Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания и упражнения.   1. Составьте конспект лекции по плану.   2. Просмотрите описанные в тексте показатели культуры речи. Скажите, какие три показателя  из предложенных  в лекции важны всегда,  в любом случае  при самых разнообразных условиях коммуника




Задания и упражнения.

    1. Составьте конспект лекции по плану.

1. Что следует понимать под  понятием «культура речи»? В чем заключается основная задача культуры речи?  
2. Каковы основные компоненты культуры речи вам известны?  
3. В чем заключается сущность нормативного аспекта?  
4. Чем характеризуется коммуникативный аспект культуры речи?  
5. Что представляет собой этический компонент культуры речи?  
6. Каковы основные показатели культуры речи?  

        

    2. Просмотрите описанные в тексте показатели культуры речи. Скажите, какие три показателя  из предложенных  в лекции важны всегда,  в любом случае  при самых разнообразных условиях коммуникации?  Обоснуйте свою точку зрения.

    3. Сформулируйте свою точку зрения по поводу высказывания С. И. Ожегова, согласитесь с ним или опровергните его.

         Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… Высокая культура речи заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное ( то есть самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное).

    4. Из двух вариантов выберите правильный.

Амбициозный – анбициозный, бамбинтон – бадминтон, беспрецедентный – беспрецендентный, будущий – будующий, грейпфрут – грейфрут, грести – гребсти, двуглавый – двухглавый, дискутировать – дискуссировать, дуршлаг – друшлаг, инцидент – инциндент, компостировать – компосировать, комфорка – конфорка, насмехаться – надсмехаться, обёртка – обвёртка, перспективный – переспективный, поскользнуться – подскользнуться, почтамп – почтамт, прецедент – прецендент, разуться – разбуться, скрупулезный- скурпулезный, эксклюзивный – эсклюзивный, юрисконсульт - юристконсульт.

 

    5. Прочитайте фразы, правильно поставив ударение в выделенных словах.

        

Салат из свеклы и щавеля, визит в диспансер, строительство газопровода «Северный поток-2», это правая туфля, донельзя трудная задача, это слово пишем через дефис, посмотри в каталоге, тайная вечеря, написать ходатайство, истинный христианин, вторая языковая группа, горькое снадобье, необходима экспертная оценка, воздать сторицей, завсегдатай музеев, избалованный вниманием ребенок, подруга клала смартфон в сумку, мне стало завидно,  устроили настоящее аутодафе, снежные заносы в аэропортах, нераскаявшийся еретик, купить пять тортов.

 

    6. Прочитайте фрагменты из стихотворений В. Высоцкого. Найдите нарушения норм культуры речи. Объясните, с какой целью поэт использовал этот прием в своих произведениях.

                            Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

                       Слова выходят коротки и смачны.

                       «Ветра» - не «ветры» - сводят нас с ума,

                       Из палуб выкорчевывая мачты.

 

                                 ……………………..

 

                       И пока у меня в ихнем ЖЭКе рука,

                       Про неё я узнал очень много нюансов.

                       У нее старший брат – футболист «Спартака»,

                       А отец – референт Министерства финансов.

 

    7. Прочитайте диалоги. Найдите допущенные ошибки и неточности. Определите, каким показателям культуры речи они противоречат?

                                                       

                                                   I

         - Ирина Петровна, я Ваш студент группы КС-15 Земляной Олег. У меня нет зачета по Вашему предмету. Когда и куда явиться, что и как подготовить?

    - Уважаемый студент! Вы обратились не по адресу. Вы не мой студент. Ничем помочь не могу.

    - Ирина Петровна! Вы должны мне помочь. Я, конечно, пропускал занятия. Но есть причины. И вообще у меня девушка беременная, а Вы не хотите мне помочь. Поставьте зачет.

    - Студент, я не могу Вам помочь, я не ваш преподаватель. Вы не мой студент. Жаль, конечно, что Вы не посещали занятий. Вы ведь знаете, что зачет – это оценивание практической работы студента в семестре.

    - Как это не можете? Вы же наш преподаватель.

    - Студент. Еще раз Вам говорю: я не Ваш преподаватель. Не теряйте время. Я не работаю и не работала с Вашей группой.

    - Как это? Вы же Ирина?

    - Я – Ирина Петровна. На кафедре есть ещё один преподаватель по имени Ирина. Ирина Николаевна. Возможно, Вам следует обратиться к ней?

    - Да – а – а? Серьёзно?

 

 

                                          II

    - Преподаватель, что мне нужно сделать, чтобы получить зачет?

    - Дмитрий, Вы же знаете, что начали выполнять необходимый комплекс заданий и не завершили работу. Почему? Заканчивайте.

    - Я не рассчитал время и силы, поздно схватился. Сессия, ничего не успеваю. Тут и курсовой на хвост упал. Курсач  у меня вообще из головы вылетел. Я туда – сюда… Короче, что делать?

    - Заканчивать начатое и исправить ошибки в выполненной части зачетной работы. Комментарий преподавателя  у Вас в ВК.

    - ОК!

 

    8. Как выглядят нормативные варианты следующих просторечных и диалектных форм? Чем обусловлено их появление в языке?

Сколько время?                                                                                      

Поезд уходит с пятого путя.

И вот сажает она моркву-то...

Моя доча говорит...

Не мешай дитю спать!

Там церква стоит на горе.

Он на дерево полез, рысь-то этот.

 

    9. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др. ). Исправьте предложения.

1. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте

речевые формы, которые учитель учит их находить.

2. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей

и интересных сюрпризов.

4. Предполагаемый район геологоразведки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.

5. Выбранная тематика весьма актуальна в данный момент времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...