Проблема бытия в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Философия, круг её проблем. Структура философии. Ф-любовь у мудрости. Ф-это научный тип мировоззрения, особая форма общест-го познания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Ф - общая теория мира и человека в нем. Ф, как истор-ий тип мир-я, возник в 7-6 веке до н.э. в Др.Греции и Др.Востоке. Вводит термин Пифагор. Ф явл. теоретическим ядром мир-я. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос Ф. Ф-ии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Проблемы философии: 1) пр окр. мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» 2) пр познания чел-ка и смысла его существования. 3) пр отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. 4) пр связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь Ф стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества, проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Классификация по проблемам является основной: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); антропология ( учение о человеке); аксиология (учение о ценностях). Также социальная философия; этика (учение о морали и нравственности); эстетика (учение о красоте); логику; философию техники и т.д. Ф – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме Место философии в культуре. Специфика и функции философии.
Культура - совокупность результатов чел-ой деят-ти. Понятие «культура» фиксирует различие между деятельностью человека и функционированием животных, выделяет сферу в небиологических программ чел-ой деят-ти. К области культуры относятся: религия, искусство, мифология, мораль, политика, право и т.д. Роль ф-ии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается Ф. В отличие от науки, Ф ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии нах-ся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь фил-ие теории отвечают критерию рациональности. Взгляд ф-ии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения. Особенности ф-ии: - Ф входит в состав именно научного знания, являясь, как это видно из определения ее предмета, одной из существующих в настоящее время наук (их общее число превышает две тысячи и продолжает расти). - Ф занимается изучением таких законов, которые в отличие от законов, изучаемых любыми другими науками, действуют везде и всюду, как в природе, космосе, так и в общественной жизни и даже в самом мышлении человека. Иными словами, законы философии являются наиболее широкими, точнее – предельно широкими по сфере своего действия. Функции ф-ии: 1. Мировоззренческая функция. В ней проявляется способность ф-ии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений.
2. Методологическая функция заключается в том, что Ф выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. 3. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества 4. Критическая функция. Её принцип «подвергай все сомнению» 5. Аксиологическая функция. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить их старых ценностей. 6. Соц-ая функция. Через целостное единство функций проявляется специфика и сущность фил-го знания.
Проблема бытия в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.
Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия. МОНИ́ЗМ (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. ПЛЮРАЛИ́ЗМ (от лат. pluralius — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|