Разновидности подзаконных нормативных правовых актов в литературе.
М.Н. Марченко называет следующие разновидности ПНПА: - указы Президента РФ; - постановления Правительства РФ; - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; - нормативные правовые акты субъектов РФ; - акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты <1>. -------------------------------- <1> Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М., 2007. С. 206 - 266.
Н.А. Любимову известны ПНПА Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы, Совета Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ <1>. -------------------------------- <1> Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 20.
В.А. Толстик в иерархию ПНПА включает: - нормативные указы Президента РФ; - нормативные постановления ГД; - нормативные акты ЦБ РФ; - инструкции ЦИК РФ; - нормативные постановления Правительства РФ; - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти <1>. -------------------------------- <1> Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. Н. Новгород, 2002. С. 161.
В одном из новейших учебников по административному праву можно встретить перечень ПНПА: 1) федеральные ПНПА: - нормативные указы Президента РФ; - постановления Правительства РФ; - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; - нормативные правовые акты иных федеральных административных органов, не входящих в систему исполнительной власти РФ (приказы Генеральной прокуратуры РФ, инструкции ЦИК РФ и Центрального банка РФ); 2) ПНПА субъектов РФ: - нормативные правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ - высших должностных лиц субъектов РФ;
- нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; - нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ; 3) ПНПА органов и должностных лиц местного самоуправления: - нормативные правовые акты глав муниципальных образований; - нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления; - нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления - глав местных администраций; 4) ПНПА иных органов публичного управления, действующих от имени государства или муниципального образования: нормативные правовые акты государственных и муниципальных учреждений, например правила внутреннего распорядка и режима <1>. -------------------------------- <1> Административное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция" / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 47 - 49.
Т.Н. Москалькова и В.В. Черников в новейшем издании по нормотворчеству говорят о таких субъектах принятия ПНПА, как: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, конкретные государственные органы и учреждения (ими издаются локальные нормативные правовые акты) <1>. -------------------------------- <1> Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Научно-практическое пособие. М., 2011. С. 46.
В.А. Козбаненко к видам подзаконного нормативного правового регулирования относит: - президентское (указы и распоряжения); - правительственное (РФ, субъекты РФ); - парламентское; - судебное; - ведомственное <1>. -------------------------------- <1> Государственное управление: основы теории и организации: Учебник: В 2 т. / Под ред. В.А. Козбаненко. 2-е изд., с изм. и доп. М.: Статут, 2002. Т. 2. С. 86.
На приведенных примерах хорошо виден разброс мнений по вопросу о субъектах подзаконного нормотворчества, далеко не всегда основанный на информации справочных правовых систем. Полагаем, что к административному (термин подчеркивает близость к сфере исполнительной власти) подзаконному нормотворчеству следует относить все разновидности подзаконного нормотворчества, за вычетом: - подзаконного нормотворчества представительных органов (нормативные постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования); - подзаконного нормотворчества органов судебной власти (вероятно, сюда стоит относить обладающие нормативностью акты Конституционного Суда РФ - правовые позиции, содержащиеся в его итоговых решениях, а также Регламент суда; акты Верховного Суда РФ - постановления Пленума Верховного Суда РФ, обзоры судебной практики Верховного Суда РФ; акты Высшего Арбитражного Суда РФ - постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ с февраля 2008 г., обзоры судебной практики от имени суда; акты конституционных (уставных) судов субъектов РФ - правовые позиции, содержащиеся в их итоговых решениях, а также их регламенты); - подзаконного нормотворчества органов судейского сообщества (например, Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. <1>; Регламент Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, утвержденный V Всероссийским съездом судей 29 ноября 2000 г. <2> и применяемый в части, не противоречащей Федеральному закону от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ; Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. с изменениями и дополнениями <3>; Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 мая 2002 г. <4>). -------------------------------- <1> Российская юстиция. 2005. N 1 - 2.
<2> Российская юстиция. 2001. N 4. <3> Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2007. N 2. <4> Российская юстиция. 2002. N 8.
§ 3. Соотношение подзаконных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов
Правовой режим локальных нормативных актов (ЛНА) юридических лиц, имеющих статус работодателя, как показывает анализ Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. с изменениями и дополнениями <1> (далее - ТК), включает следующие элементы: -------------------------------- <1> РГ. 2001. 31 декабря; 2010. 31 декабря.
1. Правовая основа принятия (часть первая ст. 8 ТК). ЛНА должны соответствовать: 1) трудовому законодательству, включающему ТК РФ, иные федеральные законы, законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права; 2) иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права: - указам Президента РФ; - постановлениям Правительства РФ; - нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти; - нормативным правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ; - нормативным правовым актам органов местного самоуправления; 3) коллективным договорам, соглашениям. 2. Субъект, уполномоченный на принятие (часть первая ст. 8 Трудового кодекса РФ). ЛНА принимаются работодателем. Работодатель (часть четвертая ст. 20 ТК РФ) - юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником; в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя (часть шестая ст. 20 ТК РФ) в трудовых отношениях осуществляются: органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном: - ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; - учредительными документами юридического лица (организации);
- локальными нормативными актами. 3. Компетенция по принятию (часть первая ст. 8 ТК РФ). ЛНА принимаются работодателем в пределах его компетенции. Компетенция работодателя определяется в учредительных документах юридического лица, в случае с учреждениями она фиксируется в уставе учреждения. 4. Отношения, которые могут регулировать ЛНА (часть первая ст. 11 ТК РФ). ЛНА регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. 5. Действие по кругу лиц: 1) ЛНА обязательны для всех работодателей (часть третья ст. 11, часть вторая ст. 22 ТК РФ); 2) ЛНА действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (часть четвертая ст. 13 ТК РФ), в том числе в период испытания (часть третья ст. 70 ТК РФ). 6. Вступление в силу (часть седьмая ст. 12 ТК РФ). ЛНА вступают в силу со дня их принятия работодателем либо со дня, указанного в конкретном акте, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. 7. Прекращение действия (часть восьмая ст. 12 ТК РФ). ЛНА прекращают свое действие полностью либо отдельные их положения в связи с: - истечением срока действия; - отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; - вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом). 8. Виды по взаимодействию с представительным органом работников (части вторая, третья ст. 8 ТК РФ): 1) акты, при принятии которых работодатель учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого органа) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (порядок учета мнения - ст. 371, 372 ТК РФ); 2) акты, при принятии которых работодатель не учитывает мнение представительного органа работников; 3) акты, принимаемые по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением; 4) акты, принимаемые без согласования с представительным органом работников. При этом проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов - одна из основных форм участия работников в управлении организацией (часть первая ст. 53 ТК РФ).
9. Доведение до сведения работников (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми ЛНА, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (часть третья ст. 68 ТК РФ). Следует особым образом подчеркнуть, что с точки зрения ТК РФ (применяемого согласно ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. с изменениями и дополнениями <1> и ст. 11 ТК РФ к государственно-служебным отношениям в части, не урегулированной этим Законом) нормативные правовые акты конкретных государственных органов одновременно имеют характер ЛНА представителя нанимателя. -------------------------------- <1> РГ. 2004. 31 июля; 2010. 31 декабря.
Конкретные государственные органы, исходя из ч. 6 ст. 71 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ о ГГС), выполняют задачи и функции органа по управлению государственной службой до образования данного органа (федерального или субъекта РФ). ЛНА представителя нанимателя применительно к обязательности по кругу лиц подразделяются на обязательные для всех гражданских служащих (а также отдельных совокупностей гражданских служащих) и обязательные для конкретных гражданских служащих. ЛНА представителя нанимателя первого типа одновременно являются нормативными правовыми актами государственного органа, затрагивающими права, свободы, обязанности человека и гражданина, и в силу ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. В случае отсутствия факта официального опубликования в силу ст. 15 Конституции РФ эти акты не подлежат применению. Например, на уровне Нижегородской области правовыми формами нормативных правовых актов государственных органов области о гражданской службе будут являться: - приказы конкретных органов исполнительной власти Нижегородской области (следует иметь в виду, что установлено разделение этих органов на самостоятельно осуществляющие кадровое обеспечение и находящиеся на кадровом обслуживании аппарата Правительства Нижегородской области; только первая категория органов будет издавать для своих служащих приказы, а для второй категории, как и для себя, этим будет заниматься аппарат правительства области); - постановления Законодательного Собрания Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата Законодательного собрания Нижегородской области; - приказы Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области; - постановления избирательной комиссии Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата избирательной комиссии Нижегородской области; - приказы председателя контрольно-счетной палаты Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата контрольно-счетной палаты Нижегородской области. Показать соотношение ЛНА, совмещенных с ПНПА, можно на основе государственной гражданской службы: при составлении нижеследующего перечня ПНПА государственных органов - представителей нанимателей автором была учтена сложившаяся практика государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте России и нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области в государственно-правовом департаменте Нижегородской области. Также было принято во внимание, что аналогичные нормативные акты должны быть приняты и официально опубликованы государственными органами, где осуществляется прохождение государственной гражданской службы.
-------------------------------- <1> РГ. 2010. 7 июля. <2> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 203; 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5922. <3> СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2194. <4> Нижегородская правда. 2009. 26, 29 сентября. <5> РГ. 2005. 3, 15 февраля. <6> НН. 2007. 1 декабря. <7> РГ. 2005. 3 февраля; 2011. 26 января. <8> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242; 2008. N 43. Ст. 4921.
§ 4. Элементы правового режима подзаконных нормативных правовых актов
Элементами комплексного правового режима подзаконных нормативных правовых актов, как можно понять из анализа литературы по нормотворчеству и действующего законодательства, следует признавать (именно эти элементы правового режима должны быть одинаково известны применительно к КАЖДОЙ разновидности подобных актов): 1) нормативные акты, устанавливающие правовой режим (статутные нормативные акты), - полагаем, что в развитие общего федерального закона о нормативных актах потребуется в обязательном порядке принять законы об отдельных разновидностях нормативных актов; 2) основания издания (принятия) - на основе и во исполнение каких источников права следует издавать данную разновидность нормативных актов - должны устанавливаться централизованным, единым, закрытым списком; 3) возможность делегирования полномочий по изданию (принятию); 4) возможность совместного издания (принятия); 5) степень обязательности для исполнения - по территории, по субъектам исполнения; 6) степень непротиворечивости иным источникам права; 7) структуру и иные правила юридической техники (единых официальных правил юридической техники в России нет); 8) подготовку проекта, в том числе какие источники информации подлежат учету (изучению) при подготовке (с фиксацией каждого источника информации в ходе подготовки проекта); 9) экспертизу проекта акта и самого акта, в том числе: - научную экспертизу; - правовую (юридическую) экспертизу; - лингвистическую экспертизу (на соответствие законодательству о государственном языке Российской Федерации); - экономическую экспертизу; - антикоррупционную (подвид криминогенной, криминологической экспертизы) экспертизу - единственный элемент правового режима, удостоившийся специального федерального закона (ФЗ об антикоррупционной экспертизе) и целой россыпи иных нормативных актов, направленных на его реализацию <1>; -------------------------------- <1> См. подробнее: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта // http:// csr.ru/ materials-governance/ Pamiatka.html; Стенограмма Круглого стола Комитета Государственной Думы по безопасности на тему "Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов", 8 февраля 2007 года // http:// grishankov.ru/ DOKUMENT/ stenogramm.doc; Методика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов. Рабочая тетрадь участника круглого стола // http:// grishankov.ru/ DOKUMENT/ metodic.doc; Рабочая программа развития антикоррупционной экспертизы законодательных и иных правовых актов // www.adm.yar.ru/ a_center/ admref/ metodic/ korrupcia/ 06.doc; Головщинский К.И. Коррупциогенность правовых норм / Под ред. Г.А. Сатарова и М.А. Краснова. М., 2001 (www.indem.ru/ corrupt/ golovsh/ index.htm); Южаков В.Н. Опыт антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов // www.gov.karelia.ru/ Leader/ Reform/ exp.html; Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупциогенность // Журнал российского права. 2005. N 2; Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. 2007. N 5; Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. N 5; Малякин Е. Механизм коррупции в законах // www.corruptionet.ru/?id=648 (часть 1), www.corruptionet.ru/?id=649 (часть 2) и др.
- общественную (гражданскую) экспертизу (граничит с публичным - всенародным, общественным или профессиональным - обсуждением) <1>; -------------------------------- <1> См. подробнее: проект Федерального закона "Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // http://www.hrcspb.ru/ page/ page63.html; Редюхин В.И. Что такое общественно-гражданская экспертиза и оценка рисков (ОГЭОР) (проект презентации) // http://soctech.h10.ru/ogeor.htm; Соколов Н.Я. Предварительное обсуждение трудящимися проектов нормативных актов в советском государстве // Правоведение. 1968. N 4. С. 7 - 16; Троицкая Т.В. Понятие и юридическая природа общественной экспертизы // Юридический мир. 2006. N 9; Общественные слушания "Общественная экспертиза: опыт региональных общественных палат". 25 июня 2009 года / Общественная палата Российской Федерации. Межкомиссионная рабочая группа по организации экспертной деятельности. М., 2009; Материалы пленарного заседания "Актуальные проблемы экспертной деятельности Общественной палаты Российской Федерации" 26 марта 2009 года / Общественная палата Российской Федерации. Межкомиссионная рабочая группа по организации экспертной деятельности. М., 2009.
10) согласование, визирование проекта; 11) утверждение, подписание; 12) государственную регистрацию; 13) опубликование - по степени обязательности (обязательное, необязательное), по степени официальности публикации (официальное, неофициальное), по способу опубликования (печатное, электронное); 14) вступление в силу, введение в действие; 15) обжалование; 16) опротестование; 17) официальное толкование (инициатор, субъекты, порядок и т.п.) <1>; -------------------------------- <1> Смирнов А.В., Манукян А.Г. Толкование норм права: Учебно-практ. пособие. М., 2008; Вопленко И.И. Официальное толкование норм права. М., 1976; Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979; Спасов Б.П. Закон и его толкование. М., 1986; Пиголкин А.С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998; Петрушев В.А. Проблемы официального нормативного толкования права в Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2000. N 2 (октябрь - декабрь).
18) действие во времени, в том числе: - приостановление действия; - утрату юридической силы; - признание недействующим; - обратную силу; 19) действие в пространстве; 20) действие по кругу лиц; 21) внесение изменений и/или дополнений; 22) планирование подготовки; 23) мониторинг применения <1>; --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Монография "Правовые акты: оценка последствий: Научно-практическое пособие" (отв. ред. Ю.А. Тихомиров) включена в информационный банк согласно публикации - Юриспруденция, 2011.
<1> См., например: Правовой мониторинг: Научно-практическое пособие. М., 2009; Правовые акты: оценка последствий: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2010.
24) систематизацию, в том числе инкорпорацию, кодификацию, консолидацию, учет. Хотелось бы обратить внимание читателя еще на одно обстоятельство, напрямую связанное с потребностью в последовательном формировании правового режима КАЖДОЙ разновидности подзаконных правовых актов, - это общеправовой принцип определенности. Данный принцип сформулирован в правовых позициях Конституционного Суда РФ, содержащихся в следующих его решениях: - Постановление от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1 и 2 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой <1>; -------------------------------- <1> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации (далее - ВКС РФ). 1995. N 2, 3.
- Постановление от 15 июня 1998 г. N 18-П по делу о проверке конституционности положений ст. 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан <1>; -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3003.
- Постановление от 15 июля 1999 г. N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" <1>; -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.
- Определение от 18 января 2001 г. N 6-О по запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|