Классификация указов Президента РФ по степени подчиненности законам.
Из правовых позиций Конституционного Суда РФ вытекают следующие правила издания указов Президента РФ. П. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом <1>: -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
1) основа издания таких указов - ст. 80 Конституции РФ (Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти); 2) указы могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения (притом что Конституция РФ не содержит исчерпывающего перечня таких вопросов); 3) такие указы не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам; 4) такие указы должны во времени ограничиваться периодом до принятия соответствующих законодательных актов (федеральных законов, федеральных конституционных законов). П. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. N 17-П по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела <1>;
-------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6364.
5) Президент в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции Российской Федерации и законов указы и распоряжения во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы (в частности, федеральные конституционные законы, федеральные законы). П. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866.
П. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы; 6) само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, в частности указами (кроме случаев, когда сама Конституция Российской Федерации исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона); 7) указы нормативного характера могут издаваться Президентом как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, до принятия соответствующих законов. Следует иметь в виду, что распоряжением Президента РФ от 11 ноября 1994 г. N 578-рп <1> установлено: -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3029.
1) нормативные акты Президента РФ, рассчитанные на период реформирования экономики, государственного и общественного устройства (переходный период), являются временной правовой основой проводимых реформ;
2) государственно-правовому управлению Президента РФ надлежит представлять в установленном порядке предложения о признании утратившими силу или изменении актов Президента РФ поэтапно, по мере законодательного урегулирования соответствующих вопросов на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Анализ справочных правовых систем показывает, что к числу "законодательных" указов Президента РФ можно отнести, например, следующие:
-------------------------------- <1> СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372; 2007. N 31. Ст. 4020. <2> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301. <3> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5923; 2011. N 4. Ст. 572. <4> СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3150; 2009. N 44. Ст. 5193. <5> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7053. <6> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2197; 2011. N 24. Ст. 3411. <7> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3359; 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2222. <8> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1955; 2003. N 9. Ст. 851. <9> СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2501; 2008. N 43. Ст. 4921. <10> СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3540; 2008. N 39. Ст. 4423. <11> СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1751; 2008. N 20. Ст. 2290. <12> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3442; 2010. N 25. Ст. 3125. <13> СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 795; 2010. N 13. Ст. 1453. <14> РГ. 1994. 10 января; 2000. 6 сентября.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|