Метапредметные результаты. Метапредметные результаты
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты изучения истории в ос- новной школе выражаются в следующих качествах и дей- ствиях. ИСТОРИЯ. 5—9 классы 41 В сфере универсальных учебных познавательных действий: —владение базовыми логическими действиями: систематизи- ровать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явле- ний; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и раз- личия; формулировать и обосновывать выводы; —владение базовыми исследовательскими действиями: опре- делять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; си- стематизировать и анализировать исторические факты, осу- ществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять но- визну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообще- ние, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др. ); —работа с информацией: осуществлять анализ учебной и вне- учебной исторической информации (учебник, тексты истори- ческих источников, научно-популярная литература, интер- нет-ресурсы и др. ) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; вы- сказывать суждение о достоверности и значении информа- ции источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных дей- ствий:
—общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и ар- гументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты вы- полненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и соци- альном окружении; —осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных це- лей; планировать и осуществлять совместную работу, кол- лективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами 42 Примерная рабочая программа команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: —владение приемами самоорганизации своей учебной и обще- ственной работы (выявление проблемы, требующей реше- ния; составление плана действий и определение способа ре- шения); —владение приемами самоконтроля — осуществление само- контроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом уста- новленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и дру- гих: —выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; —ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); —регулировать способ выражения своих эмоций с учетом по- зиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Во ФГОС ООО 2021 г. установлено, что предметные резуль- таты по учебному предмету «История» должны обеспечивать: 1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и миро- вой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; 2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; 3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач; 4) умение рассказывать на основе самостоятельно составлен- ного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; 5) умение выявлять существенные черты и характерные при- знаки исторических событий, явлений, процессов; ИСТОРИЯ. 5—9 классы 43 6) умение устанавливать причинно-следственные, простран- ственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г. ); харак- теризовать итоги и историческое значение событий; 7) умение сравнивать исторические события, явления, про- цессы в различные исторические эпохи; 8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический матери- ал, в том числе используя источники разных типов; 9) умение различать основные типы исторических источни- ков: письменные, вещественные, аудиовизуальные; 10) умение находить и критически анализировать для реше- ния познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их пол- ноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из дру- гих источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту/схе- му; характеризовать на основе исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять ин- формацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников; 12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; представлять историческую инфор- мацию в виде таблиц, схем, диаграмм; 13) умение осуществлять с соблюдением правил информаци- онной безопасности поиск исторической информации в спра- вочной литературе, Интернете для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации; 14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского об- щества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России 44 Примерная рабочая программа (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Мини- стерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. С. 87—88). Указанные положения ФГОС ООО развернуты и структури- рованы в программе в виде планируемых результатов, относя- щихся к ключевым компонентам познавательной деятельности школьников при изучении истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, со- циальной практике. Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают: —целостные представления об историческом пути челове- чества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой исто- рии;
—базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории; —способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущ- ности и значения событий и явлений прошлого и современ- ности; —умение работать: а) с основными видами современных источ- ников исторической информации (учебник, научно-популяр- ная литература, интернет-ресурсы и др. ), оценивая их ин- формационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода; б) с историческими (аутентичны- ми) письменными, изобразительными и вещественными источниками — извлекать, анализировать, систематизиро- вать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять информационную ценность и значимость источ- ника; —способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий; —владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории; —способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении как основу диалога в поликультур- ной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, ИСТОРИЯ. 5—9 классы 45 национальной и религиозной принадлежности на основе цен- ностей современного российского общества; —осознание необходимости сохранения исторических и куль- турных памятников своей страны и мира; —умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, про- цессов прошлого с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в. Достижение последнего из указанных предметных результа- тов может быть обеспечено введением отдельного учебного мо- дуля «Введение в Новейшую историю России»1, предваряюще- го систематическое изучение отечественной истории XX— XXI вв. в 10—11 классах. Изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных эта- пах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Великая российская революция 1917—1922 гг., Великая Оте- чественная война 1941—1945 гг., распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г. ). Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоз- зренческие и метапредметные компоненты. Предметные результаты проявляются в освоенных учащими- ся знаниях и видах деятельности. Они представлены в следую- щих основных группах:
1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хро- нологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соот- носить год с веком, устанавливать последовательность и дли- тельность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: ха- рактеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифи- цировать) факты по различным признакам. 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д. ): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показы- вать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др. 1 Цели изучения данного модуля, его содержание, планируемые ре- зультаты освоения отражены в Примерной рабочей программе учеб- ного модуля «Введение в Новейшую историю России».
46 Примерная рабочая программа 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников)1: проводить поиск необходимой ин- формации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др. ); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника. 5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; харак- теризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объек- тов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. 6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его опи- сание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; рас- крывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки истори- ческих событий и личностей, изложенные в учебной литерату- ре; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдель- ных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику историче- ской личности (по предложенному или самостоятельно состав- ленному плану). 8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в шко- ле и внешкольной жизни, как основу диалога в поликультур- ной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры. Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планиро- вания и организации познавательной деятельности школьни- 1 Исторические источники выделены из широкого круга источни- ков исторической учебной и внеучебной информации как особая совокупность материалов исторических эпох и специальный объект исторического анализа. ИСТОРИЯ. 5—9 классы 47 ков при изучении истории (в том числе — разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигну- тых учащимися результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|