Задания и упражнения. 2. Объясните, чем различаются значения следующих слов. Приведите примеры их употребления. 3. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов. Определите вид ошибки.
Задания и упражнения. 1. Составьте конспект лекции по плану:
2. Объясните, чем различаются значения следующих слов. Приведите примеры их употребления. Дом – изба – землянка – хата – сакля; варежки – перчатки – рукавицы; пальто – шуба – тулуп; сад – роща; роща – бор; лозунг – девиз; тезис – лозунг; дефект – изъян; трофей – приз; устроить – учинить; собрание – сборище.
3. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов. Определите вид ошибки. Патриот родины, первое боевое крещение, информационное сообщение, лидировать первым, юный вундеркинд, внутренний интерьер, абсолютно новый, ответная контратака, краткая аннотация, совершенно беспрецедентный, поступательное движение вперед, прейскурант цен, коренные аборигены.
4. Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения. 1. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. 2. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 3. Космические корабли – новое чудище человеческого разума. 4. Л. Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность. 5. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 6. Задумав «Грозу» под комедию, Островский в ходе работы над пьесой прозвал ее уже драмой. 7. Метелица быстро пролез в душу маленького пастушонка. 8. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.
5. Объясните различия в значении следующих паронимов. В случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов современного русского языка» (М., 1994). Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой – деловитый, демонстративный – демонстрационный, единичный – единственный – единый, конструктивный – конструкторский, лирический – лиричный, логический – логичный, обосновать – основать, факт – фактор, эффективный – эффектный.
6. Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности. Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
7. Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины речевых ошибок. 1. Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
8. Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами. 1) оплатить — заплатить, 2) предоставить — представить,
3) одеть — надеть, 4) опасный — опасливый, 5) технический — техничный.
9. Устраните речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов. 1. Духовное состояние журналиста, находящегося в заключении, вызывает тревогу. 2. Эти лидеры хотят играть заглавную роль в предстоящих выборах. 3. Решимость поступков президента перестала шокировать общественность. 4. Ситуация углубляется тем, что строить точные прогнозы развития событий трудно. 5. Инспектор рассудил неправоту арбитра. 6. Число закоренелых москвичей растет с каждым годом. 7. Во время спора он занял двойную позицию. 10. Устраните тавтологию. 1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. 5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы. 11. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово. 1. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке. 3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал. 4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад. 5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна. 9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 12. Дайте оценку использованию лексических средств в данных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др. ). Исправьте предложения. 1. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые учеными. 3. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье граждан. 4. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 5. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. 6. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|