Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Догмат четвертый: Индивидуализм как способ жизни




Выше мы уже отметили, что одним из проявлений индивидуализма явля­ется «святость» частной собственности при капитализме. Индивидуализм – в значительной степени идентичен понятию «эгоизм»; он пронизывает все сто­роны личной и общественной жизни. Хорошо известно, что человек – суще­ство общественное. В христианстве это общественное существо, уподобляясь своему Творцу, относится к окружающим людям с любовью и милосердием; братская любовь сплачивает людей в единое целое (семья, коммуна, общи­на и т.п.). В сфере хозяйственно­экономических отношений это проявляется во взаимной помощи, сотрудничестве, коллективных (общинных) формах собственности, производства, распределения, базирующихся на принципах справедливости, честности и социально­экономического равенства.

При капитализме – все наоборот. Происходит разъединение людей, раз­рываются узы любви и сотрудничества, человек воспринимает окружающих как «чужих», непомерно развивается эгоизм (ego). Напомним, что «индиви­дуализм» происходит от слова «индивидум». Последнее происходит от латин­ского individum, что означает «неделимый». Имеется в виду, что мельчайшей неделимой частицей общества (атомом социума) является человек (аналогия

1 Ц: Дк В Вк. Сь С Б Р: http:chrisocnarodruvasil_socialnie_vzgladi_Simeonahtm

была взята философами из физического мира; еще недавно считалось, что атом – «неделимый кирпичик» вселенной). Таким образом, переход от кол­лективизма к индивидуализму может быть описан в виде определенных про­цессов в физическом мире: как разрушение целостных материальных объек­тов сначала до молекулярного уровня, а затем превращение молекул в атомы. Аналогом молекулы в обществе является семья.

Человек­индивидуалист начинает воспринимать других людей как сво­их врагов. В обществе начинает господствовать принцип homo homini lupus est (человек человеку волк).

Изучая догматику и этику такой разновидности протестантизма, как пуританизм, Макс Вебер обращает внимание на то, что человек в этой ре­лигии нацеливается на служение Богу и только Богу (о том, в чем должно проявляться это служение, мы выше уже говорили) при полном забвении «ближнего своего». Результатом этого, – как отмечает Вебер, – становит­ся «ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида. В решающей для человека эпохи Реформации жизненной пробле­ме – вечном блаженстве – он был обречен одиноко брести своим путем на­встречу от века предначертанной ему судьбе»1. Как пишет А. Ваджра, «… протестантский Бог стал глухой и непреодолимой стеной между людьми, сея в их душах глубоко укоренившееся недоверие “к ближнему”, предосте­регая полагаться на помощь людей и на дружбу между ними»2. Кстати, про­тестантские и особенно пуританские проповедники любят вспоминать сло­ва из пророка Иеремии: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17:5). Развитие ego у западного человека наложило на его умственное развитие и психологию неизгладимый отпечаток в виде таких характерных черт: «эмоциональная тупость, гипертрофированный рационализм и ли­шенный каких­либо иллюзий, пессимистически окрашенный индивидуа­лизм, граничащий с эгоцентризмом и эгоизмом»3.

Оборотной стороной эгоизма является чувство одиночества, порож­дающее уныние и отчаяние. Известный немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880–1936) показал на примере литературных произведе­ний известных писателей одиночество западного человека Нового времени: «Драмы Шекспира представляют собой один сплошной монолог. Даже диа­логи, даже групповые сцены дают почувствовать чудовищную внутреннюю дистанцию, разделяющую этих людей, каждый из которых говорит лишь с самим собой. Ничто не в силах устранить эту душевную отдаленность»4.

Особенно ego развито у капиталистов. В своей работе «Христианство и социализм» прот. Сергий Булгаков писал: «Капитализм есть организованный эгоизм»1. В сфере предпринимательства индивидуализм проявляется прежде всего в виде личного, или частного, интереса. Интерес торгаша (или банкира) всегда выше интереса всего общества, который теоретически должно защи­щать государство. Интерес торгаша (или банкира) может ограничиваться, но это происходит лишь в тех случаях, когда нашелся другой, более сильный торгаш (или банкир), которому первый торгаш (или банкир) мешает делать деньги. При этом второй торгаш (или банкир) может прибегать для этого к помощи государства.

Это доминирование частного интереса над государственным интересом и использование государства для реализации частного интереса в полной мере проявилось уже в первой капиталистической стране Европы – Голландии. Из­вестный историк экономики Ф. Бродель так писал про Голландию XVII века: «Тем, что голландская политика и образ жизни не переставали защищать и охранять…, был комплекс торговых интересов. Интересы эти распоряжались всем, все захлестывали… Дело было в том, что царил купец, и торговый инте­рес играл роль государственного»2. Для подтверждения своего тезиса Бродель приводит (помимо других доказательств) мнение одного француза тех времен о голландском капитализме: «В Голландии интерес государства в делах тор­говли составляет интерес частных лиц, они идут нога в ногу. Торговля абсо­лютно свободна. Купцам абсолютно ничего не приказывают, у них нет иных правил, коим надлежало бы следовать, помимо правил собственного их ин­тереса: это установленная максима, которую государство рассматривает как вещь, главнейшую для себя. Таким образом, когда частное лицо делает для своей коммерции нечто противоречащее интересу государства, государство закрывает глаза и делает вид, что не замечает сего…»3 Хорошо известно, что государственный аппарат новорожденной республики Нидерланды исполь­зовался для продвижения интересов новоиспеченных олигархов на мировой арене: для организации пиратских захватов чужих судов, работорговли, уста­новления контроля над чужими землями и народами, вытеснения из колони­альных владений конкурентов, развязывания войн в Европе и т.п.4.

1 С Бк Хк бк, 1991 С 225

2 Ф Бь В: Мь, экк к, V–VIII М: П, 1992 С 204 3 Т С 204–205 4 С Г – к ф, к

б х х кх кх: В VII к к ф, ш ф к щ, х ф А Ф, (А В Пь З: бь М: АСТ: Аь, 2007 С 92–93)

Прошло два–три столетия, и капитализм пожелал предстать в более благородном обличии. По заказам олигархов стала переписываться история капитализма, появились разного рода теории о «социальном государстве», «государстве всеобщего благоденствия», «социальной ответственности» бизнеса и т.п. Теория «социальной ответственности» бизнеса утверждает, например, что современный капиталист коренным образом отличается от тех капиталистических разбойников, которые когда­то грабили, убивали, занимались работорговлей. Современный капиталист якобы «работает на общество»: во­первых, снабжая общество необходимыми товарами и услу­гами; во­вторых, предоставляя гражданам рабочие места; в­третьих, обеспе­чивая общество деньгами, которые поступают в государственный бюджет в виде налогов. Несмотря на нынешнюю пышную демагогию относительно «социальной ответственности» бизнеса, личный интерес капиталиста всег­да находится на первом месте. Когда выясняется, что производство нарко­тиков рентабельнее, чем производство колбасы, капиталист немедленно переключается на производство наркотиков. Когда выясняется, что рабочая сила в Африке почти бесплатная, капиталист не колеблясь закрывает свое производство в Германии и переводит его в какую­нибудь Намибию. Да, в Намибии появятся «рабочие места», но это уже будет вариант не «наемно­го», а «классического» рабства. А что касается налогов, то наиболее «про­двинутые» капиталисты давно уже пользуются разного рода офшорами и в государственную казну ничего не платят.

Одно время были модны лозунги: «Что выгодно “Дженерал Моторс”, то выгодно и Америке», «Богатые граждане – богатое государство», «Обогащая себя – обогащаешь общество» и т.п. Сегодня социально­имущественная по­ляризация капиталистического общества зашла так далеко, что подобные теории и лозунги полностью исчезли из обихода. Интересы всех остальных рассматриваются капиталистом лишь как досадные ограничения по реали­зации его личного интереса.

Иногда, правда, капиталисты могут демонстрировать «коллективизм». Например, договариваться о монопольных ценах на рынке (картельные со­глашения) или объединяться в консорциумы и синдикаты для захвата новых рынков или «коллективного распила» государственного бюджета (под видом «государственных заказов»). То есть это «коллективизм», нацеленный на за­хват и ограбления («солидарность стаи шакалов»).

Индивидуализм капиталиста накладывает серьезный отпечаток на пси­хологию восприятия им остальных людей. Людей он оценивает с точки зре­ния их возможной полезности для развития его бизнеса. Люди, которые тако­вой пользы капиталисту принести не могут, его мало интересуют, чаще всего он их вообще не замечает (что­то вроде уличных фонарей).

Парадоксально, но эта очевидная истина, которую сформулировали еще Святые отцы первых веков христианства, сегодня подвергается «на­учной проверке». Современные социологи и психологи «открывают» дав­но уже открытое. Американский психолог и социолог Дачер Келтнер из Калифорнийского университета в Беркли вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей и пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образова­ния подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуют­ся только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимся, на деле являются наи­менее альтруистичными. Келтнер комментирует результаты исследования американских богачей: «Я измерял их способность к состраданию ко всем остальным, но всегда получал почти одинаковые результаты. Любопытно, что их блестящее образование, особый статус в обществе, могуществен­ность и престижность, все это давало им лишь одну свободу – думать толь­ко о самих себе»1.

Людей, которые в его бизнесе выступают в качестве объектов эксплу­атации (в сфере производства, обмена, кредита), капиталист воспринима­ет как «чужих» и даже как людей «второго сорта» (полулюдей, нелюдей, живых вещей); при ином восприятии капиталист просто не сможет быть «эффективным» и «конкурентоспособным» предпринимателем. Возникает своеобразный «социальный расизм» как условие эффективного капитали­стического накопления. Сознательное или подсознательное восприятие ка­питалистом остальных людей как «живых вещей» снимает с него всякие моральные ограничения:

во­первых, он воспринимает использование наемного труда с последую­щим отчуждением части конечного продукта труда в свою пользу как вполне укладывающееся в нормы «естественного права»2;

во­вторых, в случае «экономической целесообразности» он готов от экс­плуатации наемного труда переходить к эксплуатации на основе прямого рабства. Кстати, на этапе становления капитализма прямое рабство превали­ровало над использованием наемного труда (вспомним, например, капитали­стическую Америку, в которой до гражданской войны 1860­х гг. рабство было очень широко распространено). Сегодня, в XXI веке, наметилась тенденция возрастания использования прямого (физического) рабства в мире.

1 Акк: б ю ь бх Рк

, 15082011 2 В, кх хкх б щ, ю б; к, х ю, хк, х (щ х бк)

Со временем ego и индивидуализм становятся также нормой жизни и самих объектов капиталистической эксплуатации. Капиталисты в этом заин­тересованы и поощряют процесс превращения людей в индивидуалистов, т.к. это облегчает эксплуатацию, лишает работников способности коллективного противостояния капиталистам.

На смену отношениям взаимопомощи и сотрудничества приходят от­ношения конкуренции. Конкуренция пронизывает все капиталистическое общество: конкуренция между странами, конкуренция между компаниями в рамках отрасли, конкуренция за рубль (доллар, евро) покупателя това­ров и услуг между компаниями разных отраслей и т.п. Впрочем, не менее острой является конкуренция и между работниками за рабочие места. Раз­общенность наемных работников приводит к тому, что профсоюзы реально не могут противостоять натиску монополий на права трудящихся. Конку­ренция из экономики распространилась также на политическую сферу (по­явилось даже выражение «конкуренция на политическом рынке»). Одним словом, имеет место «война всех против всех» (фраза английского философа XVII века Томаса Гоббса). Конкуренция в духовном смысле – стремление человека возвыситься над другими людьми, стремление, которое порожда­ется страстью гордыни. Конкуренция в экономике – результат разнуздан­ной страсти гордыни, помноженной на страсть сребролюбия и на махровый индивидуализм. Для того, чтобы оправдать и обосновать «войну всех про­тив всех» в экономике, социологи и экономисты придумывают различные «теории» о конкуренции как «двигателе прогресса», о ее «благотворном влиянии на эффективность производства», о ее «вкладе» в развитие нау­ки и техники и т.п. На самом деле все эти «теории» являются сплошной мифологией. Их рассмотрение и критика выходят за рамки данной работы (нас интересует прежде всего духовная сторона вопроса). Очевидно, что по­стоянное нахождение человека в состоянии войны со своими конкурентами развивает в нем звероподобные качества.

Итак, очевидно, что индивидуализм как капиталистический принцип жизни диаметрально противоположен взглядам христианства на человека и общественное устройство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...