Глава 3. Игры с детьми 4-5 лет.
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Послушай и назови» Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух. Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода» и т. д.
Игра «Отгадай, на чем играют» Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга. Оборудование: детские музыкальные инструменты, например металлофон, гармошка, барабан и т. д. Ход игры. В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.
Игра «Слушай внимательно» Цель игры: развить фонематический слух, остроту слуха, Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.
Игра «Какое настроение? » Цель игры: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игре могут принимать участие несколько детей, каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подХодящим словом и объяснить причину того или иного настроения.
Игра «Хлопочки» Цель игры: развить фонематический слух, память, внимание, научить ребенка выполнять действия по словесной инструкции взрослого.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети садятся напротив взрослого, который говорит им, что сейчас будет считать до 10, но как только он назовет число 10 все дети должны хлопнуть в ладоши. На другие числа хлопать не нужно. Затем дети вместе со взрослым начинают считать от 1 до 10, приготавливая при этом ладошки для хлопка. 2—3 раза считать следует правильно, а затем взрослый должен начать «путаться», т. е. при произнесении любого числа, но не 10, следует быстро приближать ладони так, словно он хочет хлопнуть. Те дети, которые были не очень внимательны и хлопали в ладоши не на условленное число, из игры выбывают.
Игра «Как услышишь, хлопни» Цель игры: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т. д. О
Игра «Какой звук первый? » Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове. Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.
Игра «Назови последний звук» Цель игры: научить ребенка выделять последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова. Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д. Игра «Не зевай, слова скорее называй» Цель игры: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка.
Оборудование: Картинки с предметами, названия которых начинается на согласный или ударный гласный звук. Ход игры. В эту игру лучше всего играть с ребенком после предварительной работы, т. е. после того, как ребенок научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает малышу картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.
Игра «Повтори» Цель игры: развить слуховое внимание, фонематический слух, память. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
Игра «Помоги закончить слово» Цель игры: развить фонематический слух, научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков. Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Как только ребенок усвоит эту игру, ее правила можно усложнить и попросить малыша заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью. Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), бара(н), нага(н) и т. д. или же слогом ка — бан(ка), лож(ка), соба(ка) и т. д.
Игра «Где спрятался звук? » Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком. После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.
Игра «Цепочка» Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет слово на его последний звук и т. д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т. д.
Игра «Подбери картинку» Цель игры: научить ребенка подбирать картинку к заданному слову, которое начинается на определенный звук, развить внимание, память, мышление, обогатить словарный запас. Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки. Ход игры. Перед началом игры на столе нужно разложить все предметные картинки и дать возможность ребенку их рассмотреть. Затем взрослый объясняет малышу, что ему нужно выбрать те картинки, на которых изображены слова на заданный звук, например, звук [Б]. После этого взрослый начинает четко называть все картинки, а ребенок должен выбрать из них подходящие (бак, собака, ложка, батон, слон и т. д. )
Игра «Разложи картинки» Цель игры: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление. Оборудование. Предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них. Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько кучек, объединяя их по первому звуку. Например: [П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.; [С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.; [Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.; [У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.;
[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.; [И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.; [Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.
Игра «Найди звук» Цель игры: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить правильное произношение. Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук. Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих словах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изображены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и придумать несколько своих примеров с этим звуком.
Игры на развитие голоса Игра «Пароход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. Оборудование: рисунок парохода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.
Игра «Вездеход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. Оборудование: рисунок вездехода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:
Вы сегодня что, проспали? И на поезд опоздали! Вы садитесь в вездеход. Самый лучший вездеход. Всюду он вас довезет.
Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.
Игра «Поход в лес» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау! » (сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух! » (прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Игра «Коровка» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу». Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например: «Му» — коровка по утру Замычала на лугу. Травку там она жует, А дома молочко дает.
Или: Рано утром пастушок Весело трубит в рожок, Коровы смотрят вслед ему И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).
Игра «Дом» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения.
Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте) Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед). Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши) Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх) *** Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте) Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться). Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс). Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)
Игра «Кто дольше» Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.
Игра «Самолет» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].
Игра «Тихо — громко» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова: Мы идем и топаем: «Топ — топ — топ». Мы идем и хлопаем: «Хлоп — хлоп — хлоп».
Игра «Спуск с горы» Цель игры: учить детей изменять силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.
Игра «Котята» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:
Тише, тише Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса). И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом). Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью) А котята кувырком. Кот принес всем молока, (говорить следует громко) Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха! » (произнести очень громко) В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
Игра «Жук» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел. Можно разрешить детям немного покружиться.
Игра «Ракета» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.
Игра «Поезд» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд. Поезд мчится во весь дух:
— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз: «У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).
Игра «Ножки» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:
Бегут по дорожке Нашей Маши ножки. Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу). А вот папины ноги Идут по дороге. Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).
Игра «Клоун» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.
Игра «Сказочник» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.
Игра «Дождик» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх) Хорошо меня полей! Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх) И не страшно сырости!
Игра «Гром» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу) Все дрожит от страха (обнять себя за плечи). Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу). Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).
Игра «Божья коровка» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи: Божья коровка, Полети на облачко, Принеси нам с неба, Чтобы были летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница.
Игра «Дружные ребята» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:
Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение) Дружно песню поем. Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки. Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро). А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
Игра «На велосипеде» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного: Сели и поехали все быстрей, Быстрей, быстрей, Быстро съехали с горы. Снова в гору едем мы, Вот па гору поднялись, И довольно смотрим вниз.
Игры на развитие слоговой структуры слова
Игра «Будь внимателен» Цель игры: научить ребенка запоминать и последовательно повторять слоги, слова, обогатить словарный запас ребенка, закрепить правильное произношение звуков. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый последовательно называет слоги или слова, а ребенок повторяет их. На первых порах взрослый может называть 2—3 слога, но по мере усвоения игры количество слогов может увеличиваться до 5. Если ребенок хорошо справился с заданием, то можно предложить ему запомнить и последовательно повторить ряд слов. При этом нужно помнить о том, что слова должны состоять из 2—3 слогов и иметь похожую структуру. Например, для повторения можно предложить такие слоги: [ПА—ПО—ПУ], [ДА—ДЫ—ДО], [КА-КЫ—КО], [ЛА—ЛУ—ЛЫ] и т. д. Слова: Брошка — кошка — окошко; мешок — пушок — петушок и т. д.
Игра «Хлопушки» Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, развить память, внимание, обогатить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Перед началом игры взрослый должен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т. е. сколько гласных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ребенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове. На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.
Игра «Назови слоги» Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.
Игра «Ты услышал и сложил» Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание, совершенствовать мелкую моторику. Оборудование: горох или фасоль. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.
Игра «Переставь слоги» Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и образовывать новое слово, расширять словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них слоги так, чтобы получилось новое слово. Например, зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.
Игра «Перевертыши» Цель игры: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло — лю, ма — мя, па — пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
Игра «Назови ударный слог» Цель игры: научить ребенка определять ударный слог с словах, обогатить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый произносит слова, выделяя голосом ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух слогов, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.
Игра «Запутанные слова» Цель игры: расширить словарный запас, научить ребенка переставлять слоги в словах и образовывать новые слова. Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых все слоги переставлены. Ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, можно предложить малышу следующие слова: рел-ка-та — тарелка, ши-на-ма — машина, ре-бе-же-нок — жеребенок и т. д.
Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи
Имя существительное Игра «Съедобное - несъедобное» Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление. Оборудование: мяч. Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1—2 круга.
Игра «Живое — неживое» Цель игры: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память, внимание. Оборудование: мяч. Ход игры. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Вариант 1. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто? ». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что? ». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или неживыми являются эти предметы. Например, ложка, стол, машина — это неживые предметы, а белка, кошка, девочка — живые. Вариант 2. Играющие договариваются, что услышав живые предметы ловят мяч, а неживые — не ловят (можно придумать и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игра «Что это? » Цель игры: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко — фрукт, юбка — одежда, стакан — посуда, мотоцикл — транспорт, туфли -— обувь и т. д.
Игра «Кто или что? » Цель игры: расширить словарный запас, закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, знать вопросы, на которые они отвечают. Оборудование: предметные картинки, на которых изображены одушевленные и неодушевленные предметы, уже знакомые ребенку. Ход игры. Сначала взрослый начинает раскладывать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, а затем предлагает ребенку продолжить эти ряды самостоятельно. При этом взрослый может помогать малышу, задавая вспомогательные вопросы. Например, «Кто это? » — «Это девочка» — «Она живая? » — «Да» и т. д.
Игра «У меня один, а у тебя много» Цель игры: расширить словарный запас, научить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе. Оборудование: пары картинок, на которых изображены предметы в единственном и множественном числе. Ход игры. Взрослый показывает и называет ребенку картинку, на которой изображен предмет в единственном числе, а ребенок подбирает и называет картинку, на которой изображен этот же предмет, но во множественном числе. Например, «У меня одно яблоко», — говорит взрослый, «А у меня много яблок» — отвечает ребенок.
Игра «Он — она» Цель игры: обогатить словарный запас, научить ребенка различать существительные мужского и женского рода. Оборудование: предметные картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы мужского и женского рода. Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый начинает раскладывать картинки в две стопки, объясняя при этом, что в одной стопке лежат предметы, которые можно обозначить словом «он», а в другой — «она». После этого он предлагает детям разобрать картинки самостоятельно.
Игра «Подбери действия» Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи детей, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет ребенку слово-предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. Например, собака — бегает, лает, Ходит, ест и т. д. После подбора действий к нескольким предметам, взрослый может назвать любое действие и попросить ребенка, подобрать к нему подходящий предмет. Например, плавает — корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т. д.
Игра «Что лишнее? » Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, -а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
Игра «Назови отгадку» Цель игры: научить ребенка отгадывать загадки, добавляя пропущенные, но подходящие по смыслу слова, развить мышление, внимание, память, обогатить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый четко проговаривает загадку, стараясь при этом голосом и интонацией выделить слово, к которому нужно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|