Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На пляже. Швейное ателье




На пляже

— Что с вами случилось? — обратился к рыдающей девушке сле­дователь. — Пожалуйста, успокойтесь и расскажите все по порядку.

— Вам хорошо говорить, — сквозь слезы проговорила она. — Вы даже представить себе не можете, как дорого для меня это ожерелье. Я прихожу сюда каждый день. Сегодня я сняла ожерелье, чтобы за­горела шея, положила его на коврик и случайно задремала. Просну­лась, а ожерелья нет.

Следователь погрузился в глубокое размышление. На песке вокруг коврика не было видно чужих следов, кроме следов самой потерпев­шей. Следовательно, ожерелье мог похитить кто-то из посторонних. Следователь оглянулся. Отдыхающих было восемь человек: женщина, читающая книгу; пожилой человек, примеряющий ласты и маску; возле кустов расположился юноша, ловивший рыбу перископической удочкой: ближе всех к потерпевшей находилась молодая пара, с ап­петитом обедающая, сидя на песке; на перевернутой лодке, положив ноги на акваланг, дремал спасатель; двое подростков с азартом реза­лись в карты.

Следователь осмотрелся и через мгновение понял, кто мог это сделать.

 

Охарактеризуйте психологические особенности осмотра места проис­шествия.

Кто мог совершить эту кражу? Какие психологические факторы влияют на эффективность проведения осмотра места происшествия в данном случае? Какое влияние может оказать результат квалифицированного осмотра места происшествия на поиск преступника, психологию подо­зреваемого и его поведение при последующем допросе?

Мешок

Подростками села Н. был вытащен из пруда мешок, в котором оказался труп пятилетней девочки, пропавшей из соседнего села пять дней назад. Прибывший на место происшествия следователь при ос­мотре мешка обратил внимание на то, что он сшит черными толсты­ми нитками вручную, характерным петлеобразным швом. На наруж­ной поверхности мешка имелось несколько смоляных пятен. Харак­тер и размер пятен позволили предположить, что смола капала на ме­шок сверху. Следователь проверил различные возможные причины образования смоляных пятен на мешке, чтобы таким путем устано­вить личность его владельца, проверить причастность (отношение) последнего к преступлению. Проделанная работа оказалась не на­прасной. Выявленные в ходе осмотра признаки послужили ключом к раскрытию преступления. Находясь в селе, из которого исчезла девочка, следователь обратил внимание на то, что с крыш некоторых домов стекают капли смолы. Проконсультировавшись с инженером-строителем, он выяснил, что дома, имеющие совмещенные крыши и потолки, покрываются рубероидом и битумом. Иногда битум оказы­вается недостаточно густым и стекает с крыши. Оказалось, что домов с подобной конструкцией в селе пятнадцать, а битум стекает с крыш только двух из них.

 

Что такое наблюдение и наблюдательность? Каковы общие правила ор­ганизации наблюдения? Охарактеризуйте особенности следственной (криминалистической) наблюдательности при осмотре места происше­ствия.

Швейное ателье

При осмотре сгоревшего здания швейного ателье следователь отметил, что наибольшему разрушению подверглись помещения, рас­положенные в разных его концах: примерочная, закройная и прием­ная. Участки, находящиеся между ними, пострадали значительно меньше. Было также установлено, что в полусгоревшем шкафу в при­емной почти нет пепла от находившихся там документов.

В закройном отделении обнаружили выгорание пола по концент­рическим окружностям. На месте пожара не обнаружили посуды, в которой преступник мог хранить горючую жидкость. Следователь ос­мотрел мусорные урны во дворе ателье и обнаружил бутылку, пахну­щую керосином, со следами пальцев рук. Оказалось, что эти следы оставлены руками заведующего ателье, который впоследствии и был изобличен в хищениях и поджоге.

 

Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверительной деятельности следователя. Проанализируйте решение следователем мыслительных задач при проведении осмотра места происшествия (по вышеизложенной ситуа­ции), выделив: 1) восприятие обстановки места происшествия; 2) анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств; 3) установление причинного отношения обнаруженного к событию происшествия; 4) создание мысленного образа происшедшего события.

Обыск

Известен случай, когда следователь, производя обыск в разных комнатах, осмотрел две фарфоровые статуэтки, которые не вызвали у него никаких подозрений. По окончании обыска, перейдя к наложе­нию ареста на имущество, следователь собрал вместе ценный фар­фор, приступил к его описи и, взяв в руки обе статуэтки, заметил, что одна из них намного тяжелее. Выясняя причину этого, он установил, что изнутри полая часть этой статуэтки в отличие от другой залита гипсом. Там были спрятаны бриллианты.

 

Назовите профессионально важные психические качества следователя. Поясните, что такое наблюдение и наблюдательность; каковы общие правила организации наблюдения; охарактеризуйте некоторые особые черты наблюдательности, которыми должен обладать следователь; ка­ков основной путь развития следственной наблюдательности. Поясните, в чем заключается использование метода сравнения в ходе обыска.

В каких случаях допускается обследование при производстве обыска с разрушением объекта или отдельных его частей?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...