Сценарий мероприятий. с учащимися средних классов (13-14 лет) общеобразовательных организаций. 10. Сценарий мероприятия.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Приложение 3 Сценарий мероприятий с учащимися средних классов (13-14 лет) общеобразовательных организаций
1. Цель мероприятия: снижение риска дорожно-транспортных происшествий 2. Задачи мероприятия: познакомить детей с алгоритмами безопасного поведения при участии в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и водителя велосипеда; мотивировать детей на соблюдение правил дорожного движения на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах и вне их, при передвижении на транспортном средстве в качестве пассажира и при управлении велосипедом; поставить детей в позицию тех, кто агитирует за соблюдение правил дорожного движения, способствуя росту их ответственности за безопасное поведение на дороге; обучить детей формам подготовки и презентации проектов, основам публичного выступления и формам взаимодействия в группе. 3. Целевая аудитория: учащиеся средних классов 13-14 лет, количество детей — не менее 15 и не более 30. 4. Требования к проведению мероприятия: школьный класс стандартных размеров или зал (помещение) в организации отдыха и оздоровления детей или в общеобразовательной организации со столами и стульями. 5. Длительность мероприятия: 1 час 20 минут. 6. Персонал: педагогический работник (педагог), вожатый общеобразовательной организации или организации отдыха и оздоровления детей. 7. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, соединительный провод HDMI, 3 ватмана формата А1, 3 набора фломастеров. 8. Материалы: презентация, для демонстрации которой рекомендуется использовать мультимедийное оборудование.
9. Механизм проведения мероприятия: Занятие состоит из двух блоков. Модуль 1. Теоретическая (мотивирующая) часть. Педагог рассказывает детям о средствах, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения на проезжей части дороги (средства инфраструктуры), о правилах дорожного движения для пешеходов, пассажиров и велосипедистов («золотые правила»), о факторах риска, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов. Он подводит детей к мысли, что совокупность нескольких из них – незнание основ правил дорожного движения, неправильные привычки и недостаток мотивации к безопасному поведению на проезжей части дороги - способна спровоцировать возникновение дорожных ситуаций, сопряженных с риском для здоровья и жизни. Модуль 2. Практическая часть. Проводится в форме командной проектной работы. Проект выполняется в группах и защищается лидерами групп перед аудиторией. Детям предлагается написать сценарий видеоролика социальной рекламы на тему безопасного поведения участников дорожного движения. Лучший проект определяется посредством голосования всех участников занятия. Дополнительно для педагогов представлена информация по созданию плаката и аудиоролика социальной рекламы (опциально, для будущих подобных мероприятий). 10. Сценарий мероприятия. Модуль 1. Теоретическая (мотивирующая) часть. Блок 1. «Золотые правила» всех категорий участников дорожного движения. Дорога полна неожиданностей. Ее проезжая часть — место встречи всех участников дорожного движения. Если мы знаем и соблюдаем правила дорожного движения, возникновения многих рисков и опасностей можно избежать. Умён и внимателен тот, кто научился их предвидеть и вовремя устранять! Правила дорожного движения в выполнении этой задачи — наши помощники. Это компас в мире автомобильных дорог и транспортных средств.
Существуют «золотые правила» безопасного поведения пешеходов, пассажиров и водителей. «Золотое правило» велосипедиста — использование средств пассивной защиты (велоэкипировки), сигналов велосипедиста и твердое знание мест, где можно передвигаться на велосипеде. «Золотое правило» пассажира – использовать ремни безопасности в салоне автомобиля, держаться за поручни в маршрутном транспортном средстве, входить и выходить в транспортное средство только во время остановки. «Золотое правило» пешехода — использование четких алгоритмов перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам. Блок 2. Средства повышения безопасности участников дорожного движения и особенности поведения пешеходов на проезжей части дороги. Поскольку в 13-14 лет мы чаще всего выступаем в роли пешеходов, то поговорим о соблюдении правил безопасного поведения пешеходами. Кого обычно мы, пешеходы, виним в авариях на дорогах? Конечно, водителей. Однако пешеходы нарушают правила дорожного движения не реже водителей! Как это происходит, увидим на следующем видео: https: //www. youtube. com/watch? v=JUa41zOLuQs (с разрешения правообладателя). Какие элементы инфраструктуры обеспечивают безопасность пешехода на проезжей части дороги? Инфраструктура — это строения, элементы дорожной сети, которые разграничивают потоки транспорта и пешеходов и помогают их безопасному взаимодействию на проезжей части дороги. Например, пешеходный переход, тротуар, пешеходный и транспортный светофоры — элементы такой безопасной дорожной инфраструктуры. Но что еще помимо них? Предполагаемые ответы: горизонтальная дорожная разметка, дорожные знаки, пешеходные ограждения, подземные и надземные пешеходные переходы, разделительные барьеры и т. д. Структурируем ваши ответы. Для того, чтобы снизить риск наезда транспортных средств на пешеходов и повысить безопасность пешеходов на проезжей части дороги, были разработаны и введены элементы дорожной инфраструктуры: ограждения между проезжей частью и тротуаром; искусственные дорожные неровности, которые необходимы для снижения скорости автомобилей перед пешеходным переходом;
горизонтальная дорожная разметка (наносится на проезжей части дороги) из особого материала, который хорошо виден ночью (термопластик); дорожная разметка пешеходного перехода — используются белый и желтый цвет. В современной дорожной инфраструктуре применяются и новые средства, с которыми мы не все успели столкнуться, но распространение которых неизбежно. Например, сейчас на пешеходных переходах используются автономные светодиодные светофоры на солнечных батареях. Они работают в проблесковом режиме, постоянно мигая («импульсами»), и своим свечением предупреждают водителя о приближении к пешеходному переходу и необходимости снизить скорость. Их применение эффективно и днем, и в темное время суток. Но в основном они способствуют сокращению количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах в условиях недостаточной видимости.
Другим нововведением, пока экзотическим и редким, является так называемый 3D-переход. В основном примеры его применения мы можем найти в зарубежных странах (например, в Индии, Киргизии). В России случаи нанесения трехмерной дорожной разметки (по сути, своеобразного дорожного граффити) пока единичны, но такой эксперимент, недавно, например, проводился в Казани. И вот как работает оптическая иллюзия. При подъезде к пешеходному переходу водителю кажется, что он приподнят над уровнем земли на 15 см, и он притормаживает, чтобы не повредить автомобиль, думая, что на дороге лежат бетонные блоки. Необходимо отметить, что к такому нововведению водителям еще необходимы привыкнуть, чтобы не совершать слишком резких торможений и не провоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Но достаточно ли этих средств, чтобы уберечь пешехода и водителя от ошибок? Если мы будем бесконечно усложнять технические средства безопасности, исчезнут ли дорожные происшествия совсем? Конечно, нет. Первое, что обеспечивает безопасность пешеходу — это соблюдение правил дорожного движения, верная мотивация и правильные установки в отношении собственной безопасности.
Быть пешеходом очень ответственно. И сейчас происходит парадоксальная ситуация. Дело в том, в правилах дорожного движения содержится пункт 14. 1, который гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода». В связи с этим, пешеход приобрел твердую уверенность, что на нерегулируемом пешеходном переходе водители транспортных средств обязаны уступить ему дорогу, иначе им грозит штраф. Считая, что автомобили обязаны затормозить перед ним, пешеход становится еще более небрежным в отношении своей безопасности. Поэтому пешеходу необходимо быть предельно внимательным и постоянно оценивать дорожную ситуацию на предмет своей физической безопасности, потому что правило «уступить дорогу» имеет свои нюансы. Таким образом, перед переходом проезжей части дороги пешеход должен убедиться, что ему ничего не угрожает. И этот пункт тоже содержится в правилах. 4. 5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Существуют алгоритмы перехода проезжей части дороги для пешеходов. Сразу обозначим, что переходить проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам, но, если их нет – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин, или просто под прямым углом к краю проезжей части, там, где она хорошо просматривается Приведем цитату из правил дорожного движения: Пункт 4. 3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин... При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы Алгоритм перехода проезжей части дороги по пешеходному переходу состоит из нескольких шагов:
1. Подойти к пешеходному переходу и остановиться в двух-трех шагах от края проезжей части дороги, 2. Осмотреть дорогу и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. Если пешеходный переход регулируемый, дождаться зеленого сигнала пешеходного светофора; 3. Внимательно посмотреть налево, направо и еще раз налево. Убедиться, что все автомобили остановились и готовы пропустить пешехода; 4. Только после этого начинать переход и во время него продолжать наблюдать за дорожной обстановкой; 5. Переходить проезжую часть дороги необходимо под прямым углом быстрым шагом, но не бежать. Для обеспечения своей безопасности детям необходимо иметь световозвращающие элементы - брелоки, нашивки, наклейки, браслеты и др. Площадь поверхности одного такого элемента должна быть не менее 25 кв. см. Лучше всего использовать световозвращатели белого и желтого (лимонного) цветов. В некоторых странах световозвращающую краску наносят на отдельные части животных, что не вредит их здоровью, но помогает водителям и пешеходам избежать дорожно-транспортных происшествий. Например, в Финляндии таким образом обрабатываются рога оленей. Велосипедистам, помимо световозвращателей (катафотов) красного или оранжевого цвета, размещенных на велосипеде, рекомендуют использовать дополнительные сигнальный жилет со световозвращающими элементами или ременную систему, а также специальные накладки на спицы колес (см. изображение ниже). Пример: https: //aliexpress. ru/popular/reflective-bicycle-spokes. html)
Но мы – пешеходы, не только часто забываем о правилах безопасного поведения на дорогах, а сознательно их нарушаем Во-первых, пешеход не осознает себя полноценным участником дорожного движения. Для него дорожное движение — это поток транспорта, движущийся по проезжей части дороги, а пешеходы — лишь вкрапления в этот поток. Пешеходам не нужно водительских удостоверений, чтобы стать участником дорожного движения, они не сдают экзамены, не учатся в автошколе, передвигаются с медленной, неопасной скоростью. А между тем, для водителей поведение пешехода часто непредсказуемо потому, что пешеходы максимально мобильны в выборе направления, скорости и времени движения. Другая проблема заключается в том, что пешеход не понимает реальной опасности. Человек всегда отрицает негативный исход. Другие мотивы — например, успеть в нужное место, - нередко оказываются важнее. Итак, ощущение полноценного участника дорожного движения – вещь приобретаемая, его надо в себе воспитывать. Как вы знаете, полезные привычки, в том числе привычка безопасного поведения на дорогах, формируются со временем, но для того, чтобы они выработались, необходимо приложить усилия. Продолжительность данной части занятия – 15 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|