5 класс1. Тематическое планирование1
5 КЛАСС1 1. Знание хронологии, работа с хронологией: —объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); —называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, ты- сячелетию; —определять длительность и последовательность событий, пе- риодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: —указывать (называть) место, обстоятельства, участников, ре- зультаты важнейших событий истории Древнего мира; —группировать, систематизировать факты по заданному при- знаку. 3. Работа с исторической картой: —находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общно- стей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; —устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями. 4. Работа с историческими источниками: —называть и различать основные типы исторических источни- ков (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; —различать памятники культуры изучаемой эпохи и источни- ки, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; 1 Предметные результаты представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что должно способство- вать углублению содержательных связей двух курсов, выстраива- нию единой линии развития познавательной деятельности учащих- ся. Названные ниже результаты формируются в работе с комплексом учебных пособий — учебниками, настенными и электронными кар- тами и атласами, хрестоматиями и т. д. Это предполагается по опре- делению, но не повторяется для каждого результата из соображений компактности изложения.
48 Примерная рабочая программа —извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др. ); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; рас- крывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. 5. Историческое описание (реконструкция): —характеризовать условия жизни людей в древности; —рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках; —рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических со- бытиях); —давать краткое описание памятников культуры эпохи перво- бытности и древнейших цивилизаций. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: —раскрывать существенные черты: а) государственного устрой- ства древних обществ; б) положения основных групп населе- ния; в) религиозных верований людей в древности; —сравнивать исторические явления, определять их общие черты; —иллюстрировать общие явления, черты конкретными приме- рами; —объяснять причины и следствия важнейших событий древ- ней истории. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определе- ние своего отношения к наиболее значимым событиям и лич- ностям прошлого: —излагать оценки наиболее значительных событий и лично- стей древней истории, приводимые в учебной литературе; —высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры. 8. Применение исторических знаний: —раскрывать значение памятников древней истории и культу- ры, необходимость сохранения их в современном мире;
—выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме со- общения, альбома, презентации.
6 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: —называть даты важнейших событий Средневековья, опреде- лять их принадлежность к веку, историческому периоду; ИСТОРИЯ. 5—9 классы 49 —называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства); —устанавливать длительность и синхронность событий исто- рии Руси и всеобщей истории. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: —указывать (называть) место, обстоятельства, участников, ре- зультаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья; —группировать, систематизировать факты по заданному при- знаку (составление систематических таблиц). 3. Работа с исторической картой: —находить и показывать на карте исторические объекты, ис- пользуя легенду карты; давать словесное описание их место- положения; —извлекать из карты информацию о территории, экономиче- ских и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории. 4. Работа с историческими источниками: —различать основные виды письменных источников Средневе- ковья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения); —характеризовать авторство, время, место создания источ- ника; —выделять в тексте письменного источника исторические опи- сания (хода событий, действий людей) и объяснения (при- чин, сущности, последствий исторических событий); —находить в визуальном источнике и вещественном памятни- ке ключевые символы, образы; —характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника. 5. Историческое описание (реконструкция): —рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеоб- щей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
—составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории сред- невековой эпохи (известные биографические сведения, лич- ные качества, основные деяния); —рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах; 50 Примерная рабочая программа —представлять описание памятников материальной и художе- ственной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: —раскрывать существенные черты: а) экономических и соци- альных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневеко- вых обществах, представлений средневекового человека о мире; —объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; —объяснять причины и следствия важнейших событий отече- ственной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) на- ходить в учебнике и излагать суждения о причинах и след- ствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; —проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и раз- личия. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определе- ние своего отношения к наиболее значимым событиям и лич- ностям прошлого: —излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны; —высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и вос- приятия современного человека. 8. Применение исторических знаний:
—объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохра- нения их в современном мире; —выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
7 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: —называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки; ИСТОРИЯ. 5—9 классы 51 —локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; определять их принад- лежность к части века (половина, треть, четверть); —устанавливать синхронность событий отечественной и всеоб- щей истории XVI—XVII вв. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: —указывать (называть) место, обстоятельства, участников, ре- зультаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; —группировать, систематизировать факты по заданному при- знаку (группировка событий по их принадлежности к исто- рическим процессам, составление таблиц, схем). 3. Работа с исторической картой: —использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших истори- ческих событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; —устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, со- циального и политического развития. 4. Работа с историческими источниками: —различать виды письменных исторических источников (офи- циальные, личные, литературные и др. ); —характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность; —проводить поиск информации в тексте письменного источни- ка, визуальных и вещественных памятниках эпохи; —сопоставлять и систематизировать информацию из несколь- ких однотипных источников. 5. Историческое описание (реконструкция): —рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеоб- щей истории XVI—XVII вв., их участниках; —составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность); —рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время; —представлять описание памятников материальной и художе- ственной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: —раскрывать существенные черты: а) экономического, соци- ального и политического развития России и других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых вея-
52 Примерная рабочая программа ний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах; —объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; —объяснять причины и следствия важнейших событий отече- ственной и всеобщей истории XVI—XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; —проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторя- ющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определе- ние своего отношения к наиболее значимым событиям и лич- ностям прошлого: —излагать альтернативные оценки событий и личностей оте- чественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., представлен- ные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения; —выражать отношение к деятельности исторических лично- стей XVI—XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей. 8. Применение исторических знаний: —раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исто- рических эпох представления людей о мире, системы обще- ственных ценностей; —объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI—XVII вв. для времени, когда они по- явились, и для современного общества; —выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (в том числе на региональном мате- риале).
8 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: —называть даты важнейших событий отечественной и всеоб- щей истории XVIII в.; определять их принадлежность к исто- рическому периоду, этапу; ИСТОРИЯ. 5—9 классы 53 —устанавливать синхронность событий отечественной и всеоб- щей истории XVIII в. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: —указывать (называть) место, обстоятельства, участников, ре- зультаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; —группировать, систематизировать факты по заданному при- знаку (по принадлежности к историческим процессам и др. ); составлять систематические таблицы, схемы. 3. Работа с исторической картой: —выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и по- литических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в. 4. Работа с историческими источниками: —различать источники официального и личного происхожде- ния, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности); —объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность; —извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и веществен- ных источников. 5. Историческое описание (реконструкция): —рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеоб- щей истории XVIII в., их участниках; —составлять характеристику (исторический портрет) извест- ных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов; —составлять описание образа жизни различных групп населе- ния в России и других странах в XVIII в.; —представлять описание памятников материальной и художе- ственной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, ан- нотации). 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: —раскрывать существенные черты: а) экономического, соци- ального и политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного пе- реворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; 54 Примерная рабочая программа ж) внешней политики Российской империи в системе между- народных отношений рассматриваемого периода; —объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; —объяснять причины и следствия важнейших событий отече- ственной и всеобщей истории XVIII в.: а) выявлять в истори- ческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий собы- тий, представленное в нескольких текстах; —проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определе- ние своего отношения к наиболее значимым событиям и лич- ностям прошлого: —анализировать высказывания историков по спорным вопро- сам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргу- менты, оценивать степень их убедительности); —различать в описаниях событий и личностей XVIII в. цен- ностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним. 8. Применение исторических знаний: —раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках куль- туры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах; —выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале).
9 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: —называть даты (хронологические границы) важнейших собы- тий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключе- вых событий и процессов; —выявлять синхронность / асинхронность исторических про- цессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; ИСТОРИЯ. 5—9 классы 55 —определять последовательность событий отечественной и все- общей истории XIX — начала XX в. на основе анализа при- чинно-следственных связей. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: —характеризовать место, обстоятельства, участников, резуль- таты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; —группировать, систематизировать факты по самостоятель- но определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др. ); —составлять систематические таблицы. 3. Работа с исторической картой: —выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и по- литических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; —определять на основе карты влияние географического факто- ра на развитие различных сфер жизни страны (группы стран). 4. Работа с историческими источниками: —представлять в дополнение к известным ранее видам пись- менных источников особенности таких материалов, как про- изведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные; —определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.; —извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников; —различать в тексте письменных источников факты и интер- претации событий прошлого. 5. Историческое описание (реконструкция): —представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. с ис- пользованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации); —составлять развернутую характеристику исторических лич- ностей XIX — начала XX в. с описанием и оценкой их дея- тельности (сообщение, презентация, эссе); 56 Примерная рабочая программа —составлять описание образа жизни различных групп населе- ния в России и других странах в XIX — начале XX в., пока- зывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода; —представлять описание памятников материальной и художе- ственной культуры изучаемой эпохи, их назначения, исполь- зованных при их создании технических и художественных приемов и др. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: —раскрывать существенные черты: а) экономического, соци- ального и политического развития России и других стран в XIX — начале XX в.; б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений и револю- ций в рассматриваемый период; г) международных отноше- ний рассматриваемого периода и участия в них России; —объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты; —объяснять причины и следствия важнейших событий отече- ственной и всеобщей истории XIX — начала XX в.: а) выяв- лять в историческом тексте суждения о причинах и следстви- ях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий; —проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определе- ние своего отношения к наиболее значимым событиям и лич- ностям прошлого: —сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе; —оценивать степень убедительности предложенных точек зре- ния, формулировать и аргументировать свое мнение; —объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуа- ций, персоналий), выражать свое отношение к ним. ИСТОРИЯ. 5—9 классы 57 8. Применение исторических знаний: —распознавать в окружающей среде, в том числе в родном го- роде, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX — начала ХХ в., объяснять, в чем заключа- лось их значение для времени их создания и для современ- ного общества; —выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX — начала ХХ в. (в том числе на региональном материале); —объяснять, в чем состоит наследие истории XIX — начала ХХ в. для России, других стран мира, высказывать и аргу- ментировать свое отношение к культурному наследию в об- щественных обсуждениях.
58 Примерная рабочая программа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|