2. Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке, став общеязыковыми устойчивыми оборотами, а какие противоречат языковой норме.
2. Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке, став общеязыковыми устойчивыми оборотами, а какие противоречат языковой норме. Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, иметь роль, свободная вакансия, предъявлять требовательность, уделять значение, прейскурант цен, народный фольклор, написать свою автобиографию, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, оказать впечатление. огромная махина, практика работы, памятный сувенир, частная собственность.
3. Из данных предложений выпишите устойчивые словосочетания, распределив их по группам: межстилевые, книжные и разговорные.
1. Его пугал грохот волн, их бешеная ярость. Ему казалось, что они смоют мол и сотрут его в порошок. (К. Паустовский) 2. Он знал, что этот рассказ содействует к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нем. (Л. Н. Толстой) 3. Баба – ума палата. Ну, да что вспоминать, мертвых с погоста не носят. (И. А. Бунин) 4. Все его многочисленные генералы и советники понимали, что это была пиррова победа. (Л. Н. Толстой) 5. Пытаетесь провести на мякине старого воробья. (В. Тендряков) 6. Сам бог велит проводить переговоры с другими банками. 7. Деньги лежат мертвым грузом.
4. Скажите, какое значение имеют следующие устойчивые сочетания. Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего! 1. Держать язык за зубами. 2. Что на уме, то и на языке. 3. Придержать язык. 4. Кто тебя за язык тянул? 5. Язык развязал. 6. Язык прикусить. 7. С языка сорвалось. 8. Язык не повернётся сказать. 9. На языке вертится.
5. Прочитайте пословицы и поговорки со словом речь. Объясните их значение. 1. Речи слышали, да дела не видели. 2. Речи, что снег, а дела, что сажа. 3. Речи, что мёд, а дела, что полынь. 4. Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь. 5. Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить.
6. Прочитайте отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», найдите фразеологизмы, определите, синонимами к какому слову они являются. Укажите стилистическую функцию фразеологических оборотов. — Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик. — Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, Богу душу отдаёт … — То есть как это считается? У кого это считается? — У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог, помрете, то в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие, когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал». Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеич спросил: — Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут? — Я — человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
7. Прочитайте анонс к радиопередаче «Диалоги о рыбалке». Определите, какие устойчивые словосочетания «обыграны» в предлагаемом тексте. Запишите их правильный вариант.
Рыбалка многому нас научила. Что по течению плывет неизвестно что; то ли рыба, то ли мясо. Что рыба портится особым образом; что в тихом омуте тоже есть жизнь; что без труда и пруда-то не найдешь; что даже очень осторожные попадаются на крючок. Очень жизненная программа.
8. Закончите рассказ Димы, используя подходящие фразеологизмы. Как-то сидел я на пляже и смотрел, как люди играли в теннис, и обратил внимание, что у одного игрока все время были очень трудные подачи. Его мячи очень непросто было взять. Другие игроки, увидев его отношение, тоже стали делать трудные подачи в ответ. Он ни разу не взял их, все время проигрывал. И тут я подумал…
9. Определите, какой фразеологизм «зашифрован» в данном описании. Произнесите его. Порция, равная приблизительно 20-ти граммам продукта полукоксования твёрдого топлива, приводит в состояние непригодности к использованию большую деревянную ёмкость с продуктом переработки цветочной пыльцы представителем перепончатокрылых насекомых.
10. Допишите вторую часть пословицы. 1. Труд при ученьи скучен… 2. Друг до поры… 3. Не красна изба углами… 4. Кто в Москве не бывал… 5. Работай до поту… 6. Без дела жить… 7. Раз соврал… 8. Кто за Родину горой… 9. Не учи орла летать… 10. Где птица не летает… Слова для справки: асоловья петь; а гнездо знает; да плод от ученья сладок; красоты не видал; тот истинный герой; навек лгуном стал; так и поешь в охоту; а красна пирогами; только небо коптить.
11. Запишите пословицы, восстановив их начало. 1. …, а лень портит. 2. … от того и наберешься. 3. …гуляй смело. 4. …что хорошо кончается. 5. … пригодится воды напиться. 6. … и один в поле воин, 7. … потом науки. 8. …, а имей сто друзей. 9. … не говори, что не дюж. Слова для справки: Взялся за гуж, Сначала аз да буки, Не имей сто рублей, Труд кормит, Не плюй в колодец, С кем поведешься, Сделал дело, Если по-русски скроен, Всё хорошо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|