Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система цен мирового хозяйства




 

Цены опосредуют все стадии воспроизводства мирового хозяйства. Это обусловливает существование единой системы цен. Основой внутренней взаимосвязи цен единой системы является соподчиненность стадий общественного производства.

 

 

  Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

 

В современной ценовой среде действуют различные системы цен.

Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку. Изменение уровня, структуры одного вида цен, предполагает изменение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.

Рассматриваемая система цен включает следующие виды цен:

- национальные (внутренние) цены;

- внешнеторговые цены;

- цены в международном совместном бизнесе;

- мировые цены;

- цены международных региональных рынков.

Национальные (внутренние) цены – это цены, которые обслуживают национальную экономику, формируются с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражают конъюнктуру товара на внутреннем рынке страны.

Внешнеторговые цены – это цены, которые обслуживают обороты импортируемой и экспортируемой продукции.

Цены в международном совместном бизнесе – это цены, которые обслуживают обороты товаров в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями и других форм международного совместного бизнеса.

Цены международных региональных рынков – это цены, которые являются конкретной формой реализации мировых цен и обслуживают международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товара.

Мировые цены – это цены, которые обслуживают мировой рынок в целом и наиболее полно отражают конъюнктуру товара в масштабе общего мирового рынка.

По мере углубления международной интеграции, усиливается взаимосвязь правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен.

При анализе системы цен необходимо учитывать следующее:

– многообразие видов цен рассматривать в единстве, так как изменение одних видов цен обязательно влечет изменение других видов цен;

– разнообразие цен, различие конкретных задач их установления не должны приводить к ценовым противоречиям, а должны быть подчинены общенациональным интересам.

Формирование мирового рынка прошло много стадий, прежде чем оформиться в центр межгосударственной торговли в его современном виде. Принято считать, что окончательное формирование мирового рынка закончилось к началу XX века.

Основа возникновения мирового рынка – это международное разделение труда и его международная кооперация. Мировой рынок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. По своей сути мировой рынок – это завершающая форма мировой экономики, сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда.

Мировой рынок обладает следующими характеристи-ками:

– является категорией товарного производства, где поиск и сбыт товаров выходит за рамки отечественных рынков;

– проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения.

И выполняет следующие функции:

– оптимизирует использование факторов производства (ресурсов, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар), показывая производителю, в каких отраслях и отдельных регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

– исключает из международного обмена товары, а зачастую и их производителей, которые не в состоянии соответствовать международным стандартам качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет также информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, по которым фирмы могут оценить и адаптировать параметры своего производства.

Будучи сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает и обратное влияние на производство, показывая ему что, сколько, по какой цене и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок является важнейшим измерителем экономических параметров для производителя товара и одновременно центральной категорией экономики.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является перемещение товаров между странами, что является основой международной торговли.

 

  Мировая цена – этоденежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Интернациональная стоимость – это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых общественно нормальных условиях производства и среднемировом уровне производи- тельности интенсивности труда.

 

Однако интернациональную стоимость можно рассматривать и как средние затраты факторов производства на изготовление товаров, поступающих в международную торговлю. На практике она отражает затраты основных экспортеров по производству и реализации продукции. В связи с этим интернациональные цены являются для производителей исходной основой цен мировых товарных рынков.

Безусловно, интернациональная цена производства, представляющая собой превращенную форму интернациональной стоимости, является основой цены со стороны предложения.

Продавец всегда заинтересован в повышении цены, в то время как покупатель стремится купить товар по более низкой цене. И только когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, устанавливается равновесная цена, которая приемлема и для продавца, и для покупателя на мировом рынке.

Таким образом, интернациональная стоимость формируется преимущественно под влиянием условий производства в тех странах, которые являются главными поставщиками товара на мировой рынок, и лежит в основе формирования мировой цены.

Безусловно, ценами международной торговли являются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых в определенных центрах международной торговли известными фирмами – экспортерами и импортерами соответствующей продукции.

Монопольные цены   На ценообразование помимо интернациональной цены про-

изводства, спроса и предложения действует еще целый ряд факторов таких, как:

- валюты платежа;

- условия расчета;

- характер поставки товара;

- условия реализации товара;

- место и время продажи товара;

- монопольные цены;

- другие экономические и неэкономические факторы.

В мировом хозяйстве стали оказывать все большее влияние концерны, имеющие предприятия во многих странах мира и стремящиеся к монополизации производства целого ряда продуктов. Для завышения цен крупнейшие компании используют монополию качества. Это создает условия для установления монопольно высоких мировых цен на отдельные виды продукции, отклоняющиеся от интернациональной цены производства.

 

  Цены монопольные – это разновидность рыночных цен товаров в международной торговле, которая связана с использованием особых условий производства и реализации, обеспечивающих получение большей прибыли.

 

В современных условиях ряд новых факторов ведет к ослаблению доли монопольных цен в международной торговле. В условиях НТР постоянно появляются новые виды продукции, зачастую имеющие те же свойства, что и уже производимые. Это обостряет конкурентную борьбу между компаниями различных отраслей. Идет борьба за завоевание определенной части совокупного спроса мирового рынка. Это сужает сферу распространения монопольных цен.

На это же направлена и политика молодых освободившихся стран, препятствующих установлению монопольно высоких цен при покупке товаров у компаний промышленно развитых стран. Особое значение имеет борьба развивающихся стран против монопольно низких цен на поставляемые ими на мировой рынок сырье и продовольствие.

Все это является подтверждением того, что на мировом рынке существует множественность цен, то есть разные цены на одинаковый товар в одно и то же время продажи, на которые влияют экономические и неэкономические факторы.

 

Признаки мировой цены   Основой для расчета экспорт-ных и импортных цен в рос-сийской внешнеторговой пра-

ктике выступают цены основных товарных рынков. Для более правильной оценки уровня мировой цены принимаются во внимание как экспортные, так и импортные цены на соответствующие товары. Они являются показателями, отражающими среднемировые условия производства, реализации и потребления конкретных товаров и обеспечивающими обмен товарами на эквивалентной основе.

Будучи ценой отдельных экспортеров или импортеров, мировые цены отличаются от внутренних цен отдельных стран. Это связано с различиями условий и функционирования мировых и внутренних рынков, спецификой ценообразующих факторов. Обычно мировые цены ниже внутренних в связи с применением в нашей экономике ряда экономических инструментов (пошлины, сборов, налогов), повышающих уровень цен. Разрыв в уровне мировых и внутренних цен на конкретные товары может достигать 30% и более.

Большая глубина дифференциации цен связана с сильным воздействием транспортного фактора, особенно по сырьевым, сельскохозяйственным и топливным товарам.

Транспортные расходы в мировых ценах на готовую продукцию составляют в среднем 1-2%, а по остальным товарам – 20-25%, а иногда и более.

Однако к категории мировых цен могут быть отнесены только те цены внешнего рынка, которые в наибольшей степени характеризуют состояние международной торговли. Это цены:

-на товары ведущих производителей, имеющих существенную долю в общем объеме производства и реализации аналогичной продукции на соответствующем мировом рынке;

– на товары тех регионов мира, в которых сосредоточено их) торговля (для товаров сырьевой группы), – цены базисных рынков, в частности для нефти и нефтепродуктов – это цены портов Персидского и Мексиканского заливов, а в Европе – портов Антверпен, Роттердам и Амстердам;

– регулярных операций, поскольку цены сделок, носящих случайный, эпизодический характер, не являются представительными;

– установленные в свободно конвертируемой валюте. Это цена товаров в сделках, платежи по которым ведутся в свободной торговле наличными в свободно конвертируемой валюте в рассматриваемый период;

-по которым производятся крупные экспортные и импортные сделки на условиях обычных для большинства товарных рынков, то есть цены должны носить раздельный коммерческий характер. Исключаются товарообменные операции (бартер, компенсация), поставки товаров в рамках государственной помощи, реализация продукции совместных предприятий, «связанный» характер которых существенно влияет на цены;

– в той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные) на одинаковой транспортной основе;

– операций, осуществляемых в условиях свободного торгово-политического режима, то есть в качестве мировых цен не могут служить, например цены, установленные в рамках замкнутых экономических группировок (так называемые цены «закрытого рынка»).

 

 

Особенности выбора мировых цен   Определение мировой цены конкретного товара имеет свои особенности в зависи-мости от его характера – это

сырьевые товары или продукция обрабатывающей промышленности, в частности машинно-технических изделий. Достаточно просто определить мировую цену на сырьевые товары, так как их источники привязаны к определенным географическим районам, в то время как производство широкого ассортимента готовой продукции организовано практически повсеместно. На рынке выступает большое количество стран-конкурентов. Кроме того, сфера применения сырьевых товаров относительно стабильна в отличие от промышленной продукции, условия эксплуатации которой существенно отличаются по конкретным потребителям, а ее ассортимент очень широк. Поэтому на рынках готовой продукции наблюдается значительный спектр цен на изделия одинакового назначения.

Исходя из особенностей ценообразования, обычно выделяют две группы цен:

- на продукцию обрабатывающей промышленности;

- на сырье.

Мировыми ценами на продукцию обрабатывающей промышленности обычно являются экспортные цены крупных компаний производителей и экспортеров этой продукции. Экспортные цены базируются на ценах этих субъектов на внутреннем рынке, которые чаще всего рассчитываются по одному из следующих методов:

- методу полных затрат;

- методу прямых затрат.

По методу полных затрат суммируются все затраты, связанные с производством продукции, и к ним добавляется величина предполагаемой прибыли. Полученный таким образом ожидаемый доход от реализации делится на количество
производимых за месяц товаров. В результате получается цена производства одной единицы изделия.

По методу прямых затрат сначала определяются несколько вариантов предполагаемых цен и соответствующие предполагаемые объемы продаж. Из полученной величины ожидаемого дохода вычитаются прямые (переменные) затраты. Тем самым определяется наценка – маржинальная прибыль на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж. Из полученной маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы. Полученная прибыль сравнивается по всем вариантам, после чего определяется, какая из предполагаемых цен может обеспечить максимальную прибыль.

Цены, рассчитанные по одному из двух методов, уточняются с помощью системы скидок с цены и надбавок к цене в зависимости от состояния конъюнктуры.

Определенное значение могут иметь так называемые удельные цены, то есть цены, рассчитанные на единицу производительности мощности.

Однако определить мировые цены на машины и оборудование достаточно сложно. Здесь приходится учитывать подробную качественную технико-экономическую характеристику сопоставляемых изделий, условий эксплуатации, коммерческих условий сделки. Основную проблему представляет получение объективной информации о рынке готовых изделий, особенно машин и оборудования. Трудности усугубляются недостатком справочных материалов, в отличие от сырьевых товаров, по которым имеется широкий круг регулярно публикуемых изданий, в которых дается подробная информация о мировых ценах.

При установлении мировых цен на сырьевые товары основную роль играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих рынках. Для некоторых видов сырьевых товаров цены устанавливаются основными экспортерами. Особое значение при формировании цен на многие виды сырьевых товаров имеют соответствующие объединения стран экспортеров или производителей, что совсем не характерно для ценообразования на продукцию обрабатывающей промышленности.

По сырьевым товарам мировую цену определяют стра-ны – основные поставщики, в частности:

- по алюминию и пшенице – экспортные цены Канады;

- по пиломатериалам – экспортные цены Швеции;

- по цветным металлам – цены Лондонской биржи цветных металлов;

- по нефти – экспортные цены стран-членов ОПЕК;

- по пушнине – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов;

- по тканям – цены Лондонской биржи;

- по углю – импортные цены в западноевропейских портах.

Следовательно, решающую роль играют ведущие фирмы-производители, имеющие и экспортирующие определенные типы и виды изделий. Их цены могут быть использованы в качестве мировых. Необходимо выбрать наиболее представительную цену, что бывает очень сложно, так как производят аналогичную продукцию десятки фирм. По сырьевому признаку можно взять в качестве мировых цен цены двух-трех поставщиков. Цены эти более или менее устойчивы и сопоставимы с учетом сорта, качества и приведены к конкретным условиям поставки. Импортные цены обычно приводят к условиям поставки «CIF – российский порт», или «поставка до границы», а экспортные – «FOB – российский порт», или «поставка до границы».

Таким образом, на практике мировая цена выступает как цена важнейших продавцов и покупателей или основных центров международной торговли и устанавливается в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром в свободно конвертируемой валюте.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН

 

Изучение мировых цен требует четкого представления о существующих в рыночном хозяйстве видах цен.

 

Виды цен зависимости:   Независимо от масштабов обслуживания рынка различа-ют следующие виды цен в

1) от сферы обслуживания национальной экономики:

- цены оптовые;

- цены розничные;

- цены закупочные;

- цены на продукцию строительства;

- тарифы;

- цены внешнеторговые;

2) от степени регулирования государством:

- цены рыночные (свободные);

- цены регулируемые;

3) от стадии ценообразования:

- цены оптовые изготовителя;

- цены оптовые отпускные;

- цены оптовые закупки;

- цены розничные;

4) от базисных условий поставки:

- «Инкотермс-2000»:

- цены группы Е;

- цены группы F;

- цены группы C;

- цены группы D;

- «франко»:

- цены франко-склад поставщика;

- цены франко-станция отправления;

- цены франко-вагон станция отправления;

- цены франко-вагон станция назначения;

- цены франко-станция назначения;

- цены франко-склад потребителя;

5) от формы организации торговли и характера ценовой информации:

- публикуемые:

- цены фактических сделок (контрактные цены);

- биржевые цены (котировки);

- цены товарных аукционов;

- цены международных торгов;

- справочные цены;

- цены прейскурантов, каталогов, проспектов;

- цены предложений (оферт);

- цены статистические;

- расчетные.

Таким образом, изучение цен мировых товарных рынков требует четкого представления о существующих в рыночном хозяйстве видах цен.

 

 

Характеристика цен

 

Цены, отражающие особенности сфер национальной экономики   Цены оптовые – это вид цен, по которым промышленные предприятия продают свою продукцию крупными пар-тиями предприятиям, фирмам,

сбытовым и посредническим организациям, оптовым и торговым компаниям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

В зарубежной практике оптовые цены используются в обороте между изготовителями товаров и фирмами оптовой торговли, а также между оптовыми и розничными торговцами. По экономическому содержанию и уровню оптовые цены близки к так называемым ценам производителей, публикуемым в различных информационных источниках (цены каталогов, проспектов, прейскурантные).

В международной торговле преобладают оптовые операции, осуществляемые по оптовым экспортным (импортным) ценам, уровень которых обычно несколько ниже, чем уровень внутренних оптовых цен. Это необходимо учитывать при расчетах и обосновании внешнеторговых цен.

Цены розничные – это цены конечной реализации товаров народного потребления. По розничным ценам покупает товары в основном население, а также предприятия и организации при их закупке через розничную торговую сеть. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами.

Цены закупочные – это цены, по которым сельскохозяйственные производители (государственные, кооперативные и частные сельскохозяйственные предприятия) реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству, негосударственным организациям и предприятиям (например, мясокомбинаты, молокозаводы). Однако, если эти производители реализуют продукцию несельскохозяйственного происхождения (например, технику), то используются в этом случае оптовые цены. Кроме того, сельскохозяйственная продукция реализуется данными предприятиями населению по розничным ценам. В больших объемах сельскохозяйственная продукция закупается в основном государственными органами для создания фондов как материальной основы государственной политики.

Необходимо отличать «закупочные цены» от «цен государственных закупок».

Цены государственных закупок – это цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Продукция, закупаемая государством, характеризуется повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, топлива, зерно, хлопок
и др.).

Цены на продукцию строительства. Относительно строительной продукции данные цены называются сметными. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м малярных работ).

Тарифы – это цены на товары особого рода – услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. Поэтому у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. Оказание услуги, как правило, совпадает с моментом потребления и производства, таким образом, отсутствует необходимость в посреднике. Это обусловливает особенность оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», а не понятие «цены на услуги».

В зависимости от сферы обслуживания различают
тарифы:

- оптовые – тарифы на грузовой транспорт, связь и другие услуги для юридических лиц;

- розничные – тарифы на услуги для населения.

Цены внешнеторговые – это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров. Формирование цен этой группы принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее эффективен метод использования конкурентных материалов, то есть информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

Цены экспортные – это цены, по которым промышленные предприятия или внешнеторговые посредники продают отечественные товары на мировом рынке. Эти цены определяются следующим образом:

- выбором на мировом рынке цены-ориентира;

- приведением цены-ориентира к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, платежа, страхования, хранения);

- включением в цену экспортной пошлины;

- переводом цены в валюту страны-экспортера по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату заключения сделки.

Экспортные цены, как правило, ниже цен внутреннего рынка, что связано с острейшей конкуренцией на мировых рынках.

Цены импортные – это цены, по которым российские предприниматели закупают товары на мировом рынке. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса и расходов на реализацию данного товара на отечественном рынке. Значительную долю в структуре импортных цен занимают косвенные налоги (НДС, акциз).

 

Цены, отражающие степень регулирования их государством   Цены рыночные – это цены, свободные от прямого цено-вого вмешательства государ-ства. Однако они не свободны от действия прочих рычагов,

не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен, в частности развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для продавца повышение цен, но, несмотря на это, данные цены правильнее называть свободными, или рыночными, так как прямого ограничения на них нет. Вместе с тем, как свидетельствует мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно пропорциональны степени общего вмешательства государства в экономику.

Цены регулируемые этоцены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения и др.).

7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В данном постановлении отмечается: «… не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

Регулирование цен – одно из ведущих направлений в
области государственного воздействия на ценообразование.

Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику. Административное регулирование цен проводится посредством установления следующих видов цен:

– фиксированных цен и тарифов;

– предельных цен и тарифов;

– предельных коэффициентов изменения цен;

– предельного уровня рентабельности.

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством России и Федеральными органами исполнительной власти, входит следующее:

– газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);

– продукция ядерно-топливного назначения;

– электроэнергия и теплоэнергия – тарифы, которые регулируются Федеральной энергетической комиссией: перекачка, перевалка и налив нефти;

– продукция оборонного значения;

– драгоценные металлы, драгоценные камни;

– протезно-ортопедические изделия;

– перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

– перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

– обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

– отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством России.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов России, включает:

– газ – населению и жилищно-строительным кооперативам;

– электроэнергию и теплоэнергию;

– топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

– перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

– оплату населением жилья и коммунальных услуг;

– ритуальные услуги;

– услуги систем водоснабжения и канализации;

– торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

– услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством России;

– перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов России предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

– снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;

– наценки на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

– торговые надбавки к ценам на продукты детского питания;

– перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;

– перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;

– перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местных сообщениях и на переправах;

– перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;

– услуги, оказываемые предприятиями промышленности, железнодорожным транспортом на подъездных путях.

Основными рычагами прямого ценового регулирования являются:

– установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка);

– вариант – определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;

– ограничения роста цены путем регламентирования рентабельности в процентах к себестоимости;

– установление ограничений на посреднические вознаграждения;

– определение нижнего предела цены.

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции.

Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь, акцизов), являющихся важной статьей бюджета.

Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства – общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий – производителей аналогичной прогрессивной продукции.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования являются фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

К государственным методам регулирования цен отно-сятся:

- предварительное уведомление продавцом об изменении цен;

- декларирование цен продавцом;

- совместное соглашение о ценах между продавцом и государством.

 

Цены, отражающие стадии ценообразования   Дифференциация цен по ста-диям ценообразования отра-жает количественную связь между ценами, складыва-

ющимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является элементом цены последующей стадии

Цены оптовые изготовителя – это цены, которыеформируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции на производство и реализацию и обеспечить планируемую прибыль:

 

, (2)

 

где – цена оптовая изготовителя (усл. ед.);

– прибыль изготовителя (усл. ед.).

Эти цены, как правило, не совпадают с рыночными ценами и отражаются в ценах каталога, проспекта, прейскуранта.

Разновидностью цен изготовителя являютсявнутрихозяйственные цены, или трансфертные цены,– это цены, которые используются для расчета между подразделениями хозяйственной структуры. Данные цены, как правило, не ориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, а призваны решать внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной структуры. В частном случае внутрихозяйственные цены количественно могут совпадать с ценами изготовителя.

Цены оптовые отпускные – этоцена изготовителя, увеличенная на размер косвенных налогов, являющихся важнейшими статьями дохода бюджетов:

 

, (3)

 

где – цена оптовая отпускная (усл. ед.);

– косвенные налоги (усл. ед.).

 

Цены оптовые закупки – это оптовая отпускная цена, увеличенная на размер посреднической надбавки, то есть она формируется на стадии посредничества:

 

; (4)

 

, (5)

 

где – цена оптовая закупки (усл. ед.);

– посредническая надбавка (усл. ед.);

– издержки посредника (усл. ед.);

– прибыль посредника (усл. ед.);

– косвенные налоги (усл. ед.).

Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор), но, в любом случае, это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

Оптовые цены закупки обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена.

Цены розничные – это оптовая цена закупки, увеличенная на размер торговой надбавки, котораяформируется в сфере розничной торговли:

 

; (6)

 

; (6а)

 

, (7)

 

где – цена розничная (усл. ед.);

– торговая надбавка (усл. ед.);

– издержки торговли (усл. ед.);

– прибыль торговли (усл. ед.);

– косвенные налоги (усл. ед.).

 

Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Таким образом, цены производителей отражают все денежные затраты предприятий (фирмы) на изготовление и реализацию продукции. При переходе от цен производителя к о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...