Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка хора к концертному выступлению




 

Из всех этапов учебно-творческой работы хора концерт – самый приятный и ответственный. Чтобы ожидания участников хора оправдались

 

и концерт прошел успешно, выступлению перед публикой должна предше-ствовать длительная и кропотливая работа и певцов и руководителя кол-лектива.

Если на репетициях деятельность руководителя коллектива отлича-ется педагогической направленностью (он обучает пению, воспитывает певцов), то на концертной площадке он выступает в роли организатора во-кально-хорового действа и дирижера-интерпретатора. Он несет ответст-венность не только за качество исполнения концертной программы, но и за сценическое поведение, костюмы, эмоциональный настрой, артистизм певцов хора. К этому зачастую добавляется необходимость оформления концертной эстрады и зала, забота о транспорте.

 

 


Готовясь к концерту на незнакомой сценической площадке, руково-дитель должен узнать об акустических особенностях помещения. Для это-го организуется акустическая репетиция, после которой, при необходимо-сти, вносятся коррективы в исполнение концертной программы и сценическое поведение хора.

 

На концертное выступление хору необходимо выходить распетым, эмоционально-психологически настроенным. Предконцертная репетиция должна быть не очень долгой, чтобы не утомить голоса певцов. Не реко-мендуется вызывать хор любого детского возраста на концерт очень рано. Желательно, чтобы время между распеванием и выступлением было ми-нимальным, так как затяжное ожидание перед выходом на сцену расслаб-ляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, ко-торые были достигнуты в ходе распевания.

 

В публичном исполнении дирижер и хор, по мнению С. А. Казачкова [3, с. 332], преодолевают несколько психологических барьеров: барьер обыденности, барьер застенчивости, стартовый барьер, барьер усталости. Дирижеру необходимо научиться отстранять себя и певцов от обыденно-сти и настраиваться на высокую атмосферу концерта. Это обычно проис-ходит на распевании, цель которого не только разогреть голос, но и разо-греть воображение, укрепить волю, проверить строй, приспособиться к акустике. Преодоление барьера застенчивости в хоре во многом зависит от дирижера. Воля руководителя, его артистический талант и профессиональ-ное мастерство могут помочь певцам забыть себя и отдаться музицирова-нию, пению в образе. У самого дирижера застенчивость проходит с опы-том. Молодому дирижеру-дебютанту для преодоления застенчивости рекомендуется выходить к хору с выученной наизусть концертной про-граммой, не анализировать свое самочувствие и отношение к себе со сто-роны публики и певцов, переключать все внимание на хор, на желание по-вести его за собой с помощью дирижерского жеста и своей музыкальности.

 

Отрезок времени с момента подготовки к выходу и до начала звуча-ния хора называют стартовым барьером, так как в это время происходит нарастание внутренней мобилизации. Лучшим средством для преодоления стартового барьера является внутреннее пение. С момента задавания тона в акапельном сочинении или начала инструментального вступления в произ-ведении с сопровождением (до подачи ауфтакта) хор должен мысленно петь. После этого переход к реальному исполнению становится естествен-нее и проще. Часто во время отчетного концерта после исполнения куль-

 


минационного произведения наступает барьер усталости. Поэтому после-дующие произведения должны быть не менее яркими и запоминающимися для слушателей, но не трудными для хора, удобными по фактуре, хорошо впетыми.

 

Наиболее частыми недостатками в концертных выступлениях не-опытных хоров являются погрешности строя (повышение или понижение тона), погрешности в темпе (замедление или ускорение). После концерта дирижеру-хормейстеру необходимо проанализировать вместе с певцами причины недостатков в исполнении концертной программы и обязательно исправить их в процессе учебно-репетиционной работы.

Чем больше концертирует хор, тем больше уверенности и стабиль-ности появляется в его исполнении. Общение в хоровом концерте проис-ходит по трем основным направлениям: общение участников хора между собой, общение дирижера с хором и хора с дирижером; общение исполни-телей со слушателями и слушателей с исполнителями. Общение осуществ-ляется через слух и зрение. Каждый из этих каналов имеет специфику, но существенно то, что зрительные впечатления, поступающие от дирижера к хору, перерабатываются последним в слуховые образы. Эффективным средством общения дирижера с хором являются взгляд и мимика. Мимика музыканта спонтанно выражает звучание музыки со всеми специфически-ми особенностями, недоступными другим искусствам. Для этого требуется только одно: внутренняя свобода.

Управляя хором, дирижеру не следует забывать, что как любой твор-ческий коллектив он обладает большой инерцией. Чтобы повести хор за собой, нужен сильный творческий импульс, волевой дирижерский жест. Чем талантливее и опытнее дирижер, чем достовернее и интереснее его замысел, тем скорее и органичнее зарождается и развивается художествен-но-исполнительская инициатива хора, загорается огонек сотворчества. Но подлинный творческий контакт возникает лишь тогда, когда правда дири-жерского выражения и его исполнительские действия вызывают у хора ве-ру и переживание. По мнению мастеров хорового искусства, подлинный контакт есть следствие и причина вдохновения, передаваемого от испол-нителей к слушателям.

Прямая связь исполнителей со слушателями осуществляется через звучание хора. Некоторое влияние на слушателей во время концерта имеет их зрительское впечатление от хора, от его сценического облика, мимиче-

 

 


ского выражения, а также от пластической выразительности дирижера. Ру-ководителю следует помнить об этом и держать все под контролем.

 

Отдельно хочется подчеркнуть значимость хорошего сценического поведения детей – артистов на концерте. Впечатление от успешного ис-полнения концертной программы может быть испорчено, если дети проде-монстрируют неорганизованность при выходе на сцену или уходе с нее после завершения выступления. Эти моменты должны быть оговорены

с ними и отрепетированы заранее. Дети до проведения мероприятия долж-ны быть проинформированы и о правилах поведения во время концерта. Они должны знать, что непозволительно артисту хора выискивать глазами родных и близких в зале, перемигиваться, толкаться и строить гримасы во время концерта.

 

Публичные выступления требуют от дирижера и участников хора целостного воплощения интерпретационного замысла, для чего необходи-мы певческая готовность, собранность, воля и артистизм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...