4.2. – Основная задача защитников в закрывании пространства: анализ игровой ситуации.
4. 2. – Основная задача защитников в закрывании пространства: анализ игровой ситуации. Ориентировочная помощь для ведения правильных действий в закрывании пространства складывается из полной оценки следующих элементов:
Место игрока с мячом (пункт 1) взаимосвязано с положением противника; пункт 2. определяет возможное дальнейшее развитие игры. Это схематически изображено на рисунке 103, где принимаются во внимание возможные направления игры W, X, Y и уровень опасности, которая может исходить от игрока с мячом. Рис. 103.
Что касается пункта 3, т. е. определения позиций партнеров, то необходимо располагать точными данными. Это очень важно для того, чтобы понять смысл закрывания пространства в футболе. То, что делает один, должно стать делом всей команды, потому что дух игры заключен в совместной работе. В связи с этим, при закрывании пространства возникает, в качестве ответа на гипотетическую ситуацию, где определены пути положения игры противника, следующая цель: разработка плана совместных действий, которые ведут к созданию преимущества команды. Условием для достижения этой цели является пластичность и взаимозаменяемость функций игроков, а по этой причине закрывание противника несовместимо с нашей концепцией.
4. 2. 1. – Активная и пассивная части. В противоположность закрыванию противника, в закрывании пространства внимание обращается одновременно на два положения: на игрока с мячом и на игроков, стоящих в позициях помощи. При этом возникают, как мы увидим, совершенно различные тактические задачи.
4. 2. 2. – Закрывание игрока без мяча. Закрывающий пространство обороняющийся игрок должен выучить, что построение игры противником воспринимается с оптической точки зрения, что помогает увидеть и перехватить передачу одного игрока противника другому. Так на рисунке 104 защитник F занимает позицию, удобную для перехвата передачи, адресованной игроку В. Рис. 104.
Таким образом, это будет противоречить традиционной концепции, по которой защитник всегда должен занимать позицию между своими воротами и своим непосредственным противником. Средством перехвата передачи является предугаданное закрывание с его градацией, состоящей из постановки цели на закрывание потенциальных адресатов передач. Для более легкого усваивания разделим виды перехватов на: Дальний перехват (рис. 105а). Защитник А находится в позиции примерно на середине траектории полета мяча между игроком с мячом и игроком В. Ближний перехват (рис. 105в). Игрок А находится непосредственно перед адресатом передачи игроком В. Рис. 105а. Рис. 105в.
Ориентировка на перехват (рис. 105с). Защитник А становится ток, чтобы одна его нога (в данном случае правая) была ближе к игроку с мячом, чем ноги игрока противника, а левая нога была у ног игрока В для помощи. Закрывание противника. На рисунке 106 представлена четвертая для действий в обороне. В этом случае игрок А закрывает находящегося в позиции помощи игрока В, находясь в позиции между своими воротами и игроком противника.
Рис. 105с. Рис. 106.
Обобщенно можно сказать, что закрывание защитника в закрывании пространства дает возможность атаки «в двух направлениях»: одно ориентировано на дальний перехват, а другое метит именно на закрывание противника. Какие критерии определяют выбор альтернативы выхода из ситуации? Как правило, их два: 1. Расстояние между игроком с мячом и игроком, стоящим в позиции помощи. 2. Место действия на поле. Что касается пункта 1, то здесь действует правило: чем больше расстояние между игроком с мячом и игроком, стоящим в позиции помощи, тем быстрее сможет защитник перехватить передачу. Это следует из рисунков 105а – в – с и 106. Из рисунка 107 тоже ясно, что это действительно так, потому что один защитник А закрывает сразу двух игроков противника (В и С), находящихся далеко от игрока с мячом. Такая возможность существует, потому что проведение дальних передач в любом случае делает возможным проведение перехвата. Это объясняет нам также и значение выражений «активная зона» и «пассивная зона». Последняя показана штрихами на рисунке 107 и соответствует оставленной свободной зоне14. Спросите себя, что произойдет, если мяч пролетит мимо игрока А, как показано на рисунке 108, т. е. он специально будет так послан? В такой ситуации нужно заново организовывать закрывание пространства способами, которые будут описаны далее. А сейчас вспомним о том, что основной принцип будет действительным, потому что длинная передача дает защите время, чтобы успеть перестроиться. Ситуация, показанная на рисунке 108, не несет особой опасности для защиты, которая научена играть с закрыванием пространства. Рис. 107. Рис. 108.
14 И в этом случае речь идет о концепции, которую не следует воспринимать в буквальном смысле, т. е. каждая отдельная ситуация интерпретируется по-своему. Противоречие описанным ситуациям возникает, если нападающий держит все под контролем вблизи игрока с мячом.
Возможность перехвата уменьшается до тех пор, пока будет применяться закрывание противника в прямом смысле слова (рис. 106). Зона игры. Вторым решающим критерием для дальнего перехвата является место действия. Это очевидно, что закрывание становится более плотным, чем ближе продвигается игра к своим воротам, и в результате доходит до закрывания противника. Дальний перехват рекомендуется проводить в зеленой зоне, потому что удачное проведение этого маневра дает шанс для взятия ворот противника. В центральных желтой и оранжевой зонах (можно без преувеличения сказать) тоже будет тактически правильно совершать перехваты, потому что в любом случае у игроков есть время и место для того, чтобы исправить ошибки, если таковые будут допущены. В красной зоне, напротив, необходимо действовать с особой осторожностью, где часто применяют «ориентировку на перехват» и закрывание противника15. Кроме того, следует вспомнить о том, что можно применять концепции со стратегией применения положений вне игры. При описании применения предугаданного закрывания спонтанно встает вопрос: «Что влечет за собой применение оборонительного перехвата? » Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, касающийся построения игры, необходимо рассматривать эту проблему не с точки зрения отдельного игрока, а совместных действий всей команды. Вернемся к одному из примеров. На рисунке 109 представлены 4 нападающих: А, В, С и игрок с мячом, все с соответствующими игроками противника F, Z, G и Н. Стрелка показывает нам направление в сторону ворот противника. Рис. 109.
15 Мы должны уточнить, что речь идет не о чисто закрывании противника, где задачей защитника является следовать постоянно за одним из нападающих. Мы имеем в виду закрывание противника, зависящее от ситуации, в которой какой-то игрок, выполняющий задачу по закрыванию пространства, закрыл игрока противника, стоящего в позиции помощи, на время, пока не завершится данная комбинация. Этим закрывающим игроком может быть как защитник, так и полузащитник или даже нападающий.
На рисунке 110 те же игроки А, В, С и игрок с мячом закрыты перехватчиками, в результате чего игроки F, H и G находятся в позициях, позволяющих провести перехват передачи, в то время как игрок Z атакует игрока с мячом, проводя закрывание противника. Такое, ориентированное на перехват, построение создает на поле ситуацию с преимуществом, которая, конечно же, может привести к удвоению закрывания игрока с мячом. К тому же у защищающейся команды появляются предпосылки для построения контратаки; особенно следует обратить внимание на игрока F, чья позиция при перехвате мяча очень удобна для этого. Конечно, в представленной на рисунке 110 ситуации речь идет о фиктивном исходном положении, потому что, что касается позиций игроков Н и G, то следовало бы указать и игроков, находящихся за ними, чтобы понять положение, связанное с созданием положения вне игры. В любом случае показанное в сравнении рисунков 109 и 110 преимущество создания ситуации с численным преимуществом при коллективном предугадывающем закрывании ставится в противоположность традиционной стратегии обороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|