Расположение хора на репетиции и концертной эстраде
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Как в процессе учебно-репетиционных занятий, так и во время выступления в концерте большое значение имеют принцип и порядок расположения участников хора. Четкий, постоянный принцип расстановки участников хора, с учетом акустических условий и удобств, является первым важным элементом в создании хоровой дисциплины и обеспече-нии наилучшей звучности хора. Определенная, заранее рассчитанная по-садка участников хора на репетиционных занятиях создает соответствую-щую обстановку и воспитывает чувство порядка и коллективности. Правильное размещение партий, отдельных певцов в партиях (с учетом тембровой слитности, яркости и силы голосов) способствует выработке ощущения вокально-слуховой спетости, чувства ансамбля хоровой партии
и всего хора.
В основе любых видов расположения лежат два основных принципа [1, с. 36–37]. Первый условно называют параллельным, классически тра-диционным, когда партии располагаются параллельными группами слева и справа от дирижера. Второй принцип расстановки называется смешанным, так как он отличается смешением или чередованием партий и групп. Чаще всего этот принцип на практике используется в виде квартетной расста-новки небольших и хорошо подготовленных составов хора.
При подборе квартетов и их расстановке учитывается однохарактер-ность голосов. Например, один-два квартета объединяют голоса лириче-ского характера, другие квартеты – драматические (сильные или слабые) голоса. Квартетная организация хора требует постоянного состава исполнителей и может использоваться только при отличной ансамблевой спетости. Располагают квартеты в хоре с учетом постепенного перехода от сильных, ярких голосов к средним по силе и проявлению тембровых качеств. Квартетное расположение хора может быть использовано лишь при тщательной учебно-репетиционной работе с каждым певцом и отдель-но вокальной группой. Только безукоризненное знание каждым певцом своей партии, тонкое чувство ансамблевости могут придать хору особое художественное и тембровое звучание при использовании смешанной расстановки.
В зависимости от акустических условий зала используется либо ду-гообразное (полукругом), либо прямолинейное расположение хора. Дуго-образная расстановка создает определенные удобства в установлении и со-хранении зрительного контакта между певцами и дирижером. В этом случае вогнутый полукруг, по которому расположен хор, является естест-венным звуковым отражателем. Дирижер, находясь в своеобразном звуковом фокусе отраженных волн, имеет возможность четко реагировать на отклоне-ния в строе и ансамбле хора. Дугообразная схема расстановки используется в небольших камерных залах или помещениях с плохой акустикой.
Прямолинейный способ расположения хора используется в больших залах с большими эстрадами при хорошей акустике, а также при исполне-нии хоровых произведений с сопровождением оркестра. При такой расста-новке дирижер находится на более далеком расстоянии от хора, что не ме-шает устанавливать зрительный контакт с певцами хора. Прямолинейный способ расстановки хоровых коллективов в практике используется редко, так как залов с хорошей акустикой и большой концертной эстрадой в на-шей стране очень мало.
При исполнении концертной программы с участием хора и сопрово-ждающего его оркестра используют следующие варианты расстановки:
- хор располагается позади оркестра, но на более высоком ступенча-том уровне; - хор располагается слева и справа от оркестра;
- хор стоит на сцене, а оркестр располагается в оркестровой яме.
При исполнении хоровой музыки в сопровождении фортепиано хор располагается в центре или на авансцене, а инструмент справа от дириже-ра. В зале с плохой акустикой иногда фортепиано ставят в центре сцены, а хор располагается вокруг инструмента.
При любых видах расстановки хора необходимо использовать специ-альные подставки (станки). Традиция ступенчатой расстановки певцов при использовании станков, закрепившаяся в практике хоров, создает лучшие условия слышимости в зале.
При планировании концертов в незнакомых для хора залах необхо-дима акустическая репетиция, которая может внести коррективы в особен-ности расположения хора на сценической площадке и в исполнительский план концертного репертуара.
Любое концертное выступление для хора – это своеобразный отчет о проделанной творческой работе. К организации концерта, как и к состав-лению программы выступления, руководителю необходимо подходить вдумчиво, помнить не только об успехе, аплодисментах, но и о сохранении здоровья у певцов хора.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте значение постоянного расположения певцов хора
в партии.
2. Назовите два основных принципа расстановки хора.
3. Как меняется расположение хора в зависимости от акустики кон-цертного зала?
4. Как располагается на концертной эстраде хор и оркестр, хор и фортепиано?
5. Назовите основные принципы построения концертной программы.
6. Назовите типы хоровых концертов.
7. В каких ситуациях хору нужна акустическая репетиция?
8. В чем проявляется своеобразие проведения распевания хора перед концертом?
9. Назовите пути преодоления психологических барьеров у дирижера и певцов хора в концертном исполнении.
Рекомендуемая литература
1. Анисимов А. И. Дирижер-хормейстер: учеб. пособие / А. И Анисимов. –
Л.: Музыка, 1976. – С. 36–42.
2. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:
учеб. пособие / В. Л. Живов – М.: Владос, 2003. – 272 с.
3. Казачков С. А. От урока к концерту: учеб. пособие / С. А. Казачков. –
Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 294–333.
4. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с. 5. Струве Г. А. Школьный хор: книга для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность школьного учителя музыки многогранна. Он является педагогом, воспитателем, просветителем, руководителем детских вокаль-но-хоровых кружков и любительских творческих объединений взрослых (учителей, родителей), а также организатором творческих вечеров и кон-цертных выступлений. Ему необходимо быть компетентным в разных сферах музыкальной педагогики: владеть методикой обучения музыке школьников и методикой обучения хоровому пению детей и взрослых. Эта область хормейстерской деятельности требует определенных знаний, умений, навыков.
Будущий педагог-хормейстер должен знать основные принципы оте-чественной школы хорового пения, знать историю русской и зарубежной хоровой музыки, владеть стилистикой исполнения музыки разных жанров
и направлений, владеть методами и формами работы с певческим коллек-тивом.
Знания методов вокально-хоровой работы необходимы руководите-лю певческого коллектива, чтобы развивать и совершенствовать исполни-тельское мастерство участников хора. Талантливые хормейстеры, по сло-вам В. Л. Живова, выполняют двуединую задачу, а именно: они должны научить каждого певца индивидуально и при этом привить им навыки пе-ния в ансамбле. Большое значение в развитии ансамблевого потенциала хора имеет не только учебная вокальная работа, но и воспитательная работа, прояв-ляющаяся в сплоченности коллектива, ответственности каждого участника за общее дело. Руководителю необходимо воспитать коллектив певцов, как
своих единомышленников, истинных любителей хорового искусства, стремящихся к высокохудожественному исполнению репертуара. Немало-важную роль в этом играет комфортная психологическая обстановка, располагающая к гармоническому развитию личности каждого участника хора.
Основное предназначение хорового искусства – приобщать через репертуар исполнителей и слушателей к богатому художественному миру хоровой музыки. Репертуар хора должен быть, с одной стороны, разнооб-разным и художественно ценным, а с другой – доступным и интересным для певцов хора. Руководителю следует помнить о педагогической и кон-цертной функциях репертуара и, соответственно, включать в работу хора произведения русской и зарубежной классики, сочинения современных композиторов и народную музыку.
Автор данной работы, не претендуя на исчерпывающую полноту из-ложения учебного курса «Методика работы с хором», попытался охватить все стороны хормейстерской деятельности учителя музыки в условиях школы и учреждений дополнительного образования и представить работу
с певческим коллективом как организационно-музыкально-педагоги-ческую систему. Теоретические и методические аспекты хоровой науки и музыкальной педагогики активно развиваются, и можно предположить, что многие вопросы, затронутые в данной работе, потребуют в дальней-шем дополнений и уточнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учеб. пособие / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.
2. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором [Текст]: учеб. по-
собие / Г. А. Дмитревский. – 3-е изд. – СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.
3. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика
[Текст]: учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – 271 с.
4. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века [Текст]: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.: Владос, 2003. – 302 с.
5. Осеннева, М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст]: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с.
6. Семенюк, В. О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства [Текст]: монография / В. О. Семенюк. – М.: Композитор, 2008. – 328 с.
7. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым лю-бительством как процесс [Текст]: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – 215 с.
Дополнительная литература
1. Ардентов, Д. К вопросу о значении музыкальной грамотности для само-деятельных хоровых коллективов [Текст] / Д. Ардентов // Могучее сред-ство воспитания / сост. П. П. Левандо. – Л.: Музыка, 1978. – 144 с.
2. Ардентов, Д. Н. О хоровой артикуляции [Текст] / Д. Н. Ардентов // Про-фессиональная подготовка руководителя самодеятельного коллектива: сб. науч. тр. ЛГИК. – Л.: ЛГИК, 1988. – С. 46–61.
3. Анисимов, А. И. Дирижер-хормейстер [Текст]: учеб. пособие / А. И. Анисимов. – Л.: Музыка, 1976. – 160 с.
4. Барсов, Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки [Текст] / Ю. Барсов. – Л.: Музыка, 1968. – 65 с.
5. Борисова, Е. С. Дирижер-хормейстер: психология профессионального
и личностного становления [Текст] / Е. С. Борисова // Музыкальная пси-хология и психотерапия. – 2008. – № 4. – С. 45–55.
6. Васильев, В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании [Текст] / В. Ва-
сильев. – Л.: Музыка, 1991. – 118 с.
7. Виноградов, К. П. Работа над дикцией в хоре [Текст]: учеб. пособие /
К. П. Виноградов. – М.: Музыка, 1967. – 223 с.
8. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. –
М.; Л.: Музгиз, 1951. – 240 с.
9. Живов, В. Л. Теория хорового исполнительства [Текст]: учеб. пособие /
В. Л. Живов. – М.: МГТУ им. Н. Баумана, 1988. – 286 с.
10. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры [Текст] / В. Иль-ин. – М.: Сов. композитор, 1985. – 230 с.
11. Казачков, С. А. От урока к концерту [Текст]: учеб. пособие / С. А. Ка-
зачков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 343 с.
12. Каргин, А. С. Народная художественная культура [Текст] / А. С. Кар-
гин. – М.: Гос. республиканский Центр рус. фольклора, 1997. – 288 с.
13. Ковалев, К. Бортнянский [Текст] / К. Ковалев. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 249 с.
14. Кочнева, И. Вокальный словарь [Текст] / И. Кочнева, А. Яковлева. – Л.:
Музыка, 1988. – 72 с.
15. Локшин, Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры [Текст]: краткие очерки / Д. Л. Локшин. – М.: Музгиз, 1963. – 213 с. 16. Ожегов, С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуков-
ник, 1999. – 944 с.
17. Павлищева, О. Методика постановки голоса [Текст] / О. Павлищева. –
М.; Л.: Музыка, 1964. – 122 с.
18. Педагогика [Текст]: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Про-
спект, 2009. – 432 с.
19. Попов, С. В. Организационные и методические основы работы само-деятельного хора [Текст]: учеб. пособие / С. В. Попов. – 2-е изд. – М.:
Музгиз, 1961. – 114 с.
20. Птица, К. Б. Подготовительная работа хорового дирижера [Текст] / К. Б. Птица // Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1977. – С. 6–15.
21. Романовский, Н. В. Принципы работы над строем в хоре / Н. В. Рома-новский // Хоровое искусство. – Л.: Музыка, 1967. – С. 73–96. 22. Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский. – Л.:
Музыка, 2005. – 230 с.
23. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка [Текст]: учеб. по-
собие / В. А. Самарин. – М.: Академия, 2002. – 352 с.
24. Советские хоровые дирижеры [Текст]: справочник / сост.: Э. Елисеева-
Шмидт, В. Елисеева. – М.: Сов. композитор, 1986. – 300 с.
25. Соколов, В. Г. Работа с хором [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Соколов. –
2-е изд. – М.: Музыка, 1983. – 192 с.
26. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.
27. Струве, Г. А. Школьный хор [Текст]: книга для учителя / Г. А. Стру-
ве. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
28. Тихонова, И. Е. Хоровое сольфеджио [Текст] / И. Е. Тихонова // Вопро-сы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры. – Л.: ЛГИК, 1985. – С. 37–49.
29. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания [Текст]: учеб. по-
собие / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – 176 с.
30. Хоровая самодеятельность Российской Федерации: Хроника. Докумен-
ты. Материалы [Текст] / сост. Н. Волькович, Л. Шамина. – М.: Сов. композитор, 1989. – 280 с. 31. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Текст]: учеб. пособие / П. Г. Чес-
ноков. – М.: Музгиз, 1961. – 242 с.
32. Шамина, Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом /
Л. В. Шамина. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1983. – 175 с.
33. Яковлева, А. Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов / А. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики. – М.: Музы-
ка. – Вып. 7. – С. 73–86.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
Глава 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
1.1. Влияние исполнительского и педагогического опыта хоровой деятельности на формирование отечественной школы хорового пения.. 7
1.2. История, современное состояние и тенденции развития отечественного любительского хорового исполнительства…………….. 20
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБО-ТЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
материалом хорового произведения……………………………………... 80
5.3. Репетиционный процесс в хоре………………………………………. 83
Учебное издание
Двойнос Лариса Ивановна
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ
Учебное пособие
Редактор В. А. Шамарданов Дизайнер Н. П. Давыденко Компьютерная верстка Я. А. Кондрашовой
Подписано к печати 13.11.2012. Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 5,2. Усл. печ. л. 6,2.
Тираж 500 экз. Заказ № 22
___________________________________________________________
Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. E-mail: izdat@kemguki.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|