Методические указания слушателям по подготовке к семинарским и практическим занятиям
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема 2. Общая психологическая характеристика преступников и причин преступного поведения Вид занятия: семинар. Время: 2-часа. Цели занятия: - сформировать у студентов теоретические подходы к пониманию личности преступника; - закрепить и расширить знания о теориях, объясняющих природу преступника и факторах его формирования; - сформировать знания, связанные с попытками интеграции разноплановых идей и теорий в объяснение причин преступности и личности преступника; - сформировать навыки психологического структурирования личности преступника.
План семинарского занятия 1. Личность преступника, ее черты, соотношение социального и биологического в личности преступника. 2. Основные подходы к пониманию личности преступника в отечественной и зарубежной криминальной психологии. Соотношение биологического и социального в преступнике. Самостоятельная работа Темы рефератов и докладов (на выбор) 1. Взаимосвязь биологического и социального в концепциях С. В. Познышева и Н. П. Дубинина, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева в книге " Генетика. Поведение. Ответственность". М., 1982. 2. Концепции " преступного человека" в работах Ч. Ломброзо и его последователей. 3. Психоанализ З. Фрейда и его использование в понимании личности преступника. Фрейдовская концепция воздействия на преступность. 4. Общее и особенное в марксистской концепции преступности и теории Э. Фромма " Анатомия человеческой деструктивности".
5. Понимание личности преступника и причин преступности с позиции деформации правосознания (теория А. Ратинова). Вид занятия: практическое. Время: 2-часа.
Цели занятия: - сформировать у слушателей навыки диагностики мотивов преступного поведения; -развитие у обучающихся таких профессионально-деловых качеств, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-выпускника учебного заведения; - при подготовке к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию; прослушивание консультации (по мере необходимости, индивидуально).
Вопросы для подготовки к практическому занятию. 1. Психологические особенности преступников. Особенности ценностно-нормативной системы смысловых образований. Теория черт и преступное поведение. Подсознание человека и преступное поведение. Преступление и психические аномалии, патологии. Биологические и наследственно обусловленные детерминанты преступного поведения. 2. Генезис преступного поведения. Единство социопсихобиологических факторов преступного поведения. Семейные и социальные корреляты преступности. Фактор внутрисемейного воспитания, семейной структуры и взаимодействия и преступное поведение. Социальное научение и криминальный образ жизни. Человеческая неполноценность как мотивирующий фактор к деструктивным формам поведения. 3. Взгляды на природу преступного поведения А. Адлера, Ю. Антоняна, А. Ратинова, Р. Экерса, сторонников З. Фрейда и др.. Общий механизм преступного поведения. Типология преступников.
Вопросы и задания для размышления и групповой дискуссии 1. Как известно, в современной юридической психологии существует значительное число разноплановых теорий причин преступности и личности преступника. В чем, по Вашему мнению, основные причины подобной многоплановости? Каковы, на Ваш взгляд, могут быть в перспективе пути интеграции различных подходов? Свою позицию подкрепите аргументацией, базирующейся на знаниях из ранее изученных дисциплин.
2. Как Вы думаете, насколько актуально во всех преступных деяниях учитывать не только личностные характеристики преступника, но и роль и процесс «становления» жертвы? Какие еще из ситуационных переменных могут приниматься во внимание? 3. По мнению американских психологов D. P. Farrington, L. E. Ohlin, J. Q. Wilson (1985), результаты непосредственной психодиагностики личности преступника или ретроспективного опроса их по социализации менее эвристичны для объяснения причин преступности, чем пролонгированные «когортно-слоевые» исследования. В какой мере Вы согласны с их позицией в отношении любых социальных слоев?
На практическом занятии слушатели выявляют мотивы поведения на основе приговоров, просмотра видеофильма " Криминальная Россия", периодической печати о преступных деяниях. Пример задания: Задание 1. Потерпевшая А., 17, 5 лет, хорошо сложенная девушка, познакомилась с двумя молодыми людьми, согласилась с их предложением поехать на загородную дачу и провести там время. Прибыв на дачу, она взялась за сервировку стола: у мужчин были с собой две бутылки коньяка объемом 0, 7 л и бутылка шампанского. А. не стеснялась в принятии спиртных напитков и через некоторое время утратила волевую регуляцию. Домой она была доставлена в нетрезвом виде теми же молодыми мужчинами. Родители обнаружили, что она вступала в половую связь. Ее заставили написать в органы милиции заявление об изнасиловании. Виновные были задержаны и арестованы по подозрению в совершении преступления по ст. 131 УК РФ. Тщательно проанализируйте ситуацию преступления и ответьте письменно на следующие вопросы. 1. Условия и причины совершения преступления. 2. Роль в совершенном преступлении потерпевшей и правонарушителей. Задание 2. Во взводе роты охраны, которым командовал лейтенант Г., были солдаты различной национальности. Старшиной взвода был назначен сержант К. из числа русских. Будучи властолюбивым, авторитетным и безнравственным, он постоянно унижал внеочередными нарядами солдат другой национальности, обзывал их нецензурными словами, прибегал к рукоприкладству.
Во время очередного развода на посты дежурства сержант К. грубо приказал солдату Х. принести из казармы сигареты. Тот не нашел их в тумбочке К., о чем доложил. К. обозвал Х. нецензурно, чем унизил его достоинство. При подходе к посту N2. Х. дослал патрон в патронник автомата и короткой очередью выстрелил в сержанта К., нанеся ему тяжкое телесное повреждение со смертельным исходом. Изложите письменно: 1. Составьте характеристику индивидуально-психологических особенностей сержанта К. и солдата Х. до, в момент и после совершения преступления. 2. Психическое состояние солдата Х. в момент совершения преступления. 3. Можно ли было предотвратить преступление? Какие для этого необходимо было предпринять меры? Задание 3. Майор Л., прибыв из командировки в г. П, был назначен на должность начальника отдела одного из военкоматов г. П. Его жена О. попросила его не прописываться в квартире своей матери и встать на очередь для получения жилой площади в облвоенкомате. Через некоторое время она предложила ему перейти из квартиры матери на частную квартиру. Л. стал замечать, что О. стала поздно приходить домой, а затем заявила, что она уезжает в служебную командировку сроком на четыре дня. В последствии Л. выяснил, что О. на самом деле находилась в доме отдыха пос. Солотча с сослуживцем Н., после чего Л. предложил О. произвести раздел имущества и официально расторгнуть брак. О. выгнала Л. из квартиры матери, заявив, что его вещей у нее нет. Л. принял решение переговорить с любовником О. - Н., убедить его, чтобы он со своей стороны воздействовал на О. Последний обозвал Л. словами, унижающими человеческое достоинство, и ударил по лицу ладонью. Л. стал защищаться, нанес Н. ответные удары, от чего Н. упал, и в это время Л. , будучи обутым в сапоги нанес ему несколько ударов в область головы, а затем быстро ушел. Утром Л. задержали сотрудники милиции, объяснив, ему, что от нанесенных им ударов Н. скончался по причине кровоизлияния в мозг. Ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Какие причины и условия (субъективные и объективные) обусловили данное преступление? 2. На каком этапе развития криминальной ситуации можно было бы предотвратить преступление, какими приемами и методами? 3. В каком психическом состоянии находились потерпевший и преступник в момент совершения криминального деяния?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|