Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При наличии паузы [и] не переходит в [ы].




При наличии паузы [и] не переходит в [ы].

4. Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слова, оглушаются – это является одним из признаков литературной речи: сне[к], рука[ф].

5. В произношении слов с сочетанием чн наблюдается колебание, что связано с изменением правил старомосковского произношения. Согласно нормам современного русского языка сочетание чн обычно так и произносится [чн]: бесконечный, посадочный.

Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах: Кузьмини[шн]а, Ильни[шн]а, а также в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]о, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик и др.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой имеют двоякое произношение: порядо[чн]о, порядо[шн]о и др.

6. Какправило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам русского языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями произношения  звука [о] в безударных слогах ([о]азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]на, ко[дэ]кс.

В большинстве незаимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р’]ем, му[з’]ей, ко[ф’]е.

Вариантное произношение допускается в словах: декан, терапия, претензия, террор.

Помните, что в большинстве случаев необходимо обращаться к орфоэпическим словарям русского языка, в которых даются нормы произношения слов.

    Упражнения и задания

    1. Составьте конспект по плану:

1, Что означает понятие «нормасовременного русского языка»?  
2. От чего зависит норма русского языка?  
3. На какие типы делятся устные нормы русского языка?  
4. Что означаетвариативность нормы?  
5. Что изучаеторфоэпия?  
6. Какие правила в областипроизношения и ударения вам известны?  

    2. Расставьте ударение в словах. Составьте с ними предложения.

Автозаводская, баржа, воздухопровод, высоко, валовой, искра, квартал, договор, диспансер, мышление, намерение, оптовый, закупорить, звонить, августовский, мусоропровод, статуя, ходатайство, христианин, мастерски, красивее, втридорога, донельзя, феерия, дефис, пломбировать.

 

    3. Сгруппируйте слова, по принципу произношения звукосочетаний [чн] и [шн]:

Конечно, сливочный, яичный, Ильинична, скворечник, двоечник, отличник, булавочный, что, сказочный, стрелочник, яблочный, молочный, непорядочный, скучный, полуночник, порядочный, пустячный, прачечная, подсвечник.

    4. Образуйте от данных существительных форму множественного числа.

Инспектор, корпус, отпуск, полено, порт, профессор, шофёр, сторож, пропуск, паспорт, бухгалтер, директор, мать, год, договор, возраст, инженер, слесарь, договор, возраст, инженер, слесарь.

 

    5. Составьте предложения со словами, проанализируйте роль ударения:

á тлас – атлá с; вú дение – видé ние; крé дит – кредú т; харá ктерный – характé рный; языкó вый – языковó й; кругó м – крý гом; острó та – остротá.

 

    6. Разделите слова на 3 группы: с ударением на 1-ом слоге; с ударением на 2-ом; с ударением на 3-ем:

Бунтовщик, танцовщик, обувщик, дьяволица, часовщик, баловница, зеленщик, квартал, столяр, начать, фабула, феномен, таинство, сажень, кухонный, аналог, банты, дефис, закупорить, балованный, звонить, каталог

 

    7. Прочитайте мини-текты, правильно расставьте ударения в подчёркнутых словах:

· Посетитель долго изучал каталог, словно что-то искал. Потом он достал папку с надписью «Договоры», что-то прочитал и вынул телефон. Все думали, что он кому-то сейчас позвонит. Но он не звонил, он задумался об изобретениях.

· О чем думал будущий учёный? О русском алфавите? О необычном видении данной проблемы? О языковой наполняемости текстов? Об обеспечении методической литературой? Голова у него шла кругом.

· Нам необходимо отнести ходатайство по данному вопросу. Офис находится через два квартала.

· Группа научных сотрудников беспокоилась о судьбе своего изобретения. Комиссия может его не принять, а это усугубит их дальнейшее материальное положение. В изобретение были вложены существенные денежные средства.

 

    8. Составьте мини-тексты со словами, правильно расставляя в них ударение.

Вовремя, цемент, намерение, нефтепровод, кухонный, корысть, завидно, вероисповедание, тотчас, верба, углубить, христианин, приданое, эксперт.

 

    9. Прочитайте данные слова. Обратите внимание на произношение (мягкое – твёрдое) согласных пред е. С выделенными словами словами составьте предложения:

агрессия берет, детектив, крем, стресс, компьютер, компетенция, пресса, тезис, тенденция, термин, декан, кофе, бассейн.

 

    10. Из данного перечня слов выпишите слова, в которых на месте пропуска произносится [о]:

безнад…жный, бл…клый, горш…чный, ист…кший (год), ман…вры, недоум…нный, никч…мный, оп…ка, поим…нный., св…кла., бел.. сый, ш…рстка, ист…кший (срок), ист…ший кровью, пад…ж (скота), именительный пад…ж.

    11. Составьте устное сообщение по теме:

«Нормы произношения и ударения»

В сообщении используйте слова: орфоэпия, характерный, углубить, принятый, облегчить, мастерски, вовремя, тенденция, термин, компетенция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...