Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цена товара как источник




Ценовой информации

 

Цены фактических сделок являются очень важной ценовой информацией при заключении прямых международных контрактов купли-продажи товара. Эти цены наиболее объективно отражают конъюнктуру рынка определенного товара.

Цены прямых контрактов купли-продажи товара подразделяются:

- на цены продавцов;

- на цены покупателей;

- на цены фактических сделок.

Цены продавца – это цены, запрашиваемые продавцом, или фактическая сумма цен от реализации товара на рынке, по которым осуществляется сделка купли-продажи товара в условиях превышения спроса над предложением.

Формирование рыночной цены как цены продавца (в ситуации рынка продавца), если рынок не монополизирован, является стимулом для расширения производства данной продукции. Эти цены отражают экономические интересы продавца, стремящегося продать товар дороже. Это необходимо учитывать при работе с информацией о ценах: цена, на которую соглашается продавец (экспортер) в результате уторговывания, а тем более объявляемая до заключения сделки, как правило, выше цены покупателя (импортера).

Цены покупателя – это фактическая денежная сумма покупки продукции на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи товара или по которой покупатель готов приобрести товар.

Формирование рыночной цены покупателя (на рынке покупателя) означает, что фактическая цена товара дешевле на данном рынке и в данный момент. Эти цены отражают интересы покупателя, стремящегося приобрести товар дешевле на данном рынке и в данный момент. Это необходимо учитывать и при работе с информацией о ценах: цена, которую обосновывают или на которую соглашаются импортеры в результате уторговывания, как правило, ниже цены экспортера.

Цены фактических сделок (контрактов) – это цены купли-продажи продукции на внешнем рынке, фиксируемые сторонами в специальных коммерческих документах – контрактах и счетах, отражающие реальные условия сделки:

– количество товара;

– качество товара;

– сроки поставки;

– условия поставки;

– условия платежа;

– гарантии.

Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реального состояния того или иного рынка товаров.

По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации продукции, поэтому являются важной, достоверной информацией для участников внешнеторговой деятельности, поскольку это цены реальных экспортно-импортных операций.

Срок действия контрактной цены ограничен периодом реализации внешнеторговой операции, если она не пересматривалась в ходе ее исполнения.

Контрактные цены не содержат завышения, характерного для цен предложений, то есть первые меньше вторых на величину скидки, полученной в результате коммерческих переговоров.

 

  Контрактная цена – это цена купли-продажи продукции на внешнем рынке, согласованная между продавцом и покупателем в ходе переговоров и зафиксированная сторонами в контракте; как правило, она ниже цены предложения продавца и выше – покупателя.

Цены фактических внешнеторговых сделок (контрактные цены) нигде не публикуются, так как они представляют коммерческую тайну хозяйствующего субъекта.

Однако, если сведения о заключенных контрактах купли-продажи товара и публикуются в различных экономических и отраслевых изданиях, то, как правило, без существенных условий его исполнения (качественных показателей, условий платежа), что снижает ценность такой информации.

Если контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны, то в этом случае задача состоит в том, чтобы собрать информацию и создать банк данных.

Кроме цен своих контрактов купли-продажи товара, российские экспортеры и импортеры могут использовать цены контрактов объединений Министерства экономического развития и торговли и созданных на их базе акционерных обществ, специализированных отраслевых объединений министерств и ведомств.

Не рекомендуется использовать цены контрактов купли-продажи товара, подписанных в рамках производственных и коммерческих связей совместных предприятий и других компаний со своими зарубежными партнерами. Цены таких контрактов купли-продажи товара относятся к категории трансфертных цен – цен внутрикорпорационных сделок между дочерними и ассоциированными компаниями, а также отделениями транснациональных корпораций, расположенными в одной или разных странах. Трансфертные цены формируются под влиянием не столько факторов, характерных для мирового товарного рынка, сколько исходя из интересов партнеров. Их отношения нередко строятся на основе трансфертных соглашений, разновидностью которых являются соглашения о прямом бартерном обмене товарами.

Цены бартерных контрактов могут также значительно отличаться от уровня цен мировых товарных рынков, что не позволяет использовать их для расчетов внешнеторговых цен.

  Контрактная цена – это цена, отражающая действительный уровень цены на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа.

 

Таким образом, цены фактических сделок являются наиболее обстоятельным критерием для определения уровня цены в контракте купли-продажи товара. Сопоставление цен фактических сделок со справочными ценами дает возможность более правильно установить уровень цены в контракте купли-продажи товара. Это позволяет также выявить наиболее типичный размер их отклонений друг от друга.

БИРЖЕВЫЕ ЦЕНЫ

 

Развитие биржевой торговли   Биржи возникли в XIII-XV веках в Северной Италии, но широкое применение в дело-

вом мире получили в Антверпене, Лионе, Тулузе, Лондоне, Гамбурге в XVI веке. В России первая биржа появилась в 1705 году на основании указа Петра I. В США первые биржи появились в начале XIX века.

Под биржами подразумевались здания, где собирались деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные. Значение их состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличными товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.

Особенно быстрыми темпами биржевая торговля росла в послевоенное время XX века. Это нашло отражение в увеличении числа биржевых товаров, возникновении новых фьючерсных бирж. Однако наиболее ярко расширение масштабов биржевых операций проявилось в росте среднегодовых объемов сделок. В неизменных ценах биржевой оборот с товарами увеличился почти в 12 раз, что по темпам роста значительно превосходит большинство других показателей развития мировой экономики (торговли, производства, денежной эмиссии и т.п.).

Для биржевой торговли товарами в послевоенные годы и особенно в последние два десятилетия было характерно усиление ее концентрации по биржам, фьючерсным рынкам и странам. Это нашло отражение в росте объема сделок, заключаемых в среднем на одной бирже.

Усиление концентрации торговли по биржам и фьючерсным рынкам было связано с закрытием мелких фирм, что привело к абсолютному сокращению их числа, несмотря на постоянные попытки создания новых. Одной из основных причин этого сокращения явилась тенденция к образованию универсальных бирж, на которых торговля ведется сразу несколькими разнородными товарами.

Помимо сосредоточения биржевой торговли товарами по биржам и фьючерсным рынкам, существенно возросла ее концентрация по странам, ибо, как и любая другая сфера мирохозяйственных связей, биржевая торговля отражает соперничество ведущих развитых стран.

Все это свидетельствует об известной асинхронности, неравномерности развития биржевой торговли в ведущих ее центрах. Это было связано как с различиями в наборе товаров, составляющих предмет биржевой торговли в этих странах, так и с долгосрочной ориентацией преимущественно на внутренний рынок, а не на мировой.

В зависимости от границ регионов, в которых биржа является центром притяжения товарного обмена, биржи могут иметь:

- национальный характер;

- международный характер.

В настоящее время в мире насчитывается около 200 бирж в более чем 60 странах.

Исторически сложилось так, что большинство бирж сосредоточилось в крупнейших торговых центрах, таких как Лондон, Париж, Гамбург, Амстердам, Антверпен, Нью-Йорк, Чикаго, Виннипенг, Токио, Иокогама, Сингапур, Сидней.

Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах мира – США, Великобритании, Японии, на которые приходится 98% объема биржевых сделок с товарами в стоимостном исчислении. В том числе доля США составляет 84%, Великобритании – 8%, Японии – 6%.

Крупнейшей товарной биржей мира является Чикагская торговая биржа. На ней заключаются сделки с контрактами на пшеницу, кукурузу, овес, соевые бобы, масло и шрот, золото и серебро. Количество проданных на бирже фьючерсных контрактов превысило 112 миллионов, а опционных – 26 миллионов.

Вторая по значимости биржа мира также расположена в Чикаго – Чикагская товарная биржа, на которой реализуется крупный рогатый скот, свиньи, бекон, пиломатериалы. Собственно товары составляют лишь 8 миллионов сделок из 87 миллионов.

Третьей по обороту является Нью-Йоркская товарная биржа, предметом торговли которой выступают нефть, бензин, дизельное топливо, пропан, платина и палладий. На данной бирже совершено более 32 миллионов фьючерсных сделок.

Парижская биржа «МАТИФ» выходит на четвертое место по биржевому обороту (сахар, картофель).

Крупнейшей японской биржей является Токийская товарная биржа. На ней заключаются сделки с хлопковой и шерстяной пряжей, каучуком, платиной, золотом, серебром.

Интересно развивается Лондонская биржа металлов. Здесь продается медь, алюминий, свинец, цинк, никель, олово, серебро.

Замыкает десятку крупнейших бирж мира Нью-Йоркская биржа кофе, сахара и какао-бобов.

В настоящее время преобладают фьючерсные биржи. Биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развивающихся странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. Наиболее крупные биржи реального товара действуют сейчас именно в развивающихся странах, например в Индии – по джутовым изделиям, в Индонезии – по каучуку и кофе, в Малайзии – по олову. В отдельные периоды, при отсутствии других форм организации рынка, биржи реального товара могут играть заметную роль.

Таким образом, в настоящее время фьючерсная
торговля – один из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства.

Биржи, по существу, являются крупными посредни-ческими организациями, которые работают по поручениям и за счет клиентов и где товар продается и покупается без его предъявления и осмотра. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки. Фактически на бирже продается не товар, а документ, подтверждающий право собственности на товар.

Цель биржевой продажи – это формирование цены на товары, спрос и предложение которых подвержены колебаниям.

Сделки на покупку и продажу реального товара на бирже совершаются:

- производителями – с целью реализации произво-димых ими товаров;

- потребителями – с целью обеспечения себя необхо-димыми товарами, в основном сырьем, для дальнейшей переработки;

- торговцами – с целью дальнейшей перепродажи товаров конечным потребителям.

Важнейшими субъектами международной торговли биржевыми товарами являются:

- торговые транснациональные компании;

- государственные внешнеторговые организации развивающихся стран;

- торгово-посреднические фирмы (биржевые брокеры, агенты, операторы).

 

Функции товарной биржи   Биржа является организу- ющей, систематизирующей частью рынка, задача которой

является неснабжение экономики сырьем, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья. Данная задача предполагает реализацию следующих функций:

а) организацию рынка сырья с помощью следующих элементов биржевого механизма:

– обеспечения спроса на сырье, который прямо не связан с его использованием. Специфически биржевой спрос и предложение осуществляют представители биржи – биржевые спекулянты. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания;

– обращения не самого товара, а титула собственности на него или же контракта на поставку товара. Современная товарная биржа – это рынок контрактов на поставку товара при относительно небольших размерах его реальных поставок. Биржа не связывает движение больших масс товаров, выравнивает спрос и предложение;

б) стабилизацию цен с помощью:

– колебания цены, вызванным расхождением реального спроса и реального предложения, которые слабоэластичны, не погашаются немедленно, а скорее обладают коммулятивностью – способностью превращаться в резкие колебания цены. Биржевая спекуляция является механизмом не роста цен, а их стабилизации;

– гласности заключения сделок, публичного установления цен на начало и конец биржевого дня (биржевой котировки), ограничения дневного колебания цен пределами, установленными биржевыми правилами. С этим связана информационная деятельность бирж;

– выработки товарных стандартов, установления сортов, приемлемых для потребителей и поэтому обладающих относительной ликвидностью, регистрации марок фирм, допущенных к биржевой торговле. Стандартизация типовых контрактов является особенностью данной формы торговли;

в) выполнение товаропроводящей функции, то есть той функции, из-за которой они первоначально и возникли – покупка и продажа реального товара;

г) стабилизацию цен на ограниченный список сырья и товаров, которая стабилизирует издержки на производство других, не только биржевых товаров;

д) стабилизацию денежного обращения и облегчение кредита. Биржа увеличивает емкость денежного обращения, так как она представляет собой сферу максимальной ликвидности товаров. Биржа – одна из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку она предоставляет надежное обеспечение ссуд и сводит риск к минимуму;

е) урегулирование всевозможных споров и разногласий между сторонами – арбитражную деятельность;

ж) формирование и функционирование мирового рынка: современная товарная биржа соединяет функционирование товарной, фондовой и валютных бирж.

Таким образом, товарная биржа – рыночный механизм, выполняющий ряд стабилизирующих функций в экономике, а именно, обеспечивает:

- ликвидность и оптимальное распределение важнейших сырьевых товаров;

- стабилизацию цен и издержек, валютных курсов, денежного обращения и кредита.

 

Специализация товарных бирж   Биржи специализируются на торговле сырьевыми товара-ми минерального и сельскохо-

зяйственного происхождения, а также продукцией их первоначальной обработки и полуфабрикатами. Среди них есть:

а) специализированные биржи, на которых совершаются операции с одним или несколькими однородными товарами. Для специализированных бирж характерна товарная специализация в основном по группам товаров. К таким биржам относятся, например:

- Лондонская биржа металлов (группа цветных металлов: медь, алюминий, никель, олово, свинец, цинк);

- Нью-Йоркская товарная биржа «Комэкс» (группа драгоценных и цветных металлов: золото, серебро, медь, алюминий);

- Нью-Йоркская биржа кофе, сахара, какао;

- Нью-Йоркская биржа хлопка (хлопок и концентрат апельсинового сока);

- Нью-Йоркская товарная биржа (нефть, дизельное топливо, бензин, пропан, а также платина и палладий);

- Миннеапольская товарная биржа (США);

- Лондонская международная нефтяная биржа;

- Парижская товарная биржа МАТИФ;

б) универсальные биржи, позволяющие оперировать как с широким кругом однородных товаров, так и с неоднородными товарами сельскохозяйственного характера, минерального и промышленного происхождения. Они являются крупными по объему совершаемых международных сделок:

- на Чикагской торговой бирже торгуют пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, соевым шротом, соевым маслом, золотом, серебром, ценными бумагами;

- на Чикагской товарной бирже – крупным рогатым скотом, живыми свиньями, беконом, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, валютой;

- на Токийской товарной бирже сделки совершаются по золоту, серебру, платине, каучуку, хлопковой пряже, шерстяной пряже.

Кроме того, универсальными биржами являются Сиднейская и Сянганская (Гонконг) биржи.

 

Особенности биржевого товара   Международные товарные биржи представляют особый вид постоянно действующих

оптовых рынков, где на определенных условиях совершаются сделки купли-продажи массовых сырьевых, качественно однородных и взаимозаменяемых товаров.

В понятие «сырьевые товары» входят:

- минеральное сырье, продукты его обогащения и переработки (черный металл, цветные металлы);

- сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки;

- химические товары;

- продовольственные товары;

- полуфабрикаты.

Несомненно, одним из сложных вопросов современной товарной биржи является вопрос о биржевых товарах, которые отличаются от других сырьевых товаров наличием у них некоторых общих признаков, характеризующих их как предметы биржевой торговли:

а) биржевой товар должен быть однородным (заменимым), то есть каждую партию данного товара можно без ущерба для потребителя заменить любой другой партией товара аналогичного качества и количества;

б) биржевой товар должен быть пригодным для стандартизации, то есть для создания классификационного стандарта, на основе которого заключаются сделки без наличия товара;

в) биржевой товар не должен быстро портиться;

г) спрос и предложение на биржевой товар должны носить массовый характер;

д) предложение биржевого товара должно, как правило, превышать его массовый характер;

е) величина спроса и величина предложения на биржевой товар должны быть легко прогнозируемы.

Несмотря на то что на современных биржах зачастую торгуют товарами, которым не присущи данные признаки, что связано с усилением влияния на биржевую торговлю техники осуществления операций, такие признаки, как заменяемость и пригодность к стандартизации, все же являются определяющими признаками для биржевых товаров.

Помимо качественных характеристик стандартными в биржевой торговле являются количество товара, время и место поставки.

На каждой бирже в торговле определенным товаром используются стандартные контракты, в которых указаны качественный стандарт, имеющий значительную долю в обороте данным товаром, а также характер сделки.

Поставщик товара высшего стандарта по сравнению с указанным в стандартном контракте получает доплату (премию), а поставщик товара низшего стандарта – меньшую цену.

Все это позволяет вести оптовую торговлю товарами по описанию качества товара или образцам.

К биржевым товарам не относятся товары широкого потребления, машинно-техническая продукция, так как эти товары, качественно разнородные, отличаются мелкосерийностью производства, быстрой сменой технических параметров, видов продукции, а также высокой степенью монополизации производства и сбыта.

Объектами биржевой торговли выступают в настоящее время примерно 70 товаров, на долю которых приходится около 30% международной торговли различными видами реального товара. Вот некоторые из них:

- зерновые – пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис;

- масличные семена и продукты их переработки – льняное и хлопковое семя, бобы, соя, соевое масло, соевый шрот;

- живые животные и мясо – крупный рогатый скот, живые свиньи, мясо свежее и мороженое, бройлеры, бекон;

- текстильное сырье и изделия из него – хлопок, джут, натуральный и искусственный шелк, мытая шерсть, пряжа;

- продовольственные товары – растительные и животные масла, арахис, топленое сало, яйца, картофель;

- продукты животного происхождения – щетина, кожа;

- пищевкусовые товары – кофе, какао-бобы, сахар-сырец, сахар рафинированный, перец, концентрат апельсинового сока;

- промышленное сырье – пиломатериалы, фанера, натуральный каучук;

- цветные и драгоценные металлы – медь, олово, свинец, цинк, никель, алюминий, золото, серебро, платина и палладий;

- энергетические, смазочные материалы и химикаты – сырая нефть, газойль, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан, смазочные масла, кокс, ацетон, спирт, каустическая сода.

Традиционно ведущей группой биржевых товаров всегда являются сельскохозяйственные и лесные товары. На долю сельскохозяйственных и лесных товаров приходится две трети товаров, обращающихся на бирже. Примерно 40% приходится на масличные семена, шроты и растительные масла, около 20% – на зерновые (пшеницу, кукурузу, ячмень, овес), около 18% – на продукцию животноводства (живой крупный рогатый скот,
свиней, окорока), до 10% – на пищевкусовые товары (сахар,
кофе, какао).

Таким образом, на первом месте стоят маслосемена, продукты их переработки – льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло. На втором месте – пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис. Третье место занимают живой скот и мясо.

В группе промышленного сырья и продуктов его переработки примерно 40% составляют энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо, пропан), около 30% – драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий), более 20% – цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово), 7% – текстильное сырье и изделия из него (хлопок, шелк, шерсть, пряжа), а остальное – пиломатериалы, каучук, картофель, замороженные концентраты апельсинового сока.

Объем биржевого оборота с продукцией аграрного сектора примерно такой же, как с минеральным сырьем и продуктами переработки. Эти две главные группы товаров обеспечивают весь биржевой оборот мира с осязаемыми предметами.

В настоящее время наблюдается тенденция снижения продаж таких товаров как фанера, кожа, яйца, ртуть, огурцы, арахис, сливочное масло, в то же время наблюдается тенденция роста заключения сделок с такими товарами, как алюминий, никель, бензин, мазут, пропан, концентрат апельсинового сока и живой крупный рогатый скот.

Таким образом, биржевые товары – это массовые сырьевые (включая продовольственные) товары, качественно однородные и взаимозаменяемые, характеризующиеся наличием родовых признаков для каждого сорта или вида. Это и дает возможность совершать на бирже операции на стандартные партии не только без осмотра самого товара, но и вообще на не существующий товар.

 

Значение биржевых котировок   Биржевые котировки цен приобретают все большее значение. Цены на биржевые товары оперативно отражают

все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках, то есть биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент.

 

Котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе, становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры.

 

  Биржевые цены – это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах.

 

Несмотря на то, что на биржах совершается 20% торговых операций с сырьем, цены во внебиржевой торговле устанавливаются с ориентировкой на биржевые котировки. Биржевые котировки применяются в мировой торговле широким кругом сырьевых товаров минерального и сельскохозяйст-венного происхождения.

Так, на платиновой бирже в США реализуется 2-3% товара, обращающегося на мировом рынке, но ее котировки служат ориентиром для сделок на свободном рынке, а на бирже в Чикаго периодически собираются брокеры для определения цен на продукты питания для последующего использования этих цен в США.

Кроме того, если товар сам не фигурирует на бирже, но в своей основе содержит биржевой товар, то на него цена может быть установлена в привязке к биржевой котировке. Так, цену на медный купорос, в основе которого лежит медь (25%), можно установить на базе котировки на медь плюс стоимость переработки. Аналогично устанавливается цена на сульфат никеля: 40% никеля (цена на него по котировке) плюс стоимость переработки. Таким же методом могут быть рассчитаны цены на изделия из алюминия и других цветных металлов.

Операции на биржах активно используются для страхования торговых сделок и сырьевых запасов от изменения рыночных цен.

Таким образом, биржи оказывают существенное влияние на мировую торговлю. В современных условиях подавляющее число сделок совершается вне бирж по соглашениям между непосредственными производителями и конечными потребителями, причем часто на основе долгосрочных контрактов купли-продажи товара, в которых по поставкам предусматриваются текущие цены, основанные на биржевых котировках.

Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром, предполагает заключение контрактов с указанием в них даты проведения биржевого собрания, установленная на котором цена и станет продажной. В документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает возможность для биржевой спекуляции.

На современных фьючерсных биржах они выходят за рамки элементарного ориентира.

Таким образом, официальные котировки международных товарных бирж считаются наилучшим источником информации о мировых ценах, поскольку в наибольшей степени соответствуют всем признакам мировой цены.

 

Виды биржевых котировок   Важнейшими характерис-тиками котировок являются:

– конъюнктура рынка;

– соотношение спроса и предложения;

– количество совершенных сделок;

– динамика цен в течение биржевого периода.

Зависимость цен от конъюнктуры четко прослеживается при анализе данных биржевых торгов. Падение цен может быть вызвано удешевлением товаров на мировом рынке, сокращением платежеспособного спроса внутри страны, административным сдерживанием цен монополистов и затовариванием складов биржи. На сельскохозяйственную продукцию цены возрастают, как правило, до поступления нового урожая.

На товары устанавливаются цены (котировки) трех типов:

1) цена продавца, то есть цена, по которой владелец товара планирует его продать;

2) цена покупателя, то есть цена, по которой покупатель предполагает приобрести товар;

3) цена, по которой фактически была заключена сделка.

В зависимости от объекта торговли выделяют:

- срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент с условиями поставки через определенное время;

- котировки на реализуемые товары.

В отличие от публикуемых цен на реальный товар котировки не имеют частного характера. Между существующей фьючерсной котировкой и ценой на реальный товар существует разница: цена биржевой котировки выше реального товара. По фьючерсным контрактам разрешена поставка товара только основного сорта и более дешевого базиса, реальность которого очевидна в сроки поставки. Биржевые котировки меняются чаще, чем цены на реальный товар.

Кроме того, выделяют следующие виды котировок:

– с указанием диапазона цен первой и последней
сделок;

– с указанием промежуточных переломов в динамике в течение дня;

– комбинированное сочетание максимальной и минимальной цен сделок с начала и конца биржевого дня;

– отражение максимальной и минимальной цен;

– выделение типичной справочной цены сделки.

Наличие данных видов котировок позволяет участникам биржевой торговли ориентироваться в краткосрочных тенденциях изменения цен.

Таким образом, исходной информацией для котировок цен служат сведения о контрагентах сделок и ценах, по которым они хотели бы продать или купить товар («цена продавца» и «цена покупателя»), об объеме партии товара, цене сделки, условиях заключения и условиях торговли на бирже.

Формирование биржевых котировок   Котирование цен на товары должно осуществляться в соответствии со стандартами. Они могут носить как единич-

ный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

Котируются только те товары, сделки по которым совершаются систематически, то есть постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список – основу биржевого бюллетеня.

При котировке могут быть исключены цены, не отражающие рынка данного биржевого дня в следующих случаях:

– отсутствует предложение, а цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточно предложений;

– в течение дня по данному товару сделок не оказалось, а предыдущие цены на него не могут являться показателем
рынка.

Котировки устанавливаются не только на определенный сорт, который был принят в стандартном контракте, а также на определенное количество товара, являющееся единицей сделки на данной бирже. Руководство биржи определяет минимальный размер партии (лот) товара для реализации на бирже, который является кратным единице товара.

Эти определенные единицы могут различаться в зависимости от сорта товара, а также для одного и того же сорта товара на разных биржах.

Таким образом, при котировке выделяется минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчет.

Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелкооптовой – больше. Решается эта проблема с помощью одного из двух методов:

– выделением обычного объема партии, по которому совершается наибольшее количество сделок, а цены определяются исходя из партии и вносятся в бюллетень;

– выделением различных групп партий и определением котировальной цены для каждой из них.

При котировке учитываются и условия расчета по сделкам:

– на наличный товар;

– на срок.

Отражение базисных условий в официальных биржевых котировках традиционно. Базисные условия формируются во многом под действием предшествующей практики, когда сделки на бирже заключались только ради реального товара.

Биржевые котировки по основным видам сырья и топлива формулируются на условиях ценовой группы F (обычно на условиях FOB). Данная категория товаров имеет наиболее широкую сферу применения, реализуется в больших объемах, поэтому продавец поставляет товар лишь до базисных пунктов и основная транспортная составляющая в структуру цены не входит. По мере сужения сферы использования товара наблюдается переход от ценовой группы F к группам C и D, где продавец принимает на себя больший перечень расходов. Например, мировая цена на 95%-процентный алюминий – это официальная котировка Лондонской биржи металлов на условиях CIF – порты Великобритании, а на 99%-процентный алюминий – на условиях франко-склад Лондонской биржи металлов (т.е. цены группы D), так как алюминий этой марки имеет значительно более узкую сферу применения, транспортируется в сравнительно ограниченных объемах и продавец принимает на себя большую часть расходов.

Кроме того, на уровень цен и на котировку влияет такое обстоятельство, как форма статуса контрагентов. У государственных предприятий и организаций он обычно ниже, чем у частных лиц.

 

Таким образом, биржевая котировка представляет собой:

- фиксацию фактических контрактных цен;

- выведение типичной цены по биржевым сделкам за определенный период времени (как правило, биржевой день), которая является наиболее вероятной в силу исключения воздействия случайных факторов. По существу, это цена преобладающей реализации. При большом количестве сделок она исчисляется как средняя.

Биржевые котировки устанавливаются с регулярностью работы товарной биржи, например на Лондонской бирже цветных металлов – два раза в день: на утренней и вечерней сессиях.

Котировочная комиссия биржи регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. В зависимости от типа сделки публикуются биржевые котировки на товары с немедленной поставкой и отсрочкой поставки.

В частности, биржевые котировки первого вида на цветные металлы находят применение в расчетах скользящих цен на сложные машины и оборудование. Основной периодической публикацией по биржевым котировкам является журнал «Меtа1 Bulleitin».

 

  Биржевые котировки – это цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах и которые являются ценами реальных контрактов, заключаемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа.

 

Безусловно, биржевой рынок – это рынок конкурентный: продавцы и покупатели здесь не связаны торгово-политическими соглашениями и взаимной системой зачетов. Стандартность, однородность биржевых товаров обусловливает регулярность и масштабность сделок и, следовательно, регулярность подачи ценовой информации.

Таким образом, коммерческие условия, стандарты качества продаваемого товара, физический объем одной поставляемой партии и другие условия сделок, способных повлиять на цену, день ото дня, год за годом остаются неизменными. Благодаря этому биржевые котировки обладают уникальным свойством: они сопоставимы между собой без какой бы то ни было предварительной обработки. Официальные биржевые котировки – это цены фактических сделок, наиболее полно отражающие рыночную конъюнктуру и являющиеся наиболее объективной, методически ясной ценовой информацией.

 

Центры биржевой торговли   В международной внешнетор-говой практике специалисты ориентируются на котировки

наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME – London Metal Exchanqe), Чикагская торговая биржа (Chicaqo Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE – New York Cotton Exchanqe).

Основными центрами биржевых сделок являются:

- по зерну – Чикаго, Лондон, Ливерпуль, Роттердам, Милан, Антверпен;

- по сахару – Лондон, Нью-Йорк, Гамбург;

- по шерсти – Антверпен, Мельбурн, Сидней, Рубе (Франция);

- по цветным металлам – Лондон, Нью-Йорк;

- по натуральному каучуку – Лондон, Нью-Йорк, Амстердам, Сингапур, Куала-Лумпур;

- по хлопку – Нью-Йорк, Новый Орлеан, Чикаго, Ливерпуль, Сидней, Бомбей, Александрия, Сан-Паулу;

- по джуту – Калькутта, Карачи, Лондон;

- по натуральному шелку – Йокогаме, Кобе;

- по кофе – Нью-Йорк, Лондон, Гавр, Ливерпуль, Амстердам, Роттердам, Гамбург;

- по рису – Амстердам, Роттердам, Милан;

- по какао-бобам – Нью-Йорк, Лондон, Амстердам.

 

Цены на реальный товар и фьючерсные сделки &nbs
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...