Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таинственное существо «мамона»




Первая ипостась: Деньги как существо по имени «мамона», которому люди поклоняются, которого они уважают и одновременно боятся.

Историки утверждают, что бог мамона происходит из древней Сирии, а затем ему стали поклоняться древние евреи. «Мамона» на арамейском (древнем сирийском) языке означает «сокровище». Это слово (имя) стало общеупотребительным и не требующим перевода в тех странах, где широ­кое распространение получило христианство. Христианам и всем образо­ванным людям хорошо известны слова Иисуса Христа: «Не можете служить

1 Т

Богу и мамоне» (Лк. 16:13). Слово «мамона» несколько раз упоминается в Новом Завете (Мф. 6:24; Лк. 16:9, 11:13).

Отметим, что почти у каждого народа был свой бог богатства и де­нег. В дохристианский период бог богатства выступал под самыми разными именами. Например, в древнегреческом пантеоне бог богатства назывался Плутосом (отсюда – «плутократия» – власть богатства). Вероятно, вначале он не отделялся от бога подземного царства Плутона, в ведении которого были богатства земных недр. Одним из обитателей греческого Олимпа был Гермес. Он покровительствовал торговле и посылал богатство. Из мифоло­гии известно, что он обладал красноречием, изворотливостью, хитростью; часто прибегал к обману и воровству.

У древних римлян богом торговли, прибыли, обогащения был Мерку­рий, имевший большое сходство с Гермесом. Его имя происходит от слов «товар», «торговать» (отсюда современные слова – «меркантильный», «меркантилизм»). Под защитой храма Меркурия в Древнем Риме находи­лась гильдия торговцев, Меркурий обеспечивал купцам торговую прибыль. Атрибутом Меркурия был кошелек. Этот бог, по верованиям древних рим­лян, помогал находить клады. В пантеоне римских богов особое место за­нимала Юнона Монета – покровительница денежного дела (в храме этой богини был расположен двор по чеканке металлических денег, которые ста­ли называться «монетами»).

У древних славян один из главных языческих богов – Велес. Он – покро­витель скота, богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотово­дов, землепашцев и охотников. Ему подчинялись все низшие духи.

В Китае, других странах Востока количество богов, отвечающих за бо­гатство, деньги, торговлю, удачу в разных деловых предприятиях, исчисля­ется десятками, если не сотнями.

Слово «мамона» хорошо известно нынешним последователям иудаиз­ма. Оно встречается в Талмуде. Отношение к мамоне в иудаизме весьма позитивно. Конечно, в иудаизме как монотеистической религии мамона не является богом, но рассматривается как некое «духовное» начало, прибли­жающее еврея к Богу. О мамоне рассуждают современные еврейские кабба­листы. Они обращают внимание на то, что в гематрии1 числовые значения слов «мамона» («богатство, денежное состояние») и «сулям» («лестница») совпадают. Они вспоминают при этом о той лестнице, которая упоминается в Торе (Книга Бытия) и которая протянулась от земли до неба в пророче­ском сне Иакова, основателя двенадцати колен Израиля. Для них это веское

1

х к –) הירטמיג Г(

бк х Д – Шк кббкх кх к к

доказательство того, что стремление к богатству и деньгам имеет «высшее благословение». На этот тайный смысл слова «мамона» обращает внима­ние раввин Бенджамин Блех: «Деньги могут стать той лестницей, которая позволяет достичь человеку благороднейших целей. На деньги можно по­строить храм для Богослужения, школы для обучения детей, дома для бед­ных и бездомных, больницы для страждущих, убежища для преследуемых. Не для нас, евреев, написано, что, дескать, легче верблюду пройти в иголь­ное ушко, чем богачу вступить в небесные врата. Если богатый разумно распоряжается своим благосостоянием, его деньги могут обеспечить и ему, и другим вечное благословение»1.

В современном постхристианском мире наиболее распространенное имя бога богатства – «мамона». Имя мамоны часто используется для обозначения религии денег: эту религию называют «религией мамоны» или просто «ма­монизм». Термин «мамонизм» был введен в научный и политический оборот в Германии после Первой мировой войны такими авторами, как Рудольф Юнг и Готфрид Федер. Эти авторы и их последователи вкладывали разный смысл в слово «мамонизм»: начиная от определенной (капиталистической) модели экономики и кончая религиозно­духовным состоянием общества, сложив­шимся на Западе к началу ХХ века (рассматривая мамонизм как религию, отрицающую и уничтожающую христианство).

Современные исследователи мамонизма достаточно единодушно призна­ют, что мамона – невидимое существо, которое принадлежит к невидимому миру падших духов (бесов, или демонов) – так называемому «инфернальному миру». Там мамона занимает определенное место в иерархии демонов (изуче­нием этой иерархии занимается специальная «наука» под названием «демо­нология»). Он, конечно, – не первое лицо в этой иерархии, но, как утверждают «специалисты» по «демонологии», входит в семерку главных демонов (каж­дый из этой семерки соответствует одному из смертных грехов). Мамона – многоликое существо. Это бог богатства, денег, стяжательства. В некоторых случаях он может быть богом чревоугодия (в России в старину мамоной ино­гда называли чрево, желудок, утробу). Одновременно, как отмечают «специ­алисты» по демонам, мамона – искуситель и соблазнитель.

Заметим, что глубокие знания о духовной природе демона по имени «мамона» доступны лишь узкому кругу «избранных», «посвященных» в церкви мамоны. Эти «посвященные» на своих тайных собраниях (сборищах) сознательно поклоняются мамоне с соблюдением всех необходимых ритуа­лов. Впрочем, фигура мамоны на таких «тайных вечерях» может замещаться

1 Ц: П Люк Б к Е ь РД: Фк, 2007 С 41; к: Р Б Бх кь П к М: АСТ, Аь, 2005

фигурой «начальника» мамоны – самого дьявола1. О том, что собой пред­ставляет мамона, кроме «посвященных» церкви мамоны знают еще христиа­не. Мамона – один из тех, кто, выражаясь современным языком, «входит в команду» бесов (демонов) под начальством дьявола2. Того самого дьявола, который лично пытался в пустыне искушать Христа (в начале Его земного служения) богатством, тщеславием и властью (Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–13). Того самого дьявола, которого Иисус Христос (в конце Его земного служения) назвал «лжецом» и «человекоубийцей от начала» (Ин. 8:44).

Что касается рядовых членов церкви мамоны, «профанов», то их пред­ставления о природе мамоны весьма смутны и расплывчаты. Да и имя «ма­мона» им может быть вовсе незнакомым (в силу слабой грамотности и от­сутствия привычки к чтению многие наши современники уже не в состоянии прочитать Евангелие, где фигурирует этот «персонаж»). Они предпочитают другие слова и имена: «удача», «успех», «везение», «фортуна» и т.п. Они могут возносить свои просьбы, молитвы или тосты к мамоне, используя эти слова­символы. А чего конкретно хотят почитатели мамоны (как сознательные, так и «непосвященные») от своего бога? – «Благодати». Для них мамона – источ­ник «благодати», которая является второй ипостасью денег.

Деньги как «благодать»

Вторая ипостась: Деньги как «благодать», исходящая от бога мамо­ны. Эта «благодать» – также достаточно трудно постигаемое понятие. Такая «благодать» – нематериальна, подобна нисходящему с неба на поклонника мамоны «духу», «энергии». Иногда эту благодать называют «богатством». Богатство – не только сумма материальных предметов, находящихся в соб­ственности (владении) человека. Это в первую очередь духовное самоощуще­ние человека. Он обязательно должен испытывать чувство своего возвышения над остальными. И материальное имущество тут вторично, главное – ощуще­ния! «Благодать» наполняет его невообразимой радостью, может даже приво­дить в состояние религиозного экстаза.

Правда, особенностью денег в этой второй ипостаси является то, что «дух» должен постоянно прибывать. Философ времен античности Сенека Младший говорил: «Условия богатства два: иметь необходимое, второе –

1 В кх бщх ф к Баффомета Э щ – кк –,, ь х хкх бщх Т Бфф, ш б В кк к э к б ь Е

2 С: К, шх хх П З 2 СТк С Л, 2010 (Г 3: х)

уметь довольствоваться им». Разъясняя эту мысль, он добавлял: «Не тот бе­ден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». Иначе «благодать» перестает быть «благодатью». Если поток «благодати» снижается, это воспринимается как постепенная утрата благосклонности со стороны мамоны. Человек может увеличивать количество вещей, находящихся в его собственности (владении), но при этом чувствовать себя беднеющим! Таковы непростые, можно сказать, коварные законы духовной жизни последователей мамоны. Состояние эйфо­рии кончается и сменяется тревогой. Если поток «благодати» прерывается, это уже рассматривается как страшное «наказание» со стороны мамоны. Бес­покойство и тревога перерастают в истерику, беснование, ярость. Финалом такой «религиозной истерики» может стать самоубийство. Еще раз подчер­кнем, что «благодать» не имеет ни малейшего отношения к нашему матери­альному миру. Это некая абстракция, имеющая числовое (математическое) выражение. Например, мы можем слышать, что по состоянию на такое­то число богатство олигарха N составляет 10 млрд долларов. В результате па­дения фондовых индексов это богатство может снизиться, скажем, на 50%. Весь материальный мир (заводы, фабрики, отели, рестораны и другие объ­екты движимого и недвижимого имущества) никаких физических изменений при этом не претерпел. Однако при этом нематериальная «благодать» снизи­лась на 5 млрд долларов.

Или, например, имущество того же олигарха N за год увеличилось с 10 млрд до 20 млрд долл., т.е. в 2 раза. Можно ли считать, что он стал бога­че? Трудно сказать. Если, скажем, за тот же год имущество его конкурента олигарха Х увеличилось в 3 раза, то можно уверенно сказать: олигарх N стал чувствовать себя беднее, ощутил себя оставленным богом мамоной.

Поклонники мамоны боятся гнева этого божества, т.к. оно может в лю­бой момент лишить каждого из них «животворящей» «благодати» – невзирая на социальный статус члена церкви. Исключение составляют лишь «посвя­щенные» члены церкви, число коих очень невелико. По своей природе это полулюди­полубоги. Они не только не могут быть лишены «благодати», но сами активно помогают мамоне распределять эту «благодать» среди рядовых («непосвященных») членов церкви1. В немилости мамоны может оказаться хозяин фабрики и наемный работник, владелец мелкой лавки и топ­менеджер крупной корпорации, житель «благополучного» Запада и туземец из далекой африканской страны. Это и есть тот «страх божий», который держит в страш­ном нервном напряжении всех «рядовых» членов церкви мамоны. Без «благо­дати» мамоны (или по крайней мере ожидания ее) жизнь члена церкви теряет смысл, ему остается лезть в петлю или бросаться из окна небоскреба.

1 В ющ ь, к к щ к ю

Впрочем, о том, что такое «благодать» мамоны, прекрасно знают и хри­стиане – из Евангелия и творений Святых отцов Церкви. Это посылаемые лукавым мамоной искушения, которые могут распалять разные страсти в лю­дях. Как правило, все начинается со страсти сребролюбия и любостяжания. Впрочем, мамона всегда работает «в команде», и его инфернальные «партне­ры» помогают ему, разжигая в жертве другие страсти: чревоугодие, тщесла­вие, властолюбие, зависть, лихоимство, сластолюбие и т.п. А кончается все унынием, отчаянием, злобой, иногда же – и добровольным уходом поклонни­ка мамоны из жизни. Христианам прекрасно известно, что мамона – такой же «человекоубийца от начала», как и его начальник – дьявол.

Деньги как фетиш

Третья ипостась: Деньги в их материально-вещественной форме. Это видимая и чувственно ощущаемая часть «ревнивого бога Израиля», через нее адепт церкви мамоны постепенно приходит к постижению бога денег во всей его полноте, т.е. в трех ипостасях. Когда­то, еще до массового перехода чело­вечества в церковь мамоны, деньги были материальны, достаточно исправно выполняли функции меры стоимости, а также средства обмена и платежа и имели статус скромного и исполнительного «слуги». Тем не менее даже та­ким «техническим» деньгам люди приписывали некую мистическую силу. Примечательно, что в эпоху торжества исторического материализма в наших учебниках по политической экономии писалось о «денежном фетишизме»– восприятии людьми материальных денег как мистического и непознаваемого начала. «Денежный фетишизм – преклонение перед деньгами, их обожест­вление в условиях стихийности и анархичности производства, основанного на частной собственности, когда отношения между людьми неизбежно при­нимают вещный, товарный характер»1.

Наиболее распространенной и «совершенной» материальной формой денег всегда было (и на сегодняшний день остается) золото. Владение зо­лотом (или стремление к владению золотом) – иррационально: этот желтый металл мало пригоден для удовлетворения жизненно необходимых потреб­ностей человека. При всей своей материальности золото имеет очень глу­бокий и до конца непостижимый религиозный смысл. Это материальный символ бога богатства. Члены церкви мамоны не просто владеют желтым металлом, для них это предмет религиозного почитания. «Золотой те­

1 Бьш к эк Сь Д фш Д фш – шь ф фш Фш – кк х, щх к (фш), х хъ (Сь бщ к, ь Фш Р: http:wwwglossaryrucgibingl_sch2cgi?Rfn:,lxyiu)

лец» – материальный образ высшего духовного существа – мамоны. «Золо­той телец – в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись, как воплощению самого Бога. В переносном смысле – олицетворение богатства, денег».

Подробное описание золотого тельца содержится в Ветхом Завете в Кни­ге Исход (глава 32). Этот языческий идол, или кумир, был изготовлен Ааро­ном (братом Моисея, который вывел древних евреев из Египта), по усиленно­му настоянию сынов Израилевых; эти сыны, пользуясь долгим отсутствием Моисея на Синае (где тот общался с Богом), пожелали иметь при себе какое­либо видимое изображение божества. Вероятно, этот идол был сделан в виде египетского черного священного быка Аписа или белого быка Мневиса. Из Библии известно, какой строгий суд постиг поклонников литого тельца и са­мый идол. Снова культ золотого тельца у древних евреев возникает в эпоху царя Иеровоама, когда единое израильское государство распадается на Се­верное, или собственно Израильское, царство и Южное, или Иудейское. Царь Иеровоам стремился отвадить своих подданных (жителей Северного госу­дарства) от посещений Иерусалимского храма, который находился в Южном государстве. Для этого он поставил в древних святилищах Бет­Эла и Дана золотые изображения тельцов и сказал: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (1 Цар. 12:28 и сл. до конца; ср. Исх. 32:4).

В течение последнего столетия наблюдалась быстрая дематериализация денег, что проявилось сначала в замещении золота бумажными деньгами, а затем бумажных денег – безналичными.

Незначительная часть современных денег – бумажные банкноты и ме­таллические монеты. Конечно, это не полноценные товарные деньги, они – знаки денег, но при этом обладают некоторой «материальностью». Конечно, денежные знаки выполняют такие «земные» функции, как платежи и рас­четы, накопление капитала. Но одновременно это материальные предметы религиозного почитания. По сути это «иконы», которые держателям купюр напоминают постоянно о «горнем мире», где обитает бог мамона. Сегодня весь мир заполонили такие «иконы» зеленого цвета, которые называются «долларами». Оккультно­мистический, религиозный смысл изображений на этих зеленых бумажках не вызывает сомнений.

«денежная каббала» и инфернальный мир

Но в целом деньги в нашем земном мире стремительно теряют свою грубую материальность. 95% всех денег имеют безналичную форму, это – просто записи на магнитных носителях. Количество (масса) таких денег неудержимо растет, и сегодня она по крайней мере на порядок (а то и на два порядка – все зависит от того, как считать) превышает количество товаров и услуг, находящихся в обращении. Их в несколько раз больше стоимости всех материальных богатств, накопленных в мире к сегодняшнему дню. Примечательно, что при капитализме на первое место среди функций денег выходит функция накопления капитала (отсюда и название «капитализм»). Стало быть, и капитал становится виртуальным. Скоро виртуальным ста­нет и вся капиталистическая цивилизация.

На деле получается просто игра в числа. Однако это не просто какая­то игра в карты или домино. Для «посвященных» это осознанное мистическое действо, совершаемое по предписаниям «денежной каббалы». Напомним, что каббала – некое метафизическое знание, коим обладают лишь неко­торые «избранные» личности. Каббала прежде всего призвана открывать «тайны» мира (вселенной, общества) и предсказывать его будущее через постижение разного рода знаков, символов и цифр (чисел). Сверхзадачей носителей этого тайного знания является управление миром посредством манипуляции знаками и цифрами (числами).

В религии мамоны, как мы уже говорили, также есть «избранные». Они взяли на вооружение каббалу и достигли больших успехов в управлении обще­ством через создание виртуальных денег – по сути, почти «нематериальных» записей чисел на магнитных носителях. Буквально нажатием нескольких клавиш компьютера такие денежные каббалисты в состоянии устроить эко­номический кризис с вполне ощутимыми «материальными» последствиями: остановками предприятий, увольнениями работников, снижением реального потребления товаров, ростом суицидов и т.п. При желании такие каббалисты могут устроить и войну, и революцию, и любые беспорядки. Самая настоящая магия! Самые настоящие чудеса! Но чудеса всегда почему­то только деструк­тивные. Созидательных чудес каббалисты делать не научились. «Денежная магия» увеличивает власть «избранных», «посвященных» членов церкви мамоны над «рядовыми» ее членами, «профанами». Мы уже отметили, что «посвященные» в церкви мамоны – полулюди­полубоги. После того как «по­священные» овладели в совершенстве технологиями «денежной каббалы», они начали себя ощущать уже почти богами и небожителями. Они уже поч­ти полностью заменили собой того языческого божка, который появился в древней Сирии несколько тысяч лет назад. Впрочем, с «богословской» точки зрения использовать слово «заменили» будет некорректно. Мамону заменить никто не может. Просто мамона спустился на землю и вселился в души «из­бранных». «Избранные» – тот же мамона, но лишь в физической оболочке че­ловеческого тела. А почему мамона спустился на землю? Ведь он – обитатель инфернального мира? Да потому, что наш земной мир уже почти перестал отличаться от мира инфернального!

Итак, деньги, и капитал, и богатство на наших глазах стремительно при­обретают виртуальный характер. Это – «духовная благодать» в чистом виде (без какой­либо примеси «грешной» материи), растущая в последнее время в геометрической прогрессии. Иррациональный характер накопления «денег­призраков» свидетельствует о возрастании «духовности» всех членов церкви мамоны (и «профанов», и «посвященных»). Они все больше «эмансипируют­ся» от нашего земного мира с его грубыми материальными предметами и по­гружаются в «духовную атмосферу» того инфернального мира, где обитает незримый и непостижимый мамона.

Глава 7. церковь мамоны

Выше мы рассматривали такой феномен современной жизни, как религия денег (религия капитализма). Основное внимание было уделено ее догматике, и особо выделен – догмат о «божественной» природе денег. В следующем разделе рассматривается такой важный аспект религии денег, как церковная организация. Церковь мамоны имеет все признаки таковой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...