Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Народные ремесла у чувашей: ткачество,валяние из шерсти, гончарное производство, плотницкое дело.





Культура каждого народа развивается по единым для всего человечества законам. А наци­ональное многообразие материальной и духовной культуры, их самобытность зависят от конкретных условий, в которых формировался и развивался народ.

На древнюю культуру предков чувашей немало влияли тюркоязычные племена и народы. Высокого уровня она достигла в государстве Волжской Булгарии.

Относящиеся к материальной культуре земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество, поселения и жилища, одежда, утварь, транспортные средства чувашского народа развивались в одном русле с народами Поволжья, но имеют свои значительные особенности.

Обработка волокна. Волокно для пряжи выделывали из льна и конопли, а в древности – из крапивы.

Коноплю и лен теребили – выдергивали с корнями после того, как листья начинали желтеть и созревали семена. Пучки связывали в снопы, корни отрубали топорами. Снопы сушили на солнце, затем приступали к молотьбе семян с помощью колотушек (тукмак). Обмолоченные снопы конопли связывали по 100-200 штук (сÿс сулли) и погружали в воду на 10-15 дней. После отделения волоконцев от стеблей снопы вынимали из воды и просушивали на заборах, жердях.

В отличие от конопли лен не мочили, а расстилали на траве. После просушки коноплю и лен мяли и трепали, чтобы получить волокно. Для разделывания волокон кудели ее клали в ступу (килĕ) и толкали пестом (кисĕп). Размягченную кудель расчесывали специальной щеткой (шăрт). Основным способом обработки кудели было прядение на веретене (йĕке) и самопрялке.

Основные детали самопрялки: колесо; веретено-шпулька; педаль, придающая при помощи шатуна движение колесу. От колеса через туго натянутый ремень (струну) движение передается шпульке. Весь механизм укрепляется на стояке.

Разнообразны и формы простых прялок: цельные прялки из одного куска дерева и прялки с донцем. В Чувашии встречаются палкообразные, лопатообразные и гребнеобразные прялки. Донца и стойки прялок часто украшались резьбой.



Чуваши употребляли горизонтальный ткацкий стан (пир вырăнĕ) с бедром и подножками – педалями. Для процесса тканья на стане характерны: 1) разделение ниток на две группы – основу и уток (утком называются нитки, пропускаемые перпендикулярно к нитям основы); 2) нитки основы сами разделяются на две группы, образуя отверстие для утка – зев. При каждом чередовании зева нитки, находящиеся внизу, поднимаются кверху, а находящиеся вверху уходят вниз.

Для пропускания утка при тканье служит челнок (ăса). В челнок устанавливается цевка (çĕрĕ) с нитками. При наматывании нитки на цевку используется скальница (хултăрчă). Ее основу составляет валик с маховым колесом. В острый конец валика вставляется цевка, на которую при вращении колеса и валика наматывается нитка.

Полученный холст золили, парили в горячей печи, промывали и на весеннем снегу выбеливали 7-10 дней. Просушенный холст клали на дуплистое бревно (пир каски), крепко привязав к нему, били колотушкой (тукмак). Холст отбивали обыкновенно в майские дни, приглашали на помощь, созываемую по этому случаю, 5-6 девушек. В это время вечерами можно было слышать звонкий перестук колотушек.

Обработка шерсти и приготовление шерстяных изделий. Прежде чем приступить к прядению шерсти или валянию, её разбирают руками, расчесывают и бьют. Шерсть чешут, чтобы разрыхлить и придать одно направление. Существует два способа чесания шерсти: расчесывание деревянным гребнем (турахуп) и битье лучком со струной – ручной шерстобойкой. Она состояла из простого деревянного лука – (укçу) с тетивой (хирлÿ), которую в старину делали из овечьей или собачьей кишки, позднее натягивали покупную металлическую струну. Разрыхленную руками шерсть взбивали тетивой. Тетиву оттягивали пальцем или специальным битком.

При ее спуске грубые части шерсти отбрасывались в сторону, основная масса получалась рыхлой и чистой.

Обработанную таким образом овечью шерсть в дальнейшем использовали для прядения из нее шерстяной пряжи для вышивок, изготовления сукна, вязаных, валяных и войлочных изделий.

Во второй половине XIX в. в чувашских деревнях появляются механические шерсточесальники. Шерстобойки были на конной тяге, работали они также от водяного колеса.

Для изготовления войлока (кĕççе) шерсть расстилали ровным слоем, обдавали кипятком, прикрывали холстом и мяли. Затем сворачивали и продолжали мять, пока не получался рыхлый войлок, который опускали в корыто, ошпаривали кипятком и толкли пестами. Готовый войлок рас­стилали, растягивали, разравнивали.

В древности предки чувашей войлок использовали для покрытия юрты и других нужд. Чуваши изготовляли из войлока одежду (войлочную шляпу, стельки, чулки-вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (дорожки для подстилки перед женихом на свадьбе, для покрытия нар во время праздников, подстилки для ночлега), предметы упряжи (потник хомута, седелки, верхового седла и др.). Из шерсти валяли валенки, шляпы, онучи, сукно (тăла).

В чувашском быту широко применялись вязанные из шерсти варежки (алсиш), чулки (чăлха), носки (чăлхапуç), шапочки (пухча, калпак) и др.

Глиняная посуда (там сават-сапа). Изготовлением глиняной посуды люди занимались издревле. Ее производство в Волжской Болгарии стояло на высоком уровне. Однако с XVI в. местные традиции в изготовлении высокохудожественной керамики постепенно забываются. После присоединения к Русскому государству потребность в гончарных изделиях удовлетворялась в основном про­дукцией городских ремесленников.

Чувашские гончары появились во второй половине XVIII в. Они делали разнообразную посуду: горшки, корчаги (чулмек, кур-шак), кувшины для молока (майла чулмек), для пива (какшам), плошки (cи плашки), миски (там чашак), жаровни, рукомойники (камкан).

Изготовление глиняной посуды, как и других керамических изделий, начинали с подготовки сырья. Глину складывали и после добавления жидкости она созревала. Затем ее раздробляли, очи­щали от примесей. Далее глину разминали руками или ногами в деревянных ящиках. Для «подсушивания» жирной глины примешивали песок, золу или мел.

Формовка сосуда производилась на гончарном круге — ручном или ножном. Устройство ножного гончарного круга несложно: четыре раздвинутые ножки с перекладинами; вертикальный желез­ный четырехугольный стержень, вращающийся на чугунном пятнике, насаженном на перекладину; нижний деревянный диск—подножка для вращения круга — и верхний деревянный круг, надетые на стержень. На верхнем круге вытягивалась глина, ей придавалась желаемая форма, нижний круг вращался ногами в процессе выделывания изделия. Сосуд обтачивался деревянным ножом, готовая форма срезалась ниткой с круга.

Гончары работали в небольшой избе на берегу речки, где имелось сырье. Сырые изделия сушили на полках до тех пор, пока при легком ударе не слышался чистый звон.

Обжиг производился в печи, имевшей два отдела — для топки и размещения горшков (или других изделий), соединенных рукавом для поступления жара. Вначале печь топилась сырыми дровами, после полного просушивания изделий верх горна засыпали песком и замазывали глиной. В печи изделия поспевали в течение двоих суток при высокой температуре. В это время гончар бросал в печь соль, пары которой, садясь на изделия, превращались в стекловидную массу — глазурь.

В 1920—1930-е гг. в Чувашии были организованы артели по производству глиняной посуды, в том числе художественной керамики. Особенно прославилась Ибресинская гончарная артель, вы­пускавшая расписную посуду, орнаментированную по национальным мотивам.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.