Работа над агогикой, динамикой, артикуляцией – основными средствами исполнительской выразительности
В перечне средств дирижерской и вокально-хоровой выразительно-сти наиболее яркими и сложными в исполнении являются агогика, дина-мика и артикуляция. Эти средства выразительности активно используются
в музыке, но в каждом виде музыкального исполнительства имеют свою специфику. В хоровом исполнительстве своеобразие использования агоги-ческих, динамических, артикуляционных средств выразительности связано с владением певцами хора определенными вокальными навыками и мас-терством ансамблирования. Термин «агогика» (от греч. аgoge – увод, унесение) введен в 1884 го-ду Хуго Риманом. Агогика – одно из средств выразительности музыкаль-ного исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ров-ного темпа и строгого ритма при условии их сохранения в целом. Агогика имеет свои закономерности: устремление к кульминации может сопровож-даться ускорением (чаще в небольших музыкальных построениях) или, на-оборот, замедлением темпа (что наблюдается в заключительных кадансах); внутрифразовое ускорение обычно уравновешивается последующим за-медлением; наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова могут подчеркиваться некоторым «оттягиванием».
Агогика связана со всеми средствами выразительности музыкально-го произведения. Агогика зависит от жанра и характера сочинения, стиля композитора, индивидуальности дирижера-исполнителя. Агогические изменения темпа помечаются в нотном тексте итальян-скими терминами. Для уточнения оттенков движения при отклонении от основного темпа используются следующие обозначения:
К овладению агогическими изменениями темпа начинающий хоро-вой коллектив может приступать только после того, как у хора будет сформировано умение петь «по руке» дирижера в стабильном (умеренном, умеренно-быстром и умеренно-медленном) темпе. Первичные умения из-менять темп обычно связаны с овладением хором приемами ritardando (за-медляя) и accelerando (ускоряя), а также пением на фермате. Ускорение и замедление в хоре координируется дирижерским жестом, базирующимся на внутридолевой пульсации основной метрической длительности. Наибо-лее часто встречающимся недостатком на первом этапе является нараста-ние хоровой звучности (крещендо) при ускорении темпа и затихание силы звука (диминуэндо) при замедлении. Пению на фермате (от итал. fermata – остановка) следует обучать лишь после того, как освоен прием ritardando, так как остановка звука, удлинение его ферматой готовится чаще всего небольшим замедлением. Фермата, наступающая сразу, без предваритель-ного замедления, управляется дирижерским жестом, который отсчитывает в основном темпе долготу звучания, удваивая или утраивая ее, в зависимо-сти от места ферматы в произведении. Наиболее технически сложным агогическим приемом для музыкан-тов является rubato (итал. tempo rubato – похищенное время). Одно из ха-рактерных свойств rubato – сочетание метрической точности с подчеркну-той ритмической свободой внутри долей и тактов. Регулируется rubato своеобразным законом компенсации – небольшие ускорения внутри одной фразы или в ряду фраз ведут к эквивалентным замедлениям, и наоборот. Прием rubato дает возможность исполнителям как бы «сжимать» одни фразы, предложения, мотивы и «расширять» другие, в зависимости от со-держания музыки.
Известно, что агогика использовалась в музыкальном исполнитель-стве с глубокой древности, но очень умеренно и обычно в завершающих каденциях. Начиная с XIX века это средство музыкальной выразительно-сти стали активно вводить композиторы-романтики. Они использовали агогические изменения темпа для фразирования музыкального материала, для выделения наиболее значимых интонаций и слов. В настоящее время в детских хорах агогика чаще используется в жанрах песни, романса, хоро-вой миниатюры, которые отличаются детализацией средств исполнитель-ской выразительности. Исключение составляют маршевые и танцевальные песни. Эти жанры связаны со стабильным темпом и редко допускают ус-корения и замедления.
Динамика (греч. dynamis – сила) – совокупность явлений, связанных
с громкостью (силой звучания). Выразителем динамики является нюанси-ровка (франц. nuance – оттенок). Использование динамических оттенков в хоровом исполнении определяется содержанием и характером музыки. Основными динамическими красками являются нюансы: pianissimo (очень тихо), piano (тихо), mezzo forte (умеренно), forte (громко) и fortissi-mo (очень громко). Четкой градации между ними нет, и исполнители мо-гут, опираясь на эти основные динамические оттенки, постепенно перехо-дить от одного нюанса к другому либо использовать их в контрастном сопоставлении. Во вновь организованном детском хоре работа над динамическими оттенками певческого звука начинается с неподвижных нюансов (mezzo forte, mezzo piano). Приемы постепенного усиления (crescendo) и ослабле-ния звука (diminuendo), связанные с навыками певческого дыхания, осваи-ваются значительно позднее. Признаком певческого мастерства является владение певцами хора приемом резкой и внезапной смены динамического оттенка, который обозначается термином subito (итал. – внезапно, без плавного перехода). Динамические оттенки subito piano (sp) и subito forte (sf), как и подвижные нюансы crescendo и diminuendo, выполняются только по сигналу дирижерского жеста и требуют хорошей дыхательной опоры.
Звучание многих начинающих хоров отличается излишней громко-стью, что объясняется неумением петь в тихой нюансировке. Петь тихо (piano) технически труднее и требует хорошей выучки. Тихое звучание не-опытного хора часто отличается тусклостью, бестембренностью, так как певцы хора теряют контроль за дыханием («сбрасывают» дыхание). Навык пения piano на хорошей дыхательной опоре вырабатывается и закрепляет-
ся как в процессе работы хора над вокальными упражнениями, так и в процессе разучивания репертуара. Когда хор умеет петь по-настоящему pi-ano, ему легче передать все другие, более громкие нюансы, тогда даже forte воспринимается слушателями как fortissimo. И наоборот, если хор не умеет исполнять piano, тогда даже fortissimo воспринимается как мало-мощное forte. Вот почему в хоре динамическую палитру начинают от-страивать от piano, с самой минимальной силы звука. Чтобы научиться этому, полезно петь с закрытым ртом, сохраняя динамику «закрытого рта» при исполнении со словами тех же фрагментов произведений, звучащих на piano.
Разнообразие использования динамической выразительности опре-деляется жанром и стилем произведения. Из истории музыки известно, что примерно до середины XVIII века в исполнительской практике доминиро-вала контрастная динамика (f – p, mf – p, mp – pp). Вместе с тем отмечает-ся, что уже в период раннего барокко в сольном вокальном исполнении культивировались плавные, постепенные изменения громкости звучания. Традиция использования подвижных нюансов (крещендо и диминуэндо) берет начало в Германии, в Мангеймской школе, во 2-й половине XVIII века. Искусство подвижной динамики получило дальнейшее разви-тие в XIX веке в жанрах романтической музыки. Подвинутые детские хоры часто включают в репертуар хоровые миниатюры и песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, Й. Брамса и др. Каждому хормейстеру-практику известно, насколько важную роль играет динамика в интерпретации произведений детского репертуара. Особенно в жанре песни – основном жанре репертуара школьного хора. Чтобы избежать однообразия в исполнении музыкального материала ку-плетов, дирижер-хормейстер часто прибегает к смене темпа, штрихов, тембровых и динамических оттенков, чем оживляет интерпретацию песни.
В исполнительской практике детских хоров чаще всего используются сле-дующие динамические варианты: пение в стабильных нюансах, но в кон-трастных штрихах; постепенное и длительное усиление звука в стабильном темпе; сочетание приема усиления звука с постепенным затиханием и за-медлением; использование динамических контрастов в условиях стабиль-ного темпа и др.
В науке о языке под термином «артикуляция» (лат. articulato – расчленяю) подразумевается степень ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова. Под артикуляцией в музыке понимается способ
«произношения» мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности составляющих ее тонов. Этот способ в музыке реализуется в штрихах – приемах извлечения и ведения звука. Вокально-хоровая музыка заимствовала термин «штрих» у исполни-телей на смычковых инструментах, которые используют в своей практике в основном такие приемы исполнения, как легато и стаккато. Перенесен-ные в вокально-хоровое исполнительство, они указывают на необходи-
мость максимального приближения приемов вокального звуковедения
к оркестровым приемам. В современной нотной записи артикуляция обозначается словами (legato, tenuto, non legato, marcato, staccato и т. д.) или графическими знаками – лигами, точками, акцентами и т. д. Основные правила вокального legato: распевание гласных не преры- вая дыхания; перенесение согласных, заканчивающих слог, к следующему слогу; «пропевание» сонорных согласных. В отличие от legato в звукове-дении staccato звуки как бы разделяются паузами. При non legato звуки исполняются отдельно, но не так отрывисто, как при staccato. Функции хоровой артикуляции многообразны и тесно связаны не только с общим характером исполняемой музыки и средствами художе-ственной выразительности, но и с акустическими условиями сцены и зала, где репетирует или концертирует хор. Впервые функции артикуляции в хоровом исполнительстве были обобщены Д. Н. Ардентовым [1, с. 54] и В. Л. Живовым [2, с. 180]. Они выделили следующие функции хоро-вой артикуляции: акустическую, тембровую, динамическую, метро-ритмическую, интонационно-образную, различительную. Акустическая функция артикуляции может помочь исполнителям привести звучание в соответствие с акустическими свойствами концертно-го зала. Если залу свойственна большая реверберация, следует звуковеде-ние legato приблизить к non legato, чтобы избежать гулкости и наплывания слогов. Цезурам, расчленяющим звуковую ткань, при такой акустике должна быть придана достаточная длительность.
Благодаря тембровой функции артикуляции можно вызвать у слуша-теля представление об определенном музыкальном инструменте, если использовать соответствующие штрихи и слоги (трэнди – брэнди, дири-дон-дон). Создать эффект усиления певческого звука можно с помощью дина-мической функции артикуляции. Если, после исполнения ряда куплетов
песни штрихом маркато, применяется звуковедение легато или легатисси-мо, то у слушателей создается впечатление, что звук усилился. С помощью метроритмической функции осмысляются артикуляци-онные цезуры и акценты. Замечено, что после артикуляционных цезур зву-ки воспринимаются как акцентированные. Эта особенность используется при исполнении акцентированных звуков. Обученный хор уменьшает силу звука после каждого из акцентированных аккордов, а необученный все ак-центированные созвучия пропевает насыщенно громким звуком.
Благодаря интонационно-образной функции средствами артикуляции передаются особенности музыкальной декламации, обрисовывается ситуа-ция речи двух и более персонажей. Различительная – одна из важных хоровых функций артикуляции. Применение к двум или более музыкальным явлениям различных артику-ляционных приемов придает им разные краски и тем ярче их различает. Благодаря этой функции оттеняются части мелодии в гомофонно-гармонической фактуре и контрапунктические линии в полифонической фактуре. При разработке интерпретационного плана хормейстеру необходимо проанализировать в партитуре и в инструментальном сопровождении авторские артикуляционные обозначения, попытаться понять их роль
и значение в выявлении содержания произведения. И далее, в соответствии с собственной исполнительской концепцией, либо точно им следовать, либо развивать в единую непротиворечивую систему артикуляционной выразительности. Работа над репертуаром составляет основное содержание творческой деятельности руководителя и певцов хора. Грамотно подобранный высо-кохудожественный репертуар позволяет хору динамично развиваться. Он повышает вокально-музыкальную культуру певцов, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию, укрепляет чувство ответственно-сти за коллективное творчество. Работа над репертуаром требует от хор-мейстера не только знания принципов подбора произведений и методов ра-зучивания их с хором, но и умения грамотно интерпретировать литературно-музыкальный материал каждого сочинения и добиваться вы-сокохудожественного уровня исполнения.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные задачи и принципы формирования репертуара.
2. По каким признакам определяются трудности хорового произве-
дения?
3. Охарактеризуйте репертуар начинающего хора.
4. Охарактеризуйте значение подготовительной работы дирижера к хоровой репетиции. 5. Назовите основные этапы работы дирижера над хоровым произве-
дением.
6. Охарактеризуйте понятие «интерпретация произведения».
7. Назовите виды хоровых репетиций и их функции.
8. Назовите дирижерско-исполнительские выразительные средства.
9. Охарактеризуйте основные закономерности агогики в хоровой
музыке.
10. Обобщите приемы работы над неподвижными и подвижными нюансами.
11. Сделайте анализ выразительных возможностей и условий творче-ского применения функций артикуляции в партитуре в классе хорового дирижирования. Рекомендуемая литература
1. Ардентов Д. Н. О хоровой артикуляции / Д. Н. Ардентов // Профессио-нальная подготовка руководителя самодеятельного коллектива: сб. науч.
тр. ЛГИК. – Л.: ЛГИК, 1988. – С. 46–61.
2. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:
учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – С. 136–193.
3. Казачков С. А. От урока к концерту: учеб. пособие / С. А. Казачков. –
Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 222–256.
4. Птица К. Б. Подготовительная работа хорового дирижера / К. Б. Птица // Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1977. – С. 6–15.
5. Струве Г. А. Школьный хор: книга для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
6. Халабузарь П. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие /
П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – 176 с.
7. Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. – СПб.:
СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – 215 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|