Задания и упражнения. 1. Составьте конспект лекции по плану. 2. Просмотрите описанные в тексте показатели культуры речи. Скажите, какие три показателя из предложенных в лекции важны всегда, в любом случае при самых разнообразных условиях коммуника
Задания и упражнения. 1. Составьте конспект лекции по плану.
2. Просмотрите описанные в тексте показатели культуры речи. Скажите, какие три показателя из предложенных в лекции важны всегда, в любом случае при самых разнообразных условиях коммуникации? Обоснуйте свою точку зрения. 3. Сформулируйте свою точку зрения по поводу высказывания С. И. Ожегова, согласитесь с ним или опровергните его. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… Высокая культура речи заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное ( то есть самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное). 4. Из двух вариантов выберите правильный. Амбициозный – анбициозный, бамбинтон – бадминтон, беспрецедентный – беспрецендентный, будущий – будующий, грейпфрут – грейфрут, грести – гребсти, двуглавый – двухглавый, дискутировать – дискуссировать, дуршлаг – друшлаг, инцидент – инциндент, компостировать – компосировать, комфорка – конфорка, насмехаться – надсмехаться, обёртка – обвёртка, перспективный – переспективный, поскользнуться – подскользнуться, почтамп – почтамт, прецедент – прецендент, разуться – разбуться, скрупулезный- скурпулезный, эксклюзивный – эсклюзивный, юрисконсульт - юристконсульт.
5. Прочитайте фразы, правильно поставив ударение в выделенных словах.
Салат из свеклы и щавеля, визит в диспансер, строительство газопровода «Северный поток-2», это правая туфля, донельзя трудная задача, это слово пишем через дефис, посмотри в каталоге, тайная вечеря, написать ходатайство, истинный христианин, вторая языковая группа, горькое снадобье, необходима экспертная оценка, воздать сторицей, завсегдатай музеев, избалованный вниманием ребенок, подруга клала смартфон в сумку, мне стало завидно, устроили настоящее аутодафе, снежные заносы в аэропортах, нераскаявшийся еретик, купить пять тортов.
6. Прочитайте фрагменты из стихотворений В. Высоцкого. Найдите нарушения норм культуры речи. Объясните, с какой целью поэт использовал этот прием в своих произведениях. Мы говорим не «штормы», а «шторма» - Слова выходят коротки и смачны. «Ветра» - не «ветры» - сводят нас с ума, Из палуб выкорчевывая мачты.
……………………..
И пока у меня в ихнем ЖЭКе рука, Про неё я узнал очень много нюансов. У нее старший брат – футболист «Спартака», А отец – референт Министерства финансов.
7. Прочитайте диалоги. Найдите допущенные ошибки и неточности. Определите, каким показателям культуры речи они противоречат?
I - Ирина Петровна, я Ваш студент группы КС-15 Земляной Олег. У меня нет зачета по Вашему предмету. Когда и куда явиться, что и как подготовить? - Уважаемый студент! Вы обратились не по адресу. Вы не мой студент. Ничем помочь не могу. - Ирина Петровна! Вы должны мне помочь. Я, конечно, пропускал занятия. Но есть причины. И вообще у меня девушка беременная, а Вы не хотите мне помочь. Поставьте зачет. - Студент, я не могу Вам помочь, я не ваш преподаватель. Вы не мой студент. Жаль, конечно, что Вы не посещали занятий. Вы ведь знаете, что зачет – это оценивание практической работы студента в семестре. - Как это не можете? Вы же наш преподаватель. - Студент. Еще раз Вам говорю: я не Ваш преподаватель. Не теряйте время. Я не работаю и не работала с Вашей группой. - Как это? Вы же Ирина? - Я – Ирина Петровна. На кафедре есть ещё один преподаватель по имени Ирина. Ирина Николаевна. Возможно, Вам следует обратиться к ней? - Да – а – а? Серьёзно?
II - Преподаватель, что мне нужно сделать, чтобы получить зачет? - Дмитрий, Вы же знаете, что начали выполнять необходимый комплекс заданий и не завершили работу. Почему? Заканчивайте. - Я не рассчитал время и силы, поздно схватился. Сессия, ничего не успеваю. Тут и курсовой на хвост упал. Курсач у меня вообще из головы вылетел. Я туда – сюда… Короче, что делать? - Заканчивать начатое и исправить ошибки в выполненной части зачетной работы. Комментарий преподавателя у Вас в ВК. - ОК!
8. Как выглядят нормативные варианты следующих просторечных и диалектных форм? Чем обусловлено их появление в языке? Сколько время? Поезд уходит с пятого путя. И вот сажает она моркву-то... Моя доча говорит... Не мешай дитю спать! Там церква стоит на горе. Он на дерево полез, рысь-то этот.
9. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др. ). Исправьте предложения.
1. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 2. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу. 3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 4. Предполагаемый район геологоразведки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 5. Выбранная тематика весьма актуальна в данный момент времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|