Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнечувашская руническая письменность.




Метеорологические знания чув народа. Наблюдения за погодой.

Чувашская народная педагогика (воспитание детей).

Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чув цифры, меры длины, веса и объема).

Чув народная вышивка и орнамент.

13.

14.

15. Русский историк Арцыбышев, его научная и служебная деятельность.

Николай Сергеевич Арцыбышев родился 1-го (по новому стилю - 12-го) декабря 1773 г в с. Мамино Цивильского уезда Казанской губернии в дворянской семье. Детство для будущего ученого и писателя закончилось в 1781 г., когда умер его отец. В тот черный год осиротевшую семью посетил дед по матери, вологодский помещик, коллежский асессор Яков Михайлович Чернявский и забрал старшего внука с собой в Вологду. Там будущий историк выучился грамоте. Когда его мать вышла замуж за уфимского дворянина, секунд-майора Ивана Савиновича Кублицкого, Николая привезли в Казань и отдали на воспитание в казанский частный пансион. В литературе высказано мнение, что Арцыбышев учился в пансионе немецкого Вюльфинга - лучшем частном учебном заведении Казани, но оно не подкреплено документально. В Казани Арцыбышев провел четыре года. В 1786 году, после смерти матери, отчим отвез 13-летнего Николая в Петербург и записал капралом в лейб-гвардии Преображенский полк.

Пансион Н.Бамани относился к учебным заведениям закрытого типа, в которых дети жили, воспитывались и получали образование за ежегодную плату. Он принадлежал к обер-пансионам, т.е. заведениям высшего типа, и имел хорошую репутацию. Здесь преподавались математика, география, всемирная и натуральная истории, закон Божий, французский, немецкий и русский языки, рисование, музыка, хореография и др. Основное внимание в пансионе уделялось точным наукам. Жизнь в пансионе была подчинена строгому режиму. Закалка, полученная в пансионе, осталась на долгие годы. Первого февраля 1788 г. Арцыбышев был переведен сержантом в гвардейский Сесеновский полк. С этого дня он поступил на военную службу, которую совмещал с учебой до окончания пансиона в 1789 г.

На закате правления Екатерины II, служба в гвардии была связана с большими расходами. Вырвавшись из-под опеки юноша с головой окунулся в полную соблазнов и развлечений столичную жизнь. Жизнь в столице предоставляла массу возможностей для культурного развития. В последние годы правления Екатерины II Арцыбышев был близок к заветной цели - производству в старший офицерский чин, дававший право на отставку. Со вступлением на престол Павла I гвардия лишилась многих привилегий. С большими хлопотами, пустив в ход влиятельные связи, в январе 1797 г. Арцыбышев добился перевода в Казанский гарнизонный полк, получив чин прапорщика, а не капитана, на что рассчитывал. Тяжело пережив крушение честолюбивых надежд, в сентябре 1797 г. Арцыбышев подал рапорт об отставке, но вместо нее в октябре того же года неожиданно был подвергнут позорной "выключке", по версии родных - за прогул одного дня. 1 ноября 1800 г., Павел подписал указ "о дозволении" офицерам, исключенным из службы без приговора суда, вступить в нее после личного ходатайства перед императором. Арцыбашеву повезло, он был вызван в Петербург и восстановлен на службе в Казанском гарнизоне. Это произошло 29 января 1801 г., но потеряв интерес к военной службе, после своего восстановления Арцыбашев не прослужил и года. Решив посвятить себя наукам, 28 октября 1801 г., по прошению он вышел в отставку в чине прапорщика и активно включился в общественную и культурную жизнь Казани.

Путь Арцыбышева в науку был долгим, но внутренне логичным и стройным. Благодаря заложенному с детства интересу к истории, он не переставал пополнять научный багаж путем самообразования. Свое творчество Арцыбышев начал с исторической прозы. Свою "Рогнеду" он ставил в число лучших произведений исторической беллетристики. В 1820-е гг. в печати стали появляться отдельные главы основного труда Арцыбышева - "Повествования о России".

Уроженец Чувашской земли, Арцыбышев обратился к проблеме этногенеза чувашского народа, который относил к финно-уграм. Сильной стороной работ ученого является использование местного материала: письменных источников, данных языка, топонимики, исторических преданий, личных полевых наблюдений, рассказов очевидцев Крестьянской войны 1773-1775 гг. 14 мая 1809 г. он сочетался браком с Александрой Ивановной Родевой (Родиной), помещицей с. Рындино Цивильского уезда. В браке родились дети: Люба (1810 г.) и Павел (1811 г.), которые рано лишились матери. Второй раз Арцыбышев женился 2-го июня 1813 г. на 27-летней дворянке Анне Никитичне Незвановой (Названовой) (1786-1857).

Живя затворником в деревне, Арцыбышев не был изолирован от научного мира. Его "уединенную хижину" посещали коллеги-ученые. Неоднократным гостем в Мамино был казанский профессор истории П.С.Кондырев. в июле 1833 г. к Арцыбышеву по его приглашению заехал петербургский историк П.М. Строев. Заслуги Арцыбышева в области истории были по достоинству оценены научной общественностью: в сентябре 1811 г. он был избран соревнователем Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 12 апреля 1823 г. действительный член), с которым сотрудничал до конца своей жизни. В ноябре 1833 г. ученый из Цивильска получил приглашение вступить в Королевское Копенгагенское общество историков северных стран Европы. С большим напряжением Арцыбышев работал в последние полтора года жизни. К середине августа 1841 г. рукопись четвертого тома "повествование о России" была доведена до 1742 г. оставалось описать еще 19 лет царствования Елизаветы Петровны, но судьба распорядилась иначе. 27 августа (8-го сентября по новому стилю) 1841 г. скончался.Местом упокоения, возможно, по воле ученого, было выбрано церковное кладбище с. Рындино. Похороны состоялись 31 августа.

16. Календарно-сезонные праздники…

Сурхури — это старинный чувашский праздник зимнего цикла, который отмечается в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать. Сурхури обычно празднуется в течение одной недели. После принятия христианства, этот национальный праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжается до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводятся обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

В первый день сурхури детвора собирается группами и обходит в деревне каждый двор. При этом они распевают песни о наступлении нового года, поздравляют односельчан с праздником, приглашают других ребят присоединиться к их компании.

 

Хозяева домов встречают ребят у распахнутых ворот, приглашают в дом и угощают специально приготовленными пирожками, колобками (йавача), сладостями, орехами и непременно — жареным горохом. Ребята под музыку поют песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. Если хозяева не очень щедрые, то ребята поют сатирические куплеты, просят угощения, денег, иначе сулят всяческие напасти.

На другой день этого праздника подворный обход деревни совершают парни постарше. Они собирают для обрядового девичьего пира (хёр сари) муку, масло, крупу, солод и хмель. В каждом доме молодёжь одаривают, кто, чем может. Молодые девушки, вышедшие замуж в прошедшем году, дарят вышитые полотенца, тканые узорные пояса, которые предназначались для лучших музыкантов, играющих на девичьем пиру.

В праздник сурхури молодые девушки и парни стремятся предугадать своё будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Способов гадания было великое множество. Молодёжь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали виды на урожай. Ближе к полуночи ходили на гумно, к стогам. Вставали спиной к стогу и, изгибаясь назад, зубами вытаскивали из снопов несколько стеблей с колосьями.

В новогоднюю ночь спать не полагалось. Поэтому молодёжь веселилась до утра. Под утро веселье выплёскивалось на улицы. Тут также звучали песни, продолжались гадания. Раскинутыми руками захватывали как можно больше досок забора и считали — чёт или нечет. Чёт указывал на женитьбу.

Саварни— веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Само слово «саварни» является переводом (калькой) рус. масляная неделя (су эрни). Празднование саварни приурочивалось к периоду весеннего равноденствия и начиналось в четверг. У большинства чувашей саварни продолжался две недели. Первая неделя называлась асла саварни — «большая масленица», а вторая — кёсён саварни «малая масленица». Позднее, в связи с распространением христианства, чувашский саварни совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели от воскресенья до воскресенья.

Во время саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках.

Праздник открывали дети. Каждый стремился как можно раньше выйти на горку, где традиционно проводились масленичные торжества. Того, кто первым прокладывал санный путь, в деревне называли «открывающим путь вешним водам» (шыв сулё усакан), он пользовался всеобщим уважением. Ему, как самому проворному из всех ребят, доверяли начинать весенний сев.

Катание с гор носило иносказательное название «серди ури хусни» (букв, «ломание воробьиных ног»), Каждый из ребят при первом спуске с горы сыпал конопляные семена и приговаривал: «Пусть в этом году лен и конопля будут долгими!» На этот случай бытовали также и ритуальные приговорки. Ближе к обеду на гору выходили молодки и катались на прялках, а к вечеру их заменяли пожилые женщины. Считалось, что скатывание с гор на донце прялки приносит успех в женских делах— обработке волокна, прядении и ткачестве, изгоняет всякую воробу.

В некоторых местностях в масленицу ходили ряженые «масленичные бабки» (саварни карчакё) и «масленичные деды» (Баварии старике). Они разъезжали по деревне на разукрашенных лошадях и всех встречных били соломенными жгутами или настоящими пастушескими кнутами. По народным представлениям, эти ряженые персонажи были призваны изгонять из селения злых духов и болезни, т. е. духов зимы.

В центре села на высоком месте устраивали из смоляных бочек, старых колес и снопов чучело «масленичной бабы» (саварни карчакё). Его устанавливали на больших старых санях. Чучело олицетворяло одряхлевшую хозяйку зимы. В день проводов масленицы чучело поджигали и вытаскивали сани за деревню на западную окраину. Чаще всего сани скатывали с горки на пруд.

День проводов масленицы отмечался особенно торжественно и весело. По деревням с пением и музыкой разъезжала молодежь на парах и тройках лошадей. Катания продолжались с утра до поздней ночи. Молодежь объезжала посолонь (по ходу солнца) всю округу, приглашала родственников из других деревень на проводы масленицы. Взрослые и старики устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерчё) и колобками (йава). Это обрядовое печенье йава на масленицу непременно делалось с масляной лункой сверху. Все одаривали друг друга подарками, угощали маслеными блинами, орехами, семечками.

Ближе к полуночи все гостившие у родственников возвращались в родную деревню. Ровно в полночь торжественно зажигали красовавшееся целую неделю чучело «масляничной бабы» и скатывали с горки. Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня. Подъезжали на санях запоздавшие и бросали в затухающий костер новые порции соломы. Еще долго продолжались масленичные песни и пляски вокруг пылающего костра. Жаркий костер извещал о последних днях колдуньи-зимы и своим теплом напоминал о наступившей весне.

Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию, Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухат. (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»).

После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части

17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...