научить ребенка в течение длительного времени направлять воздушную струю посередине языка. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый должен попросить ребенка сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он должен вытянуть в трубочку, а язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Чтобы ребенку было интересно, можно попросить его подуть на занавеску, полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо. Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш делал плавно.
Игра «Листья» Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направленный выдох. Оборудование: сухие листья и трубочка. Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое соревнование, кто сильнее подует на листья.
Игра «Фрукт или овощ? » Цель игры: научить ребенка глубоко вдыхать носом и различать запахи. Оборудование: овощи и фрукты, которые имеют ярко выраженный запах, например, чеснок, лук, апельсин, мандарин и пр. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть овощи и фрукты, понюхать их. Далее нужно попросить малыша закрыть глаза и попытаться определить запах. Взрослый должен смотреть за тем, чтобы вдох через нос был плавным и глубоким.
Игра «Произнеси на выдохе» Цель игры: научить ребенка правильно и глубоко дышать через нос, а так же различать знакомые запахи. Оборудование: тарелка, на которой лежат дольки шоколада, мандарин и ветка ели или сосны. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку подойти к тарелке, понюхать и на выдохе произнести «Вкусно! », «Как хорошо пахнет! » и т. д. Игру можно проводить и в группе. У кого лучше всех получиться произнести какую-то фразу на выдохе, тот и выиграл.
Игра «Подуй» Цель игры: отработать с ребенком длительную, направленную посередине языка, воздушную струю. Оборудование: кусочек ваты. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку улыбнуться, высунуть язык и прижать его к верхней губе, вдохнуть носом и подуть на ватку. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш выдыхал на язык. Можно провести соревнование: у кого получится сдуть вату, тот и победил.
Игра «Попади в ворота» Цель игры: научить ребенка целенаправленно менять силу выдоха. Оборудование: кубики и кусочек ваты. Ход игры. Взрослый помогает ребенку построить из кубиков ворота, на некотором расстоянии от которых кладется вата, и просит его подуть на нее так, чтобы она попала в ворота. Игру можно проводить как вдвоем, так и с несколькими детьми, устраивая соревнование, кто дальше задует свою вату. Для усложнения задачи ворота можно сделать узкими.
Игры «Кто кого» Цель игры: научить ребенка выдувать плавную воздушную струю и когда нужно менять ее направление. Оборудование: конструктор. Ход игры. Эту игру лучше всего проводить как соревнование. На столе из конструктора строятся двое широких ворот. На одинаковом от них расстоянии выкладывается кусочек ваты. Двое детей встают каждый к своим воротам. Сначала один дует на вату, стараясь задуть ее в ворота противника, потом другой. Дети должны дуть следующим образом: губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается к верхней губе, произносится звук [ф]. При выдохе дети не должны раздувать щеки. Выдыхать можно только через губы.
Игра «Пузыри в стакане» Цель игры: помочь развить сильный и целенаправленный выдох. Оборудование: трубочка и стакан с водой. Ход игры. Взрослый ставит перед ребенком стакан с водой и опускает в него трубочку. Потом предлагает ему глубоко вдохнуть через нос, вытянуть губы и сильно подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не делал дополнительных вдохов.
Игры «Гудок» Цель игры: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху. Оборудование: стеклянные пузырьки, с горлышком, диаметр которых примерно 1 см. Ход игры. Взрослый должен показать ребенку, как нужно гудеть с помощью пузырька: кончик языка касается горлышка, а сам флакончик — подбородка. Потом нужно глубоко вдохнуть носом и сильно выдохнуть на язык. Пусть ребенок попробует выполнить это самостоятельно. Если у него хорошо получается, можно погудеть дуэтом.
Игра «Путешествие» Цель игры: научить ребенка менять силу и направление выдоха. Оборудование: таз водой, бумажная лодочка. Ход игры. Ребенок садится рядом с тазом с лодочкой. Взрослый предлагает ему совершить прогулку по «морю» в другую «страну», которая обозначена флажком на другой стороне таза. Чтобы лодочка смогла закончить свое путешествие, необходим попутный ветер. Попросите малыша, чтобы он помог кораблику добраться до берега. Взрослый должен следить за тем, чтобы губы ребенка во время выдоха были растянуты как для произнесения звука [ф]. Выдох должен быть плавным.
Игра «Самолетики» Цель игры: развить у ребенка длительный и целенаправленный выдох. Оборудование: бумага Ход игры. Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Взрослый и ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу, который дает взрослый, они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.
Игра «Надуй шарик» Цель игры: развить у ребенка сильный и непрерывный вдох. Оборудование: воздушные шарики, надутые неплотно. Ход игры. Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая воздух в отверстие. Игру можно провести как соревнование.
Игра «Дуй сильнее» Цель игры: научить ребенка сильному выдоху Оборудование: бумажная, потом пластмассовая вертушка. Ход игры. Взрослый просит ребенка сделать глубокий вдох носом, а потом сильный выдох ртом на вертушку, чтобы она начала вращаться. Пусть ребенок сначала потренируется на бумажной, так как она легче. Если у малыша получилось все сделать с первого раза, то можно вручить ему поощрительный приз.
Игра «Пушинки» Цель игры: научить ребенка вырабатывать длительную непрерывную воздушную струю. Оборудование: одуванчик. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сдуть с одуванчика все пушинки. Для этого он должен сделать глубокий вдох носом и сдуть пушинки одним сильным выдохом.
Игра «Задуй свечки» Цель игры: развивать у ребенка сильный направленный выдох. Оборудование: песочный набор, свечки для торта. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в день рождение или любой другой праздник, где нужно задувать свечи. Малыш сам изготавливает «куличики» из песка, в которые нужно вставить свечи свечки. Задача ребенка, сделав глубокий вдох, одним сильным выдохом задуть все свечки. Игра «Подуй на предмет» Цель игры: научить ребенка сильному и направленному выдоху. Оборудование: легкие пластмассовые предметы, например, ручка, катушка, бусинка. Ход игры. Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом, должен подуть на него.
Игра «Шарик» Цель игры: научить ребенка плавно выдыхать, автоматизировать звуки [с], [ш]. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети становятся в маленький круг и повторяют за взрослым: «Надувайся, шарик, надувайся большой! » и постепенно отходят назад, образуя большой круг. Затем по сигналу «Лопнул! » дети снова образуют маленький круг и тянут звуки [с], [ш].
Игра «Метель» Цель игры: помочь ребенку развивать речевое дыхание и силу голоса. Оборудование: картинка с изображением метели, аудиозапись метели. Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и объясняет, что такое метель (сильный ветер со снегом). Потом дает им послушать звук метели. Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом, по сигналу взрослого тихо изображают звук метели: «у-у-у», постепенно увеличивая силу голоса, но не переходя на крик, а потом понижают.
Игра «Ступеньки» Цель игры: тренировать речевое дыхание и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый просит ребенка глубоко вдохнуть через нос, а потом выдохнуть плавно протягивая определенный гласный звук, сначала высоким тоном, потом постепенно понижая его и наоборот: от низкого к высокому. Перед игрой взрослый должен показать ребенку, как это делать и объяснить, что голос как будто идет по ступеням — поднимается и опускается.
Игра «Дыши через нос» Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя сказочным существом, которое может дышать только через одну ноздрю. Для этого ребенок должен прикрыть одну ноздрю и дышать так в течение 2 мин, потом другую. Вдох и выдох осуществляется только через нос, рот закрыт
Игра «Аромат» Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить, что он нюхает знакомый ему цветок. Малышу нужно глубоко втянуть носом воздух и плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый должен показать ребенку, что нужно делать.
Игра «Под водой» Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя под водой. Для этого он должен глубоко вдохнуть через нос и задержать дыхание на 1—2 с, а потом плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый показывает, как нужно делать.
Игра «Переведи дыхание» Цель игры: развить у ребенка диафрагмальное дыхание, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку лечь, левую руку положить на живот, правую — на грудь. Потом по команде вдохнуть глубоко носом, чтобы поднялась грудная клетка, а потом не выдыхая перевести его в живот так, чтобы тот выпятился. Если у ребенка все получается, его можно поощрить, например, дать любимое лакомство.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Игра «Куколки поют» Цель игры: развить правильное речевое дыхание. Оборудование: рисунки с изображениями поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована. Ход игры. В игре участвуют 2—4 человека. В начале нужно показать рисунки с изображением поющих кукол и предложить детям угадать, какой звук поет каждая кукла. Далее раздать детям по рисунку и предложить спеть тот же самый звук, что поет кукла на рисунке. Затем попросите малышей выстроиться в ряд со своими рисунками и петь только тогда, когда им скажут. Петь нужно как можно дольше. Постепенно игру следует усложнить. На следующем этапе можно предложить спеть песенки из двух гласных звуков. Например: «У-У-У-У-А-А-А-А! ». Взрослому нужно следить за тем, чтобы песенка пелась на одном выдохе как можно дольше. Дальше игру можно усложнить рисунками с поющими куклами: показать малышу два рисунка, на которых куклы поют два разных звука, и предложить угадать, какую песенку они поют.
Игра «Шарик сдулся» Цель игры: научить длительному произнесению согласного звука [ф] на одном выдохе. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети стоят на ковре. Предложите малышам представить, что у них в руках большой воздушный шарик. Для этого надо поднять руки до уровня плеч и раздвинуть их в стороны, вдохнуть побольше воздуха и представить, что в шарике образовалась маленькая дырочка. Затем произнести звук [ф] и свести руки перед собой. Чтобы показать, что шарик сдулся совсем, следует обнять себя за плечи. Следите за тем, чтобы ребенок выдыхал воздух плавно и не добирал его во время произнесения звука [ф].
Игра «Покажи змею» Цель игры: развить правильное речевое дыхание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на ковре. Предложите малышам показать змею, как она ползет по земле, сворачивается в клубочек, греется на солнышке. Потом вспомните вместе, как шипят змеи, и предложите пошипеть так же: «ТД-ш-ш! ». Перед шипением следует набрать в легкие как можно больше воздуха, а потом шипеть максимально долго. Обязательно следите за тем, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения звука [ш].
Игра «Накачаем колесо» Цель игры: научить ребенка произносить длительно на одном выдохе согласный звук [с]. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на ковре. Спросите у ребят, катаются ли они на велосипеде, на машине. Может ли колесо на машине или велосипеде сдуться? Что надо сделать, если это произошло? Предложите ребятам накачать колесо. Для этого нужно вдохнуть как можно больше воздуха, сжать пальцы на обеих рук в кулаки и, держа их прямыми перед собой, наклоняться вниз, как будто накачиваешь колесо. Одновременно с этим движением надо произносить звук [с], плавно и постепенно выдыхая воздух. Затем следует выпрямиться и снова глубоко вдохнуть. Надо следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы дети не перенапрягались во время игры.
Игра «Песенка матрешек». Цель игры: научить ребенка произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов. Оборудование: матрешка или несколько любого размера. Ход игры. Дети сидят на диванчике или на ковре. Ведущий показывает им матрешку и говорит, что она очень любит петь песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ». Предложите детям спеть вместе с ней. Начинать петь следует после глубокого вдоха. Петь надо на выдохе три слога подряд. Со временем песенку надо усложнить до 6—9 одинаковых слогов на одном выдохе.
Игра «Путешественники» Цель игры: развить правильное речевое дыхание с помощью произнесения нескольких одинаковых слогов типа. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Спросите их, любят ли они путешествовать. Ездил ли кто на поезде, на машине? Предложить поехать в путешествие на машине. Для этого нужно поХодить по комнате, покрутить воображаемый руль, произнося на выдохе слоги «БИ-БИ! ». Затем предложите поехать на поезде. Для этого следует встать друг за другом, согнуть руки в локтях и делать вращательные движения руками, а на выдохе сказать: «ТУ-ТУ! ». Постепенно задание нужно усложнять и говорить на одном выдохе 3—4 одинаковых слога. НеобХодимо следить, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения слогов.
Игра «Угадай, что за птица» Цель игры: развить правильное речевое дыхание с помощью произнесения нескольких одинаковых слогов типа«КО-КО-КО», «КУ-КУ-КУ», «ГА-ГА-ГА», «ЧИК-ЧИРИК», «КРЯ-КРЯ-КРЯ», «КУ-КА-РЕ-КУ». Оборудование: картинки с изображением птиц, например, курицы, петуха, кукушки, утки, воробья, гуся. Ход игры. Дети садятся на ковре вместе с взрослым по кругу. Ведущий предлагает поиграть в птиц. Для этого нужно каждому ребенку дать по картинке с изображением какой-нибудь птицы и предложить изобразить ее так, чтобы другие дети смогли узнать, кто это. Сначала все следует проговаривать вместе с ребенком, чтобы тот понял, как правильно произносить слоги. Например, курочка говорит: «КО-КО-КО», воробей — «ЧИК-ЧИРИК», уточка крякает: «КРЯ-КРЯ-КРЯ» и т. д. Необходимо следить, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения слогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|