Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.




Тайник

При обыске у обвиняемого в хищениях было раскрыто несколько тайников, в которых хранились золотые изделия, бриллианты и день­ги. Часть найденного находилась в банках с вареньем и топленым маслом. Когда обыск подходил к концу, жена обвиняемого, симули­руя истерический припадок, стала швырять эти банки на пол в один угол комнаты. Оценив эти действия как попытку замаскировать не­что, вызвавшее ее опасения, работники милиции вскрыли в этом ме­сте паркет и обнаружили три килограмма золотых монет.

 

Назовите профессионально важные психические качества следователя. Поясните, что такое наблюдение и наблюдательность; каковы общие правила организации наблюдения; какими особыми чертами наблюдательности должен обладать следователь; каков основной путь развития следственной наблюдательности.

Сформулируйте правила наблюдения за реакцией обыскиваемого и членов его семьи на поведение обыскивающих.

Назовите приемы, с помощью которых обыскиваемые могут пытаться отвлечь внимание обыскивающих от данного места обыска, определенных предметов.

Назовите некоторые способы дополнительной маскировки места или объекта, где находится скрываемое, к которым может прибегать обыскиваемый во время производства обыска.

Литература по теме

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб., 2007.

2. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 2006.

3. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник – М., 2006.

дополнительная литература

4. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.

5. Васильев В. Л., Мамайчук И. И., Смирнов В. П. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии. — СПб., 1997.

6. Волков В. Н., Янаев С. И. Юридическая психология. Учебное пособие, — М., 2003.

7. Мамайчук И. И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних. — СПб., 1995.

8. Папкин А. И. Юридическая психология: Учебно-методическое пособие. — Домодедово, 2002.

9. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.

10. Прозоров А. В. Психология преступника и расследования преступлений: лекции по юридической психологии. — Калининград, 2003.

11. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. — М. 1967.

12. Ратинов В. В. Юридическая психология. — М., 1998.

13. Ситковский О. Д. Психология уголовной ответственности. — М., 1998.

14. Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности: установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. — М., 1996.

15. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. — М., 2006.

16. Экман П. Психология лжи. – СПб: Питер, 1999.

17. Юридическая психология: Сб. науч. трудов /Под ред. проф. А. Р. Ратинова, Г. Х. Ефремовой. — М., 1998.

18. Юридическая психология: хрестоматия /Сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. — М., 2000.

Тема 8. Психология допроса и иных следственных действий.

Вид занятия: семинар.

Время: 2-часа.

Цели занятия:                                                                                       

- сформировать у студентов теоретические подходы к пониманию организации и проведения психологии допроса.

 

План семинарского занятия

1. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.

2. Допрос как разновидность общения, его психологическая структура. Основные стадии допроса. Содержание и источники изучения следователем психологии обвиняемого.

3. Допрос в бесконфликтной ситуации. Особенности в установлении психологического контакта с участником допроса. Пространственная организация коммуникативных процессов во время бесконфликтного допроса. Требование к постановке вопросов и процессу уяснения информации. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса.

4. Допрос в конфликтной ситуации. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса.

Самостоятельная работа

Темы рефератов и докладов (на выбор)

1. Основные способы противодействия во время допроса.

2. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого.

3. Критерии допустимости и приемы психического воздействия на допрашиваемого.

 4. Оговорки и показания допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем.

5. Психология лжи. Структура ложного показания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельствования).

6. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетельствования.

7. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.

Вопросы и задания для размышления и групповой дискуссии

1. В научных публикациях дискутируется вопрос о том, что активное применение следователем приемов психического воздействия может быть проявлением его предвзятого отношения к подозреваемому (обвиняемому), который до приговора суда не должен считаться виновным. Каково Ваше отношение к сути данной дискуссии в контексте правомерности применения следователем различных средств психического воздействия, например, на лиц, противодействующих расследованию?

2. Общеизвестны следующие криминалистические рекомендации: во-первых, «при поиске преступников признаки его личности должны быть «прошкалированы» следователем (оперработником) по их информативной значимости», а, во-вторых, «наиболее редко встречающиеся признаки имеют наибольшую информативность».

Как Вы считаете, какую роль здесь, наряду с традиционными информационно-статистическими показателями (рост, признаки внешности и т. п. ), могут играть собственно психологические (например, характерологические, индивидуально-стилевые) параметры личности преступника?

Вид занятия: практическое.

Время: 4-часа.

Цели занятия:                                                                                       

- сформировать у слушателей начальные навыки в реализации следственного действия – допроса;

-развитие у обучающихся таких профессионально-деловых ка­честв, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-вы­пускника учебного заведения;

- при подготовке к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию; прослушивание консуль­тации (по мере необходимости, индивидуально).

  Улики поведения

В развалинах дома были обнаружены части расчлененного трупа. Внимание следователя и оперативных работников привлек К. Он на­блюдал за поисками, живо интересовался ходом следствия, пытался выяснить, что известно работникам милиции о преступнике. Провер­кой установлено, что К. — преступник, которого разыскивает милиция.

Оперативными сотрудниками по делу об убийстве и ограблении ин­кассатора и водителя автомобиля, в котором перевозились полученные в торговых предприятиях и перевозимые в банк деньги, проводилась проверка работников автопредприятия, не вышедших на работу в день преступления. Было установлено, что водитель Б. на следующий день находился в необычном состоянии: бледный, взволнованный, он не на­ходил себе места. Проверка показала, что Б. имел судимость за кражу, по характеру скрытен, жаден к деньгам, использует любые источники наживы (торговал на местном рынке, убивал собак и из их шкур шил на продажу шапки и куртки). Впоследствии удалось доказать, что Б. — участник нападения.

Среди лиц, возможно причастных к преступлению, внимание сле­дователя привлек Л., который проявлял в связи с расследованием за­метное беспокойство, расспрашивал свидетелей, о чем они с ними беседовали, кого подозревают, интересовался, зачем следователь и оперативные сотрудники милиции осматривают у подозреваемых одежду и обувь. Именно Л. и оказался разыскиваемым преступником.

 

Какие действия получили название «улики поведения»? Какие вы може­те назвать виды «улик поведения» с учетом особенностей их проявле­ния? Какое значение имеет своевременное выявление «улик поведения» в тактике допроса?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...