Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания и упражнения. 1. Составьте конспект лекции по плану. 2. Скажите, какие значения слов язык и речь вам известны?. 3. Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы.




Задания и упражнения.

1. Составьте конспект лекции по плану.

1. Что такое язык?
2. Каковы формы существования современного языка
3. Каковы основные функции языка?
4. Что такое литературный язык?
5. Что такое речь?
6. Каковы функции речи?

2. Скажите, какие значения слов язык и речь вам известны?

3. Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы.

Современный русский язык, как любой развитый культурный язык, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью носители языка владеют с детства. Литературный язык, его нормы, общие законы познаются в процессе обучения дома, в школе, в институте, при общении с лицами, владеющими литературным языком, при чтении различной в жанровом отношении литературы. Поэтому литературный язык – это кодифицированный язык, выступающий своеобразным кодом, выполняющий функцию такого кода, с помощью которого люди могут понимать друг друга, общаться друг с другом. Но это такой код, который подчиняется его употреблению. Живая разговорная речь была в разных ее разновидностях исходной базой для возникновения и развития литературного языка с его основными признаками, в то же время она испытывала ( в разные периоды истории неодинаково обратное её воздействие.

Кодифицированный литературный язык представляет такую языковую систему, которая нейтральна в функциональном отношении: она годится для выражения всяких отношений между говорящими. Для разговорного же языка необходимы определенные условия: неподготовленность речевого акта и непосредственное участие говорящих в речевом акте.

Литературный язык понятие, не совпадающее с понятием «язык художественной литературы». Язык художественной литературы – это составная часть литературного языка. Правильное понимание подобного соотношения является базой для понимания и восприятия русского языка в различных его проявлениях.

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Каковы две основные функциональные разновидности современного русского языка? 2. Какова взаимосвязь современного литературного языка и живой разговорной речи? 3. В чем заключается отличие литературного языка от языка художественной литературы?

                                          II

Длительное использование русского языка в качестве языка межнационального общения, обогащение его в процессе контактов с другими языками, его гибкость и ёмкость, соединенные с рядом событий социального характера в течение ХХ века, определили реальные предпосылки для его выхода за пределы бывшего Советского Союза, в результате чего русский язык приобрел функции языка международного общения, а затем и мирового языка.

Категория мировой язык появилась сравнительно недавно, в последние десятилетия ХХ в. Мировой язык – это язык межгосударственных контактов, рабочий язык международных симпозиумов, конференций, съездов и т. п. Мировой язык – историческая категория, отражающая тенденции общечеловеческого развития в ХХ - начале XXI вв., научно-техническую революцию, факторы политико-экономического, культурного и др. развития. Иными словами, состав мировых языков изменчив и зависит от авторитета страны. В которой говорят на этом языке, от ее положения на мировой арене.

Существенным признаком мирового языка является егораспространение за пределами монолитной и исконной территории, то есть в максимальном числе точек на планете, в том числе в удаленных друг от друга, его изучение в разных странах мира.

Организация Объединенных наций к настоящему времени провозгласила 6 мировых языков: русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский.

 

ВОПРОСЫ: 1. Что такое мировой язык? 2. Почему русский язык является мировым?

 

    4. Распределите языки по группам ( если необходимо, используйте дополнительные источники). Расскажите о вымышленных языках. Что вы знаете о природе указанных языков? Встречали вы эти названия прежде? Где и когда?

 

 Русский язык, латынь, эсперанто, навахо, язык химических символов, фортран, дотракийский язык, русинский язык, эльфийские языки( квенья, синдарин), орочский язык, клингонский, Delphi, французский язык, готский язык, Java, язык квакиутль, тлингитский язык, языки мяо-яо, нганасанский язык, китайский язык, ифкуиль, тикипона, С++, шона, басса

 

 

Естественные (этнические) языки

Искусственные языки

  Вымышленные языки Искусственные специализированные языки

 

 

5. В приведенной записи живой разговорной речи укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку. К какой лексической группе следует отнести выделенные слова и выражения?

А. — Скажите о том, как у вас раньше свадьбы играли.

– Свадьбу? Скажу про себя. Была я семнадцати лет... Был сенокос... Ну подкашиваем, вдруг соседка идет, идет прямо к отцу... А я ей, такая была, так и говорю: «А что ты, Олена, к нам-то не привернула? —  Ну, если приглашашь, так приверну». Подходит к моему старшему брату, поклонилась и грит: «Ну, Александр, поезжай, пропивай сестру, женихи на сестру сватаются». А брат косы лопатил у нас, он жены своей лопатил косу. Косы были, горбуши назывались. Ну вот. Потом он этой жены косу отлопатил, взяла я, стала подавать свою косу. Он меня и поддразнил: «Хе, как девица-то, женихи сватаются». Я чуть не заплакала. Он говорит: «Глупая, какая-то ты невеста? Еще не отдам».

Б. —А потом ишо вот... сын женился, сноха родила, ишо я бабой работала...

Ну, тут на пенсию пошла, и так больше стала вот няньчиться. У тех две девки выращила, чэтыре жимы водилася: с той два года, да с другой... Колька-то, мой парень, там тоже чэтыре жимы жил, тоже с ребятами.

В. — Вот на Пасху-то дак всю ночь пекем, тут ночь и не спим. С вечера, еще в шесть часов тесто месили, да вот замесишь с бычью голову тесто-то, вот и скешь сидишь, две-три кучи наскешь этих сочиней-то, да еще... калиточки зовутся, опеки же большие же наскешь, эти опеки с квашни наливать, да на сковородки наливашь, кислы шаньги звалися... А кислы – это льют на сковородки, на сковородоцки и сверьху помазут сметанкой – вот это называтся кисла шаньга.

    6. Укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.

A. — Преподаватель, а когда Вы можете поставить оценку в зачетку? А то родители шнуруют: ставь зачеты, ставь зачеты…

 — Осенью. Вы же знаете, что мы все на дистанционке.

Б. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т. е. рэксами, мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

В. Белыми люблю сицилианку, а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.

     7. Прочитайте фрагмент диалога градоначальника и заключенных в одной из тюрем Харькова в годы гражданской войны. Обратите внимание на различие между литературным языком и арго, их обособленность.

    - За что сидишь?

    - За фармазон.

    - Это что такое?

    - Медное кольцо за золото продал.

    - Ты за что?

    - У фраера бочата из скулы принял.

    - Ты что, не русский?

    - Это карманник, ваше благородие. Говорит, что часы из кармана у какого-то господина вытащил.                                                                                    ( И. Болгарин, Г. Северский «Адъютант его превосходительства»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...