Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 вариант. У такой куклы на лицевой стороне выполняли прямые кресты из красных или цветных ниток. Куклы из тканевых квадратов




1 вариант

Свёрнутый рулончик вертикально размещали внутри квадрата ткани, который завязывали узлом.

 

 

У такой куклы на лицевой стороне выполняли прямые кресты из красных или цветных ниток.

Остатки ткани обвивали нитками, тем самым, образуя тельце.

К узлу крепили юбку, фартук. Руки и ноги у куклы не обозначали, но часто обозначалась грудь. Для этого под рубашку вкладывали два шарика из ветоши и нитками крест накрест привязывали к туловищу.

На головку надевали платочек или венок. В этом случае фартук привязывают на талии. Эти куклы также предназначались не только для игры, но и для защиты: если ребёнок заболевал, то куклу, которой он играл, хоронили, с ней хоронили и болезнь.

2 вариант

 

Свёрнутый рулончик горизонтально размещали внутри квадрата ткани, который затягивали узлом.

У такой куклы на лицевой стороне выполняли прямые кресты из красных или цветных ниток.

Остатки ткани обвивали нитками, образуя тельце.

К узлу крепили юбка, фартушок. Руки и ноги у куклы не обозначались, часто обозначалась грудь. Для этого под рубашку вкла­дывали два шарика из ветоши и нитками привязывали к туловищу крест-накрест.

На головку надевали платочек или венок. В этом случае фартушок привязывается на талии. Такие куклы тоже предназначались не только для игры, но и для защиты – если ребенок заболевал, то куклу, которой он играл, хоронили, с ней хоронили и болезнь.

Куклы «Столбушки» на берестяной основе

В основе изготовления такой куклы лежит «закрутка» из бересты. Размер куклы около 12 – 30 см. Такой способ изготовления позволяет кукле устойчиво стоять на поверхности. Сворачивают закрутку из прямоугольного куска свежей бересты. Перетягивают посередине ниткой. Квадратик ткани складывают косыночкой, выделяют два конца квадрата, которые образует пару рук. Концы подворачивают и завязывают нитками. На скрутку сверху набрасывают квадратик

белой ткани с ручками, после чего это место шеи и талии обвивают нитью.

Далее на куклу накручивают юбку из прямоугольного куска ткани. Затем одевают фартушок, поясок и платочек, подвязанный под подбородком.


Куклы «Куватки»

Дать толкование названия этой весьма широко распространённой куклы непросто. Вот что говорит Толковый словарь В. И. Даля: · кувякать, мямкать, мямлить, чавкать, говорить невнятно; · визжать, плакать. Кубяка, кувяка об. мямля, вялый, лентяй, мешок. Кувяка, кувя, увя, куватка об. кур. младенец, новорожденное дитя. Кувякнуть что, значит, кинуть, бросить плашмя, шлепнуть. Технология изготовления кукол очень проста. Ткань сворачивают в полоски, перегибают их, дополняют деталями из скруток или узелковой техники.

Самую простую «куватку» делают из двух частей.

Из длинной полоски ткани сворачивают полоску для туловища, перегибают её. В месте перегиба завязывают узлом нитку или поясок. Концы пояска связывают, образуя петлю. На расстоянии одной трети длины обматывают ниткой туловище куклы. Короткую полоску для изготовления рук скручивают. Обкручивают ниткой концы полоски на расстоянии 1см от края, завязывая узлом.

Вкладывают «руки» между полосок. Далее последовательно крестообразно затягивают и закрепляют «руки» в тельце «куватки».

 

 

Куклы «День и Ночь»

Существовали куклы, фиксирующие наступление и конец светового дня. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). Куклы связаны шнурком и представляют собой единую композицию.

День и ночь представлялись первобытным народам высшими, бессмертными существами. День – первоначально верховное божество света – Солнце, с которым слово это тождественно и по названию, Ночь – божество мрака.

Между богами света и тьмы, тепла и холода происходит вечная нескончаемая борьба за владычество над миром.

У славян День и Ночь, соответственно мужскому роду одного слова и женскому другого, олицетворялись как брат и сестра. Народная загадка, означающая «год», произносится так: «Я стар, от меня родилось двенадцать сыновей (месяцы), у каждого из них по тридцати сыновей красных, по тридцати дочерей чёрных» (дни и ночи). Другая загадка, означающая «ночь и день», выражает ту же мысль так: «Сестра к брату в гости идёт, а брат от сестры пятится, в лес прячется»

Кукла «Десятиручка»

  В выполнении такой «куватки» есть свои особенности. В месте перегиба основной детали ткань не перетягивали. Из длинной полоски ткани сворачивают полоску для туловища, перегибают её. На расстоянии одной трети дли­ны обматывают ниткой туловище куклы. Для изготовления рук скручивают короткую полоску. Обкручивают ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом. Выполняют 5 пар рук для куклы и разворачивают их веером. Вкладывают «руки» между полосок. Далее последовательно крестообразно затягивают и закрепляют «руки» в тельце «куватки».

 

 

Двойная свадебная «куватка»

Это парная куватка на одной общей руке. Из длинных полосок ткани сворачивают полоски для туловищ двух кукол, перегибают их.

Общую руку выполняют путём накручивания полоски ткани на круглую палочку из орешника. Обкручивают ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом.

У одной куклы внизу концы ткани завязывают, образуя ноги жениха, а у второй – расправляют в виде юбки – у невесты. На расстоянии одной трети длины обматывают ниткой туловище куклы, выделяя голову.

Вкладывают «руку» между полосок. Далее последовательно крестообразно затягивают и закрепляют «руку» в тельце каждой «куватки». Посередине общей руки завязывают поясок как символ нерушимости связи. Обычно в этой кукле концы рук соединяют нитью или пояском. Эту куклу подвешивали за нить как оберег.

 

Кузьма и Демьян – покровители семейного очага и ремёсел

В восточнославянском фольклоре Кузьма и Демьян связаны, главным образом, с кузнечным делом и выступают в облике кузнецов-змееборцев. В белорусской сказке «Иван Попялов» герой победитель змея скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна, а кузнецы защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают её. Согласно украинскому поверью, Божий Коваль Кузьма-Демьян сковал людям первый плуг; ухватил клещами за язык змея, истреблявшего людей, запряг змея в плуг и заставил его пропахать землю от моря и до моря. В русской

традиции св. Кузьма и Демьян «куют» свадьбу и брак (ср. мотивы свадебных песен, в которых к святым-покровителям обращаются с просьбой «сковать сватьбу крепкую»), а также восточнославян­ские заговоры, направленные на благополучие семьи.

Восприятие Кузьмы и Демьяна как чудесных кузнецов (читай: Сварога), а также христианское предание, согласно которому они были врачами-бессребрениками, по-видимому, и объясняют упоминание имен этих святых в восточнославянских заговорах, произносимых при разных болезнях.

Куклы вешали над рабочим местом ремесленников.

Для простого варианта две куватки, как при изготовлении свадебной куклы, одевают на одну общую руку.

Из длинных полосок ткани сворачивают полоски для туловищ двух кукол. У обеих полосок внизу концы ткани обкручивают и завязывают, образуя тем самым ноги.

Общую руку выполняют путём накручивания полоски ткани на круглую палочку из орешника.

Обкручивают ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом.

Полоски, подготовленные для туловищ, перегибают. На расстоянии одной трети длины их обматывают ниткой туловище куклы, выделяя голову. Вкладывают «руку» между полосок.

Далее последовательно крестообразно затягивают и закрепляют «руку» в тельце каждой «куватки». Далее на кукол надевают обязательный атрибут этих кукол – фартуки и, иног­да, ремесленные инструменты. В середине общей руки завязывают поясок как символ нерушимости связи. Обычно в этой кукле концы рук соединяют нитью или пояском.

За эту нить куклу подвешивали над рабочим столом как оберег.

Куклы из тканевых квадратов

Куклы из тканевых квадратов выполняют по общему принципу. В основе данных кукол лежит узловой способ:

В середину квадрата вкладывают наполнитель. Это могла быть зола, глина, мякиш хлеба, кудель льна или конопли, клубки ниток. Затем узел завязывают.

Из концов квадрата расправляют в виде косынки. Горизонтальные утлы оформляют в виде рук, нижние в виде ног.

У этих кукол не делают ног и рук, «чтобы не убежала», но зато обязательно делают грудь. Для этого в два квадрата вкладывают мягкую куделю или ветошь, завязывают нитками в узлы и прикрепляют к туловищу куклы. Квадраты берут достаточно большого размера и тогда концы квадратов образуют юбку. Далее кукле повязывают фартушок и косыночку.


Кукла «Зерновушка»

После уборочной страды куклу-мещочек наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Также женщины делали эту куклу для того, чтобы у неё были дети. Технология изготовления «зерновушки» очень проста. Квадрат ткани складывают пополам и сшивают с длинной стороны. С одного конца крепкой ниткой завязывают узел. Выворачивают мешочек и заполняют его зерном. Завязывают узел, Выделяя треть высоты мешка, завязывают поясок, предварительно наложив юбку и фартушок. На головку одевают платочек. Можно завязать нижний платочек концами назад.

            

     


«Вепсская кукла»

Её изготавливают из одинаковых квадратных кусков ткани. В квадратный кусок из белой ткани вкладывают наполнение для головки – сухая трава, остатки от обработки или кудель льна или конопли. Узел завязывают. Ткань под узлом складывают косынкой и из двух концов делают ручки, подгибая концы углов. Ниткой обозначают талию. Затем изготавливают грудь. В квадраты ткани вкладывают куски мягкой ветоши. Завязывают узлы. Далее грудки привязывают выше талии, одновременно «крест накрест», обвивая верхнюю часть туловища.

Затем на куклу одевается фартушок и завязывают поясок. На головку повязывают косыночку.

Рекомендации

Прежде чем приступать к изготовлению текстильной обрядовой куклы сначала тщательно продумайте, какой именно должна быть ваша кукла. При делании её необходимо следовать определённым правилам.

При изготовлении куклы сосредоточьтесь и настройтесь на изготовление особого предмета – ритуального. Прочитайте заговоры над куклой или своими словами выскажите желание.

Куклы изготавливайте в определённые дни. Познакомьтесь с литературой на эту тему.

Ткань для обрядовой куклы лучше возьмите ручной работы, изготовленную в вашей собственной семье. Тканью может быть часть ношеной и современной одежды, но из натуральных материалов. Нужно проследить, была ли одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях. Ткань необходимо рвать, а не резать. Края кусков ткани обрабатывать не допускается.

Основу для закруток тоже нужно тщательно выбрать. Продумайте, из какого дерева вы выломаете веточки. Веточки нужно обязательно выламывать, а не вырезать ножом. Познакомьтесь с символическим значением деревьев.

При изготовлении кукол не пользуйтесь ножницами и иголкой. В некоторых случаях даже нельзя завязывать узлы – нитки заправляют с помощью деревянного колышка.

Высота кукол обычно – длина ладони взрослого человека или в локоть. Куклы выполняют из квадратов размером в женский головной платок.

Обязательно закончите начатую работу, её нельзя бросать во избежание несчастий! Делайте куклу сразу и правильно. Ведь ваша кукла – особенная вещь. Многое можно купить, но своё представление о сопричастности к судьбе семьи, родины, свой «урок терпения» можно выразить и через изготовление обрядовой куклы и передать в пространстве и времени своим потомкам. Эта часть вашей жизни, пусть она будет наполнена особым смыслом и содержанием.


Источники

Литература

 

1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и обычаи. Народная кукла. — СПб.: Паритет, 2005.

2. Комарова С. Катушкин М. Кукольные люди. — СПб.: 1999.

3. Комарова С. В. «Кукольные мужички» в собрании РЭМ: тендер в предметно-символических кодах культуры. Мужской сборник Выпуск 2. «Мужское» в традиционном и современном обществе. «Лабиринт», М. 2004, стр. 151-156.

4. Гемуев И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. — Новосибирск: «Наука», 1990.

5. Токарев С. А. Сущность и происхождение магии. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований // Труды Института этнографии. — М. 1959.

6. Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит; Иерусалим: Тарбут, 1994, стр. 164-188.

7. Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. — М.: Наука 1994.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...