Куклы-«закрутки» («скрутки», «мотанки»)
Материал Основные текстильные народные обрядовые предметы изготавливали из новины – нового полотна. Это было обязательным условием. В то же время текстильные обрядовые куклы изготавливали и ж целых кусков изношенной одежды. Здесь речь должна идти помимо всего прочего о тканых несшитых изделиях, так как куклы изготавливаются без помощи иголок. Кроме того, «ткань» в данном случае является здесь символом: её свойства как материального предмета отступают на второй план. Знаковое содержание ткани определяется разными факторами. Среди них: технология изготовления, обыденное применение, внешний вид и структура. Ткань как материал воплощает определённый порядок, систему, что весьма соответствует переходному характеру обрядов человека. В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт славянского народа. По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось, что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Помимо прочего, здесь ярко прослеживается и роль женщины – мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчеркивается её изначальная бережливость. Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира Природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из изношенной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придаётся новое качество. Изношенные вещи рвали на аккуратные полоски, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются в систему, что придаёт изделию целостность.
Из скруток создаётся образ человека или мифологического Кроме того, существенную роль играет податливость материала, ткани, что позволяет довольно просто и быстро сделать куклу: порвать ветхую ткань, скрутить, завернуть, завязать. Поэтому-то наиболее распространены «Пеленашки», «Столбушки», «Лихоманки», кукла «на веретене» то есть куклы, в основе которых – свёрнутая в рулон ткань. В основе конструкции кукол «Бессонница», «Вепсская» и др. лежат куски ткани, напоминающие по форме квадрат, основной элемент славянского орнамента. Ткань по краю не обрабатывали, подчёркивая тем самым связь куклы с миром хаоса. Иначе говоря, куклы находятся на границе между этим миром и тем. Куклу можно очень просто разобрать и превратить обратно в ткань. Изначально использовали ткань традиционных для славянских народов цветов – белого, красного, чёрного. Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие. Так, красной пряжей, ниткой или платком подвязывают последний сноп. В родильных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья – красной нитью перевязывали пуповину. Ритуальная функция белой ткани происходит из представлений о её символической чистоте, правильности, порядке, ведь ткань произведена по очень строгим правилам. Кукла является медитативным предметом (с ней общаются, через неё просят), по сути – посредником между миром земным и миром «иным». Кукла способ соединения сфер жизни и смерти. С появлением в жизни народа новых промышленных тканей яркой раскраски обрядовая кукла стала ярче. Её стали наряжать в яркие куски ситца.
Существовали особые обрядовые куклы, сделанные только из ниток, – «мартинички». Это две куколки белого и красного цвета, соединённые между собой скрученным из белой и красной ниток шнурком. При изготовлении кукол часто использовали символические наполнители – зерно («зерновушка»), золу из родового зольника, льняное волокно… В качестве основы при изготовлении текстильных ритуальных кукол применяли различные предметы: ложки, веретено, навой, скрученную солому, лыко, траву, клювы птиц и др. Подготовленную основу наделяли атрибутами женской силы: одеждой, головой, грудями, иногда символически обозначали руки. Все составные элементы куклы крепились к основе нитками, поясками, без употребления игл. В куклах-закрутках ткань закрепляли нитками на талии, а также ниткой выделяли верхняя треть – голова. Куклы-«закрутки» («скрутки», «мотанки») Завивание – ритуальное действие, имеющее защитные продуцирующие функции, оно соотносятся с зарождением, ростом, преумножением. Витье и кручение являются еще и символами брака. Термины «окручаться», «вертаться», «кручёнка» означают любовную связь: · «крутить», «окручать», «повивать» – сменять девичью причёску на женскую; · «округа», «скрута» – наряд невесты, · приданое; «верч» – украинский свадебный хлеб. Эти термины связаны с сотворением мира («вить», «вихрь»), с рождением ребёнка («вить», «повивальная бабка», «свивальник» (лента для закрепления пелёнок)). Кукла «Пеленашка» Пеленашка – самая простая куколка. Это младенчик в платочке, спелёнатый в пеленку и обвитый свивальником. В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка и имела предназначением принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому ребенку. Только после крещения, посредством которого за младенцем утверждался статус человека, куклу убирали из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.
Пеленашка, или кукла-младенчик, имеет обереговую конструкцию. Куклу при приходе гостей вставляли в складочки платочка ребёнка и гости, чтобы не «сглазить» ребёнка, говорили про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош! » В изготовлении «Пеленашка» проста. Делают куклу из длинного лоскута белой ношеной ткани. Иногда в середину вкладывают основу из круглой палочки. Ткань плотно скатывают в скатку.
Затем скатку перетягивают пояском или ниткой. Завязывают узел, символизирующий пуп – средоточие жизненной силы. Концы пояска, как и пуповину ребёнка, обычно, откусывают. Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, заворачивают плотно в пелёнку и обёртываем свивальником. Куклы «Лихорадки», «Лихоманки», «Траясовицы» Делают куклу из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ткань плотно скатывают в скатку. Затем скатку перетягивают пояском или ниткой. Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек. Иногда делают на теле ещё один слой цветной ткани.
Кукол иногда прикрепляют на верёвочку и вешают на стену, а порою устанавливают рядком на печной трубе. Кукла «Столбушка»
Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины.
Квадратик складывают косыночкой, выделяют два конца квадрата, которые образуют пару рук. Концы подворачивают и завязывают нитками. Заготавливают две грудки из квадратиков ткани и ветоши. Сверху на скрутку набрасывают квадратик белой ткани с ручками, после чего это место шеи обвивается. Крестообразно обвивают верхнюю часть тела и привязывают грудки. Далее на куклу надевают одежду: юбку, фартушок, поясок. Затем – платочек, подвязанный под подбородком. Украинская «мотанка» В Киевской, Черкасской и Полтавской областях Украины бытовали так называемые узелковые куклы или мотанки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|