4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.
Тайник При обыске у обвиняемого в хищениях было раскрыто несколько тайников, в которых хранились золотые изделия, бриллианты и деньги. Часть найденного находилась в банках с вареньем и топленым маслом. Когда обыск подходил к концу, жена обвиняемого, симулируя истерический припадок, стала швырять эти банки на пол в один угол комнаты. Оценив эти действия как попытку замаскировать нечто, вызвавшее ее опасения, работники милиции вскрыли в этом месте паркет и обнаружили три килограмма золотых монет.
Назовите профессионально важные психические качества следователя. Поясните, что такое наблюдение и наблюдательность; каковы общие правила организации наблюдения; какими особыми чертами наблюдательности должен обладать следователь; каков основной путь развития следственной наблюдательности. Сформулируйте правила наблюдения за реакцией обыскиваемого и членов его семьи на поведение обыскивающих. Назовите приемы, с помощью которых обыскиваемые могут пытаться отвлечь внимание обыскивающих от данного места обыска, определенных предметов. Назовите некоторые способы дополнительной маскировки места или объекта, где находится скрываемое, к которым может прибегать обыскиваемый во время производства обыска. Литература по теме 1. Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб., 2007. 2. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 2006. 3. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник – М., 2006. дополнительная литература 4. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996. 5. Васильев В. Л., Мамайчук И. И., Смирнов В. П. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии. — СПб., 1997.
6. Волков В. Н., Янаев С. И. Юридическая психология. Учебное пособие, — М., 2003. 7. Мамайчук И. И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних. — СПб., 1995. 8. Папкин А. И. Юридическая психология: Учебно-методическое пособие. — Домодедово, 2002. 9. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов. — М., 2001. 10. Прозоров А. В. Психология преступника и расследования преступлений: лекции по юридической психологии. — Калининград, 2003. 11. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. — М. 1967. 12. Ратинов В. В. Юридическая психология. — М., 1998. 13. Ситковский О. Д. Психология уголовной ответственности. — М., 1998. 14. Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности: установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. — М., 1996. 15. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. — М., 2006. 16. Экман П. Психология лжи. – СПб: Питер, 1999. 17. Юридическая психология: Сб. науч. трудов /Под ред. проф. А. Р. Ратинова, Г. Х. Ефремовой. — М., 1998. 18. Юридическая психология: хрестоматия /Сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. — М., 2000. Тема 8. Психология допроса и иных следственных действий. Вид занятия: семинар. Время: 2-часа. Цели занятия: - сформировать у студентов теоретические подходы к пониманию организации и проведения психологии допроса.
План семинарского занятия 1. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. 2. Допрос как разновидность общения, его психологическая структура. Основные стадии допроса. Содержание и источники изучения следователем психологии обвиняемого.
3. Допрос в бесконфликтной ситуации. Особенности в установлении психологического контакта с участником допроса. Пространственная организация коммуникативных процессов во время бесконфликтного допроса. Требование к постановке вопросов и процессу уяснения информации. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. 4. Допрос в конфликтной ситуации. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Самостоятельная работа Темы рефератов и докладов (на выбор) 1. Основные способы противодействия во время допроса. 2. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого. 3. Критерии допустимости и приемы психического воздействия на допрашиваемого. 4. Оговорки и показания допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. 5. Психология лжи. Структура ложного показания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельствования). 6. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетельствования. 7. Психологические особенности допроса несовершеннолетних. Вопросы и задания для размышления и групповой дискуссии 1. В научных публикациях дискутируется вопрос о том, что активное применение следователем приемов психического воздействия может быть проявлением его предвзятого отношения к подозреваемому (обвиняемому), который до приговора суда не должен считаться виновным. Каково Ваше отношение к сути данной дискуссии в контексте правомерности применения следователем различных средств психического воздействия, например, на лиц, противодействующих расследованию? 2. Общеизвестны следующие криминалистические рекомендации: во-первых, «при поиске преступников признаки его личности должны быть «прошкалированы» следователем (оперработником) по их информативной значимости», а, во-вторых, «наиболее редко встречающиеся признаки имеют наибольшую информативность». Как Вы считаете, какую роль здесь, наряду с традиционными информационно-статистическими показателями (рост, признаки внешности и т. п. ), могут играть собственно психологические (например, характерологические, индивидуально-стилевые) параметры личности преступника?
Вид занятия: практическое. Время: 4-часа. Цели занятия: - сформировать у слушателей начальные навыки в реализации следственного действия – допроса; -развитие у обучающихся таких профессионально-деловых качеств, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-выпускника учебного заведения; - при подготовке к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию; прослушивание консультации (по мере необходимости, индивидуально). Улики поведения В развалинах дома были обнаружены части расчлененного трупа. Внимание следователя и оперативных работников привлек К. Он наблюдал за поисками, живо интересовался ходом следствия, пытался выяснить, что известно работникам милиции о преступнике. Проверкой установлено, что К. — преступник, которого разыскивает милиция. Оперативными сотрудниками по делу об убийстве и ограблении инкассатора и водителя автомобиля, в котором перевозились полученные в торговых предприятиях и перевозимые в банк деньги, проводилась проверка работников автопредприятия, не вышедших на работу в день преступления. Было установлено, что водитель Б. на следующий день находился в необычном состоянии: бледный, взволнованный, он не находил себе места. Проверка показала, что Б. имел судимость за кражу, по характеру скрытен, жаден к деньгам, использует любые источники наживы (торговал на местном рынке, убивал собак и из их шкур шил на продажу шапки и куртки). Впоследствии удалось доказать, что Б. — участник нападения. Среди лиц, возможно причастных к преступлению, внимание следователя привлек Л., который проявлял в связи с расследованием заметное беспокойство, расспрашивал свидетелей, о чем они с ними беседовали, кого подозревают, интересовался, зачем следователь и оперативные сотрудники милиции осматривают у подозреваемых одежду и обувь. Именно Л. и оказался разыскиваемым преступником.
Какие действия получили название «улики поведения»? Какие вы можете назвать виды «улик поведения» с учетом особенностей их проявления? Какое значение имеет своевременное выявление «улик поведения» в тактике допроса?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|