Средние века: поня- тие, хронологические рамки и периодиза- ция Средневековья
Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков
Народы
Падение Западной
Показывать на исторической карте маршруты перемещения
Европы
Римской империи
варварских народов в Европе в V—VI вв. и наиболее значительные
в раннее
и возникновение
варварские королевства, основанные в бывших владениях Запад-
Средневеко-
варварских коро-
ной Римской империи.
вье (4 ч)
левств. Завоевание
Характеризовать общественное устройство германских племен,
франками Галлии.
объяснять, в чем состояли его отличия от римских порядков.
Хлодвиг. Усиление
Рассказывать, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королем,
королевской власти.
укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом
Салическая правда.
христианства.
Принятие франками
христианства.
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Франкское государ- ство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управле- ние империей.
«Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значе- ние.
Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда, майордом, бенефиций.
Рассказывать об обстоятельствах перехода королевской власти к династии Каролингов.
Рассказывать, используя историческую карту, о завоеваниях Карла Великого.
Представлять характеристику Карла Великого, давать оценку его деятельности. Объяснять смысл понятия «Каролингское возрожде- ние».
Характеризовать обстоятельства и причины распада державы Карла Великого, показывать на исторической карте владения, на которые она распалась.
Образование госу- дарств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье.
Норманны: обще- ственный строй, завоевания. Ранние славянские государ- ства. Возникновение
Рассказывать о создании государств на территории бывшей империи Карла Великого — во Франции, германских и итальян- ских землях.
Обозначать на ленте времени последовательность завоеваний Британских островов англами и саксами, норманнами в раннее Средневековье. Рассказывать о нормандском завоевании Англии в XI в.
Характеризовать общественный строй норманнов, показывать на исторической карте маршруты их походов.
Показывать на исторической карте государства, возникшие
в раннее Средневековье в Восточной Европе (государства славян- ских народов, венгров).
Венгерского королев- ства. Христианиза- ция Европы. Свет- ские правители
и папы
Объяснять значение принятия христианства восточноевропейски- ми народами. Рассказывать о просветительской миссии Кирилла и Мефодия.
Раскрывать значение понятий и терминов: норманн, конунг, эрл, драккар, путь «из варяг в греки», миссионер, латиница, кирил- лица.
Объяснять, из-за чего возникали конфликты между императорами Священной Римской империи и римскими папами.
Извлекать и анализировать информацию из исторических источников (фрагментов Салической правды, документов, хроник)
Византийская империя
в VI—XI вв.
(2 ч)
Территория, населе- ние империи ромеев. Византийские императоры; Юсти- ниан I. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне.
Власть императора и церковь. Культура Византии. Образова-
ние и книжное дело. Художественная культура (архитекту- ра, иконопись)
Характеризовать, используя историческую карту, географическое положение и состав населения земель, входивших в Восточную часть Римской империи.
Рассказывать о власти византийских императоров.
Представлять характеристику личности и деятельности императо- ра Юстиниана I (завоевания, законодательство, строительство).
Объяснить значение понятий и терминов: ромеи, басилевс, кодекс Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный собор, фема.
Раскрывать, какое место занимала церковь в византийском государстве, как складывались отношения императоров и патриар- хов.
Характеризовать отношения Византии с соседними государствами и народами, в том числе Русью.
Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства византийских храмов, используя иллюстрации учебника.
Характеризовать культурное наследие Византии, ее вклад в миро- вую культуру
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Арабы
Природные условия
Рассказывать о расселении и основных занятиях арабских племен.
в VI—ХI вв.
Аравийского полу-
Объяснять, в чем заключался главный смысл проповедей пророка
(2 ч)
острова. Основные
Мухаммада, чем отличалось его учение от традиционных верова-
занятия арабов.
ний арабов.
Традиционные
Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна,
Рассказывать о создании централизованных государств в Англии,
Франции. Столетняя
Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты
война; Ж. Д’Арк.
этих процессов и особенности отдельных стран.
Священная Римская империя в ХII—
ХV вв. Польско-ли- товское государство в XIV—XV вв.
Реконкиста и образо- вание централизован- ных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские государства в XII— XV вв. Развитие экономики в евро- пейских странах
в период зрелого Средневековья. Обострение социаль- ных противоречий
в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Называть причины, главных участников, ключевые события и итоги Столетней войны. Объяснять, чем известна в истории Жанна Д’Арк.
Раскрывать особенности политического развития земель Священ- ной Римской империи и итальянских государств.
Рассказывать о развитии сельского хозяйства и усилении городов в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья.
Объяснять причины обострения социальных противоречий в горо- дах и деревнях.
Называть крупнейшие восстания XIV в. (Жакерия, восстание под руководством Уота Тайлера).
Представлять характеристику гуситского движения в Чехии и Гуситских войн 1419—1434 гг.
Византийская империя и славян- ские государства
в XII—XV вв. Экспансия турок- османов. Османские завоевания на Балканах.
Показывать на исторической карте территории и государства, завоеванные османами в XIV—XV вв.
Рассказывать о взятии османами Константинополя. Объяснять, как было воспринято современниками это событие и какие послед- ствия оно имело
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Падение Константи- нополя
Культура
Представления
Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека
средневеко-
средневекового
и общества.
вой Европы
человека о мире.
Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах.
(2 ч)
Место религии
Рассказывать, когда и в каких странах появились первые европей-
в жизни человека
ские университеты, кто выступал их основателями.
и общества. Образо-
Объяснять значение понятий и терминов: университет, магистр,
вание: школы
лекция, диспут, схоластика.
и университеты.
Раскрывать, в чем проявлялся сословный характер средневековой
Сословный характер
культуры, приводить примеры разных литературных жанров.
культуры. Рыцар-
Характеризовать основные черты романского и готического стилей
ская литература.
в художественной культуре, выявлять их в изображениях архи-
Городской и кре-
тектурных сооружений.
стьянский фольклор.
Раскрывать значение понятий и терминов: романский стиль,
Романский и готиче-
готика, гуманизм, Возрождение.
ский стили в художе-
Называть известных представителей европейского гуманизма
ственной культуре.
и Раннего Возрождения, объяснять, что было новым в их взглядах
Развитие знаний
на мир и человека.
о природе и челове-
Представлять рассказ (сообщение) о жизни и творчестве мастеров
ке. Гуманизм. Раннее
Раннего Возрождения (по выбору).
Возрождение: худож-
Раскрывать значение изобретения европейского книгопечатания
Показывать на исторической карте территории крупнейших государств Востока в Средние века.
Рассказывать, используя историческую карту, о возникновении Османского государства и завоеваниях турок-османов в XIII— XV вв.
Характеризовать систему управления Османской империей, политику османов в отношении покоренных народов.
Монгольская держава: обществен- ный строй монголь- ских племен, завое- вания Чингисхана
и его потомков, управление подчи- ненными территори- ями.
Систематизировать в форме таблицы информацию о завоеваниях монголов в правление Чингисхана и его наследников.
Рассказывать об организации и вооружении монгольского войска. Показывать на карте территории главных улусов монгольской державы и объяснять, как монголы управляли завоеванными землями.
Китай: империи, правители и поддан- ные, борьба против завоевателей.
Объяснять, как было организовано управление средневековыми китайскими империями, как осуществлялась подготовка импера- торских чиновников.
Характеризовать важнейшие изобретения китайцев в VII—XIII вв. и объяснять, как эти изобретения попадали к другим народам.
Япония: образова- ние государства, власть императоров и управление сегу- нов.
Объяснять, каким было положение императора в Японии и какую роль в управлении страной играли сегуны.
Рассказывать о религиозных верованиях жителей Японии. Сравнивать статус и кодекс поведения японского самурая и евро- пейского рыцаря, определять, что было общим.
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Индия: раздроблен- ность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делий- ский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Тради- ционные искусства
и ремесла
Рассказывать, используя историческую карту, о мусульманском завоевании Индии и создании Делийского султаната.
Используя иллюстрации, рассказывать о культуре народов Восто- ка в V—XV вв., распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях, произведениях живописи
Государства доколумбовой Америки
в Средние века(1 ч)
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верова- ния, культура.
Появление европей- ских завоевателей
Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их жизни, основных занятиях.
Называть и показывать на исторической карте крупные государ- ства, существовавшие в Америке в эпоху Средневековья.
Систематизировать материал о цивилизациях средневековой Америки в таблице (территория, главные города, правители, религиозные верования, знания, искусство).
Представлять сообщение (презентацию) о художественной культу- ре одной из средневековых цивилизаций Америки (по выбору)
Обобщение
(1 ч)
Историческое и культурное наследие Средних веков
История России. От Руси к Российскому государству (45 ч)
Введение
(1 ч)
Место и роль России в мировой истории. Периодизация и
Объяснять, что изучает история Отечества.
Различать виды исторических источников, с опорой на приобре- тенные ранее знания (5—6 кл. ).
источники россий- ской истории
Характеризовать источники по российской истории. Показывать своеобразие геополитического положения России с опорой на историческую карту
Народы
Заселение террито-
Находить и показывать на исторической карте места расселения
и государства
рии нашей страны
древнего человека на территории России, древние государства
на территории
человеком. Особенно-
Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
нашей страны
сти перехода от
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих
в древности.
присваивающего
и кочевых племен, народов.
Восточная
хозяйства к произво-
Характеризовать культурное наследие древних цивилизаций на
Европа
дящему. Ареалы
территории нашей страны (привлекая знания из истории Древнего
в середине
древнейшего земледе-
мира).
I тыс. н. э.
лия и скотоводства.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
(5 ч)
Скифы и скифская
Показывать на исторической карте территории расселения восточ-
культура. Античные
ных славян; извлекать из карты информацию о природных
города-государства
условиях, влияющих на занятия славян.
Северного Причерно-
Характеризовать общественный строй и политическую организа-
морья. Боспорское
цию восточных славян.
царство. Пантикапей.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Античный Херсонес.
Объяснять смысл понятий и терминов: ислам, иудаизм, подсечная
Скифское царство
система земледелия, присваивающее хозяйство, производящее
в Крыму. Дербент.
хозяйство, язычество
Великое переселение
народов. Славянские
общности Восточной
Европы и их соседи.
Хозяйство восточных
славян, их обще-
ственный строй и
политическая орга-
низация. Возникно-
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
вение княжеской власти. Традицион- ные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария
Русь в IX —
Образование
Раскрывать предпосылки и называть время образования государ-
начале XII в.
государства Русь.
ства Русь.
(13 ч)
Исторические усло-
Показывать на исторической карте территорию государства Русь,
вия складывания
главные торговые пути, крупные города. Извлекать из историче-
русской государ-
ской карты информацию о направлениях походов князей (Олега,
ственности.
Игоря, Святослава).
Начало династии
Систематизировать информацию о деятельности первых русских
Рюриковичей.
князей (в виде таблицы).
Формирование
Приводить примеры взаимоотношений Руси с соседними племена-
территории государ-
ми и государствами.
ства Русь. Дань
Давать оценку значению принятия христианства на Руси.
и полюдье. Первые
Объяснять смысл понятий и терминов: государство, Русь, христи-
странами Централь- ной, Западной и Северной Европы, кочевниками евро- пейских степей. Путь
«из варяг в греки». Волжский торговый путь.
Князь Владимир. Принятие христиан- ства и его значение. Византийское насле- дие на Руси.
Русь в конце X — начале XII в.
Территория, органы власти, социальная структура, хозяй- ственный уклад, крупнейшие города Восточной Европы. Территориально- политическая струк- тура Руси. Борьба за власть между
сыновьями Владими- ра Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Влади- мир Мономах.
Характеризовать политический строй Руси, внутреннюю и внеш- нюю политику русских князей в конце X — первой трети XII в. Раскрывать значение съезда князей в Любече.
Извлекать информацию из письменных источников: «Русской Правды», «Устава» Владимира Мономаха и использовать ее
в рассказе о положении отдельных групп населения Руси. Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (привлекая дополнительные источники информации).
Рассказывать о роли Православной церкви на Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: вече, вотчина, люди,
смерды, закупы, холопы, посадник, десятина, митрополит, мона- стырь, инок (монах).
Описывать древнерусский город; рассказывать о жизни горожан.
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Русская церковь. Древнерусское право: Русская Правда.
Внешняя политика и международные связи.
Культурное пространство. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Формирование единого культурного пространства. Пись- менность. Распро- странение грамотно- сти, берестяные грамоты.
Появление древне- русской литературы. Произведения летописного жанра.
«Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведе- ния Владимира Моно- маха. Иконопись.
Характеризовать основные достижения культуры Древней Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: крестово-купольный храм, фреска, мозаика, берестяные грамоты, летопись, житие, былины. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески
и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.
Осуществлять поиск информации для проектной работы «Как жили наши предки в далеком прошлом» (на материале истории края, города)
Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строитель- ства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская.
Ремесло. Военное дело и оружие
Русь в сере-
Формирование
Называть время и раскрывать причины и последствия распада
дине XII —
системы земель —
Руси на отдельные самостоятельные земли.
начале XIII в.
самостоятельных
Извлекать из исторической карты информацию о географическом
(6 ч)
государств. Важней-
положении важнейших самостоятельных центров Руси; раскры-
шие земли, управля-
вать их особенности.
емые ветвями княже-
Характеризовать социально-политическое развитие, достижения
ского рода Рюрико-
культуры отдельных земель (в том числе с использованием регио-
вичей: Черниговская,
нального материала).
Смоленская, Галиц-
Систематизировать материал о важнейших русских землях
кая, Волынская,
в XII — первой трети XIII в. (в форме таблицы).
Суздальская. Земли,
Проводить поиск исторической информации для сообщений
имевшие особый
об отдельных исторических личностях и памятниках культуры
статус: Киевская
периода политической раздробленности.
и Новгородская.
Описывать памятники архитектуры рассматриваемого периода
Внешняя политика
(включая региональные)
русских земель.
Формирование
региональных
центров культуры:
летописание и
памятники литерату-
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
ры. Белокаменные храмы Северо-Вос- точной Руси
Русские земли
и их соседи в середине XIII —
XIV в. (10 ч)
Возникновение Монгольской импе- рии и ее завоеватель- ные походы. Борьба Руси против монголь- ского нашествия.
Судьбы русских земель после мон- гольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Объяснять значение понятий и терминов: орда, хан, курултай, ярлык, баскаки, военный монашеский Орден, крестоносцы, святитель.
Извлекать информацию из материалов, свидетельствующих
о походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрыв- ков из летописей, произведений древнерусской литературы и др. ), сопоставлять содержащиеся в них сведения.
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от ор- дынских ханов.
Южные и западные русские земли.
Возникновение Литовского государ- ства и включение
в его состав части русских земель.
Новгородская
и Псковская земли.
Показывать на исторической карте рост территории Литовского государства в XIII—XIV вв.
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище; давать оценку их значения.
Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского.
Характеризовать положение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси после монгольского нашествия.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспан- сией на западных границах Руси.
Александр Невский.
Княжества Северо- Восточной Руси.
Противостояние Твери и Москвы. Возвышение Москов- ского княжества.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первен- ствующего положе- ния московских князей.
Роль Православной церкви в ордынский период русской истории.
Народы и государ- ства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—
XV вв. Золотая Орда. Принятие ислама.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств.
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориаль- ный рост Московского княжества.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Рассказывать о Куликовской битве, привлекая историческую карту; раскрывать ее значение.
Оценивать вклад Дмитрия Донского в историю страны. Приводить примеры роли Православной церкви в ордынский период.
Характеризовать политику Золотой Орды в отношении подчинен- ных народов.
Рассказывать о судьбе Крыма после монгольского завоевания (на основании учебника и дополнительных источников).
Показывать на исторической карте государства, возникшие после распада Золотой Орды.
Продолжение табл.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Народы Северного Кавказа.
Культурное про- странство. Меж- культурные связи и коммуникации.
Летописание. Лите- ратурные памятники Куликовского цикла. Жития. Архитекту- ра. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев
Составлять план рассказа о развитии летописания, памятниках литературы рассматриваемого периода.
Представлять описание памятников архитектуры и изобразитель- ного искусства рассматриваемого периода.
Подготовить сообщение о творчестве Андрея Рублева
Формирова-
Объединение
Показывать на исторической карте рост территории Русского
ние единого
русских земель
государства в XV в.
Русского
вокруг Москвы.
Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой.