- Высокая культура речи – «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»;
- Высокая культура речи – «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»; - «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». (А. П. Чехов)
. ТЕМА 3 Общее понятие и категории стилистики Стиль языка и стиль речи. Определение понятий «стиль языка» и «стиль речи». Стилистическая окраска слова. Функциональные стили языка. Общая характеристика отличительных черт научного и делового стиля. Чтобы правильно, грамотно общаться в обществе, быть хорошим специалистом, нужно не только в совершенстве знать свою профессию, но и уметь выбрать наиболее точные и понятные языковые средства, убедив собеседника в правильности своих суждений. Этому учит такая дисциплина, как стилистика. Немного из истории Слово «стилистика» в переводе с латинского означает «палка с заостренным концом», которой писали на доске, покрытой воском. Писать было трудно, для правильности и точности выражения мыслей приходилось не раз стирать начертания букв, изменять зрительный образ написанного. Таким образом, искусство пользоваться палочкой «стилом» стало восприниматься как показатель словесного мастерства, совершенства словесной культуры. С течением времени умение хорошо говорить и писать, то есть добиваться соответствия мысли и формы ее выражения, превратилось в науку – учение о формах наилучшего употребления языка в различных видах речевой деятельности, различных сферах обучения – стилистику. В языкознании нет общепринятого определения стиль. Это слово используется в различных сферах. Это связано с тем, что становление и формирование стилистики как науки развивалось в различных направлениях. Но мы будем понимать стилистику – как науку о средствах речевой выразительности и закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целее, ситуации и сферы общения. Выделяются, прежде всего, такие типовые и социально значимые сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая, бытовая.
Что изучает стилистика? Она изучает выразительные возможности языка, определяет закономерности функционирования языковых средств в различных речевых разновидностях, которые образуются под воздействием внелингвистических факторов. Таким образом, стилистика языка изучает стилистические ресурсы всех языковых уровней лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, такие понятия, как синонимы (лексические, грамматические, морфологические и синтаксических), их стилистическую окраску. Стилистика речи изучает выразительные возможности языка в различных аспектах речевой деятельности (научной, деловой, официальной, бытовой) в устной и письменной форме. Культура речи, ее выразительность связаны со стилистической окраской слова. Первое, что необходимо отметить, рассматривая содержание названого понятия – это его сложный характер. Понятие стилистическая окраска обычно связывается с закрепленностью слова за определенной сферой общения и с эмоционально-экспресивными качествами слова, то есть его способностью не только называть явления, но и выражать отношение к предмету мысли. В современном русском литературном языке по сфере употребления различается: 1. Лексика межстилевая, то есть, которая употребляется всеми и в любых условиях: умный, сидеть, писать, работать, завтра.
2. Лексика книжно-письменная, которая употребляется в основном в книжных стилях: астения, исходящий, вольтметр, наниматель, адекватный. 3. Лексика устной речи. Это слова, присущие разговорно-бытовой речи. К лексике устной речи относятся слова: разговорные, профессионализмы, диалектизмы: болтать, дружок, парнишка, дружочек, черное золото (нефть), инженерá, провалиться на экзамене. По отношению к говорящему, пишущему субъекту к выраженной им мысли различают эмоционально-экспресивную лексику. В составе эмоционально-экспресивной лексики выделяют: 1. Слова нейтральные, лишенные стилистической окраски: хорошо, плохо, главный, умный, храбрый, совершенство, низость и другие. 2. Слова, выражающие положительную оценку действия: - в книжно-пиьменной лексике – так называемые высокие слова, которые придают речи торжественность – отчизна, свершение, чаяния; - в лексике устной речи разговорные слова, как то: малыш, девчурка, доченька; - просторечные – парниша; - диалектные – сладкий (хороший, приятный, любимый), ребенок, кокнуть (убить). 3. Слова, выражающие отрицательную оценку явления: - в книжно-письменной лексике их еще называют неодобрительными – упрощенчество, фамильярность, красивость и др. - в лексике устной многие разговорные и просторечные слова, выражающие иронию, насмешку, пренебрежение: домишко, рыбешка, деваха, веселушка.
Задания и упражнения: 1. Составьте конспект по данному плану.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|