Ценообразование на мировом рынке
Стр 1 из 8Следующая ⇒ 1. Понятие цены и особенности ценообразования на мировом рынке 2. Система цен мирового хозяйства 2.
Стоимость товара имеет две характеристики: – качественную; – количественную. Качественная характеристика заключается в выражении всех совокупных экономических отношений. Количественная характеристика отличается тем, что стоимость формируется общественно необходимыми затратами и соизмеряется общественно необходимым временем. Формирование цены товара начинается с определения себестоимости, которая также является одной из стоимостных категорий.
Затраты выражаются в денежной форме, в виде ресурсов, основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, а также труда, используемого в процессе изготовления продукции. Возмещение через цены затрат на производство и реализацию продукции позволяет обеспечить простое воспроиз-водство на предприятии. Обоснованность цены продукции зависит от правильного определения себестоимости, которая является расчетной базой (основой) цены. Себестоимость продукции можно представить в следу-ющем виде:
, (1)
где – плановая типовая полная себестоимость продукции (усл. ед.); – цеховая себестоимость (усл. ед.); – общепроизводственные расходы (усл. ед.); – общехозяйственные расходы (усл. ед.);
– внепроизводственные расходы (усл. ед.).
, (1а)
где – производственная себестоимость, (усл. ед.).
, (1б)
где – полная себестоимость, которая принимается за базу (основу) цены, (усл. ед.). Величина (уровень) цены товара определяется следу-ющими факторами: – стоимостью самого товара; – стоимостью денежного материала (золота); – соотношением спроса и предложения. Величина стоимости товара прямо пропорциональна стоимости товара и обратно пропорциональна стоимости золота. Это означает, чем выше стоимость золота, тем ниже стоимость других материалов. Величина цены определяется под влиянием действия экономических законов и, в первую очередь, закона стоимости Превышение спроса над предложением вызывает превышение величины цены над стоимостью товара, а превышение предложения ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Диспропорция между спросом и предложением оказывает воздействие не только на цену, но и на стоимость, то есть снижение цены в результате падения спроса может поощрять производителей к уменьшению рабочего времени на производство товара и тем самым уменьшить стоимость товара. Независимо от того, что цены на отдельные товары не совпадают с их стоимостями, в масштабе всего общества сумма цены равна сумме стоимостей всей товарной массы. Цена является инструментом функционирования любых товарных рынков: потребительских, рынков товаров промышленного назначения. В ценах на товары аккумулируются такие понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок, составляющие основу товарных рынков. В связи с этим цена, по существу, является характеристикой товара на рынке. Поэтому в цене на товар выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена. Эффективность выпускаемой продукции апробируется рынком ценой ее реализации. Целесообразность и необходимость данной продукции подтверждается также рынком и только ценой ее реализации на нем.
Цены используются при выполнении следующих операциях: - при планировании, анализе и контроле макроэкономических пропорций; - при определении эффективности производства; - при сбалансированности экономических интересов производителей и потребителей продукции; - при установлении товарообмена между территориями, отраслями и предприятиями; - при определении таможенной стоимости ввозимых или вывозимых товаров. Таким образом, если основной движущей силой рыночного хозяйства является конкуренция, то цена, непосредственно связанная с рынком, является также инструментом конкуренции. Рыночное хозяйство может эффективно функционировать при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга и договора купли-продажи между продавцом и покупателем с учетом конкурентного выбора, соотношения спроса и предложения, воспроизводства, равновесия рынка. Без конкурентного равновесия цен рыночное хозяйство не может эффективно развиваться.
Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи пять функций: - учетно-измерительная; - рационального размещения производства; - распределительная (перераспределительная); - стимулирующая; - балансирования спроса и предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|