Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5 КЛАСС (68 часов). Первобытность (4 ч)




5 КЛАСС (68 часов)

 

Тематические блоки, темы Основное содержание2 Основные виды деятельности обучающихся

История Древнего мира (68 ч)

Введение (2 ч) Что изучает история. Источники историче- ских знаний. Специальные (вспо- могательные) истори- ческие дисциплины. Историческая хроно- логия (счет лет «до н. э. » и «н. э. »). Историческая карта Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом. Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников. Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика. Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра). Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру. Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах

Первобытность (4 ч)

Первобыт- ность(4 ч) Происхождение и расселение древ- нейшего Показывать на карте места расселения древнейших людей, извест- ные историкам. Рассказывать о занятиях первобытных людей.

 

1 Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

2 Содержание разделов и тем изложено в планировании укрупненно по сравнению с программой, что помогает выделить ключевые вопросы, рассматриваемые на уроках. Курсивом выделены метапредметные компоненты содержания курсов и деятельности учащихся.


Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся

 

человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Представления об окружающем мире, верования первобыт- ных людей Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей. Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладе- ние огнем, как его добывали и поддерживали. Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков. Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди. Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, языче- ство, миф.
Древнейшие земле- дельцы и скотоводы. Род и племя. Изобре- тение орудий труда. Появление ремесел. Производящее хозяйство Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства. Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников. Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, произво- дящее хозяйство, род, племя. Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми
От первобытности к цивилизации. Использование металлов. Развитие обмена и торговли. От родовой общины Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело. Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе. Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать.

 

  к соседской общине. Появление знати. Возникновение древнейших цивили- заций Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации

Древний Восток (20 ч)

Древний Египет(7 ч) Природа Египта. Занятия населения. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фара- он, чиновники, жрецы). Условия жизни, положение, повинно- сти древних египтян. Развитие земледе- лия, скотоводства, ремесел. Рабы. Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения. Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти. Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие. Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец. Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения. Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленни- ки).
  Отношения Египта с соседними народа- ми. Египетское войско. Завоеватель- ные походы египтян; Тутмос III. Могуще- Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта. Рассказывать об организации и вооружении египетского войска. Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II.

Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся

 

ство Египта при Рамcесе II.  
Религиозные верова- ния египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробни- цы. Фараон-реформа- тор Эхнатон. Познания древних египтян. Письмен- ность (иероглифы, папирус); открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески) Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне. Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстра- ций). Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея. Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон. Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достиг- ли значительных успехов. Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта. Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска
Древние цивилизации Месопотамии(4 ч) Природные условия Месопотамии (Меж- дуречья). Занятия населения. Древней- шие города-государ- ства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопота- мии и занятиях живших там в древности людей. Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии. Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зикку- рат. Показывать на карте расположение древнего Вавилонского цар- ства.

 

  Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Создание сильной державы. Завоевания ассирий- цев. Культурные сокровища Ниневии. Нововавилонское царство. Создание сильной державы. Легендарные памят- ники города Вави- лона Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хамму- рапи. Объяснять, в чем заключается ценность законов как историческо- го источника. Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Расска- зывать об организации ассирийского войска. Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой. Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях. Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вави- лона. Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»
Восточное Средиземно- морье в древ- ности(2 ч) Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел и торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Фини- кийский алфавит. Палестина и ее население. Возникно- вение Израильского государства. Царь Соломон. Религиоз- Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья. Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии. Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит. Называть и показывать на карте древние государства Палестины. Объяснять, чем известен в истории царь Соломон. Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет

Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся
  ные верования. Ветхозаветные предания  
Персидская держава(2 ч) Завоевания персов. Государство Ахеме- нидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управле- ние империей. Религия персов Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества. Объяснять причины военных успехов персидской армии. Характеризовать систему управления персидской державой. Рассказывать о религии древних персов. Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста
Древняя Индия(2 ч) Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города- государства. Пересе- ление ариев в Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верова- ния древних индий- Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения. Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту. Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит. Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме. Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения. Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуист- ских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника).

 

  цев. Легенды и сказания. Возникно- вение буддизма. Культурное наследие Древней Индии Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков
Древний Китай(3 ч) Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и усло- вия жизни населе- ния. Древнейшие царства. Создание объединенной импе- рии. Цинь Шихуан- ди. Возведение Вели- кой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в импе- рии: правители и подданные, положе- ние различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философ- ские учения. Конфу- ций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения. Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях. Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства. Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и ито- гов его деятельности. Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии реме- сел и торговли. Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались. Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия. Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о при- чинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столе- тия. Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций)

Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся

Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)

Древнейшая Греция(4 ч) Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государ- ства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивили- зации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорий- ских племен. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения. Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о суще- ствовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах. Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея». Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»
Греческие полисы(10 ч) Подъем хозяйствен- ной жизни после «темных веков». Развитие ремесла и торговли. Образо- вание городов-госу- дарств. Политическое устройство полисов. Аристократия Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства. Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония. Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти. Рассказывать о составе и организации полисного войска. Показывать на карте направления Великой греческой колониза- ции, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось

 

 

и демос. Великая греческая колониза- ция. Метрополии и колонии. управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями. Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм. Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена. Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией. Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значе- ние. Спарта: основ- ные группы населе- ния, общественное устройство. Органи- зация военного дела. Спартанское воспита- ние. Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты. Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции. Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках. Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне. Усиление афинского могущества; Фе- мистокл. Битва при Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции. Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе). Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы.

Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся

 

Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персид- ских войн. Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий. Называть основные итоги греко-персидских войн. Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы.
Расцвет Афинского государства. Разви- тие демократии. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегрече- ском обществе. Рабство. Пелопоннес- ская война. Упадок Эллады Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн. Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла. Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяс- нять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э. Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих поли- сах. Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах. Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны. Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны
Культура Древней Греции(3 ч) Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения. Объяснять, кто такие титаны и герои.

 

 

Пантеон богов. Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции.
Храмы и жрецы. Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия,
Школа и образова- Ликей, философия, логика, этика.
ние. Развитие наук. Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по
Греческая филосо- философии, истории, другим отраслям наук.
фия. Литература. Представлять описание внешнего вида и планировки древнегрече-
Архитектура и ского храма (в виде устного высказывания, презентации).
скульптура. Театр. Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капи-
Спортивные состяза- тель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий
ния; общегреческие на изображениях, фотографиях.
игры в Олимпии Рассказывать о древнегреческом театре, организации представле-
  ний.
  Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих
  игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных
  состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм
Македонские Возвышение Македо- Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в.
завоевания. нии. Политика до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II.
Эллинизм Филиппа II. Главен- Рассказывать, как была установлена власть македонского царя
(3 ч) ство Македонии над над греческими полисами.
  греческими полиса- Систематизировать в виде таблицы информацию о завоеватель-
  ми. Александр ных походах Александра Македонского.
  Македонский и его Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра
  завоевания на Македонского.
  Востоке. Распад Представлять характеристику («исторический портрет») Алексан-
  державы Александра дра Македонского.
  Македонского. Раскрывать смысл понятия «эллинизм».
  Эллинистические Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате
  государства Востока. распада державы Александра Македонского.
  Культура эллинисти- Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она
  ческого мира считалась культурным центром эллинистического мира

Продолжение табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся

Древний Рим (20 ч)

Возникнове- Природа и население Рассказывать, используя историческую карту, о природных
ние Римского Апеннинского условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его
государства полуострова в древ- в древности.
(3 ч) ности. Этрусские Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащую-
  города-государства. ся в легенде и полученную в ходе исследований историков.
  Легенды об основа- Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей,
  нии Рима. Рим эпохи республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион,
  царей. Республика понтифик, авгур.
  римских граждан. Объяснять, как было организовано управление Римской республи-
  Патриции и плебеи. кой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибу-
  Управление и зако- ны, Сенат, народное собрание).
  ны. Римское войско. Рассказывать об организации и вооружении римской армии,
  Верования древних привлекая иллюстрации учебника.
  римлян. Боги. Называть главных богов древних римлян, устанавливать соот-
  Жрецы. Завоевание ветствие римских и греческих богов.
  Римом Италии Показывать на исторической карте, с какими противниками
    воевали римляне в борьбе за власть над Италией.
    Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спас-
    ли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй! »
Римские Войны Рима с Кар- Представлять общую характеристику Пунических войн (причины,
завоевания фагеном. Ганнибал; хронологический период, участники, наиболее значительные
в Средиземно- битва при Каннах. походы и сражения, итоги).
морье(3 ч) Поражение Карфаге- на. Установление Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал. Показывать на исторической карте территории римских провин-

 

  господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции ций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций
Поздняя Подъем сельского Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в.
Римская хозяйства. Латифун- до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли».
республика. дии. Рабство. Борьба Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля»,
Гражданские за аграрную рефор- гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират,

войны (5 ч)

му. Реформы Грак- вольноотпущенник, гладиатор.

хов: проекты ре-

Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев

 
  форм, мероприятия, Гракхов.
  итоги. Гражданская Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать
  война и установление информацию, высказывать оценочные суждения).
  диктатуры Суллы. Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие
  Восстание Спартака. силы противостояли друг другу.
  Первый триумвират. Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме.
  Участие армии в Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины,
  гражданских войнах. участники, основные периоды восстания, итоги).
  Гай Юлий Цезарь: Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять,
  путь к власти, благодаря чему он вошел в историю.
  диктатура. Борьба Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали
  между наследниками выражения «Жребий брошен! », «Перейти Рубикон».
  Цезаря. Победа Называть главных участников борьбы за власть после смерти
  Октавиана Цезаря и ее итоги
Расцвет Установление импе- Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана
и падение раторской власти. Августа.
Римской Октавиан Август. Представлять характеристики римских императоров, их правле-

империи (6 ч)

Императоры Рима: ния (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору).

завоеватели и прави-

Показывать на исторической карте территорию Римской империи,

 
  тели. Римская объяснять, как было организовано управление провинциями.

Окончание табл.

Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся
  империя: террито- рия, управление. Римское граждан- ство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Констан- тин I, перенос столицы в Констан- тинополь. Разделение Римской империи на Западную и Вос- точную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи. Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда. Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Коли- зей, акведук, амфитеатр, термы. Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян. Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена. Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную. Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим. Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя? »
Культура Древнего Рима(3 ч) Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искус- ство; Цицерон. Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», назы- вать имена поэтов золотого века. Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (фило- софия, география, история).

 

  Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству. Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору). Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия. Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты

Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...