Предварительная работа дирижера
с литературно-музыкальным материалом хорового произведения В учебных пособиях по хороведению и методике работы с хором выделяются три последовательных этапа работы дирижера над хоровым произведением: - самостоятельное изучение (подготовка к работе с хором); - репетиционная работа с хором; - концертное исполнение.
В данном параграфе мы рассмотрим первый этап работы дирижера над хоровым произведением. Подготовительная работа дирижера-хормейстера по разучиванию и последующему исполнению музыкального произведения всегда предшест-вует практическим занятиям. К началу хоровых репетиций дирижер обязан досконально изучить произведение, продумать интерпретационный план, определить формы и методы разучивания, наметить пути преодоления во-кально-хоровых трудностей. Самостоятельная работа над хоровой парти-турой может помочь дирижеру представить сложившуюся модель испол-нения произведения, в которой органично сочетаются все необходимые средства музыкальной и дирижерско-хоровой выразительности.
Самостоятельная работа дирижера над хоровой партитурой требует умения организовать и упорядочить самоподготовку, не упуская ничего важного и существенного. Она включает в себя: - исполнение произведения на фортепиано «по хоровому» (т. е. пере-дача на инструменте не только общемузыкальных средств выразительно-сти, но и особенностей хорового пения: цезур, ударений в словах, выделе-ние мелодии и гармонической основы (самого низкого голоса партии-туры) и т. д.;
- вокально-интонационное освоение (пение хоровых партий и инто-нирование аккордов), выявление вокально-хоровых трудностей и планиро-вание приемов работы над ними;
- дирижерско-техническое освоение (репетиционные приемы и кон-цертное дирижирование хором); - анализ хоровой партитуры;
- создание плана интерпретации произведения;
- подготовка нотного материала (партитуры или хоровых партий);
- выучивание произведения наизусть.
Как показывает педагогический опыт, молодые дирижеры, а также студенты, выходящие к хору как практиканты, не всегда должным образом владеют навыками анализа произведения и созданием плана его интерпре-тации. Поэтому предлагаемый вариант анализа может послужить под-спорьем в изучении и осмыслении музыкального произведения. Он состо-ит из четырех разделов: 1) историко-стилистический анализ;
2) музыкально-теоретический анализ;
3) вокально-хоровой анализ;
4) исполнительский анализ.
Подготовка к работе над хоровой партитурой обычно начинается
с историко-стилистического анализа, т. е. со знакомства с творчеством композитора и поэта, с историей создания изучаемого произведения. Ана-лизируя хоровой стиль композитора, важно обратить внимание на жанры его хоровых сочинений, составы хоров, своеобразие использования хоро-вых партий и приемов хорового изложения, характерные фактурные и тем-бровые решения и др. Прослеживая историю анализируемого сочинения, следует определить его роль и значение в творчестве композитора и поэта.
Главная задача музыкально-теоретического анализа состоит в выяв-лении основных средств музыкальной выразительности и определении значимости их в передаче музыкально-поэтического содержания. Для это-го сначала необходимо разобраться в содержании произведения, выявить его тему и идею, а затем анализировать средства музыкальной выразитель-ности, с помощью которых композитор воплощает свои художественные намерения. Здесь важно рассмотреть значимость жанра, формы, тонально-го плана, гармонии, мелодии, метроритма, тематического развития и дру-гих средств музыкальной выразительности в раскрытии темы и идеи про-изведения.
Центральным разделом аналитического исследования дирижера является вокально-хоровой анализ. Здесь выявляются особенности хорово-го письма, обозначаются вокально-технические трудности произведения. В этом разделе анализа партитуры рассматриваются следующие вопросы: тип и вид хора, характеристика партий с точки зрения диапазона, тесси-турных условий, голосоведения, особенностей дыхания, способов звукове-дения. Здесь анализируются выразительные возможности и трудности ан-самбля, строя, дикции, определяются способы и приемы преодоления вокально-хоровых проблем, связанных с музыкально-поэтическим мате-риалом сочинения. В четвертом разделе – исполнительском анализе – подводится свое-образный итог проделанной работе и разрабатывается план интерпретации хорового произведения. Конкретизируя свои исполнительские намерения, дирижер устанавливает метрономические указания темпа, очерчивает меру агогического, динамического, артикуляционного планов. Формообразую-щие аспекты музыкального произведения часто связаны с осмыслением кульминаций (частных и общих) и особенностями их подготовки. Обосновывая свой исполнительский замысел, важно конкретизи-ровать детали. Для этого необходимо выделить наиболее характерные для стиля композитора как общие музыкально-выразительные средства (непрерывность развития, расчлененность, детализация и др.), так и спе-цифические вокально-хоровые (внимание к тембрам, тесситуре голосов, использование солистов, определенных сочетаний хоровых партий и др.). В этом разделе необходимо проанализировать способы дирижерского управления хором на репетиции и на концерте.
В результате проделанной работы по изучению партитуры дирижер выстраивает план интерпретации произведения, который может конкрети-зироваться и корректироваться в процессе репетиционной работы с хором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|