Проблема личности в философии. Свобода и ответственность. Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс» (гл. по выбору).
Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность. «индивид» употребляется прежде всего для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В соц.ф-ии словом "индивид" издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы. Понятие «индивидуальности» акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных соц-ых качеств, сообщающих чел-ку подлинную неповторимость. Высшим этапом в развитии человека является превращение человека в личность. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Понятие «личность» означает, что чел-к может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Вместе с тем, автономность личности и ее жизненная позиция предполагают точное осознание границ поступков. Для характеристики данных сторон степени развития личности принято использовать понятия «свобода» и «ответственность». Свобода – в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, наличие у человека чувства долга и совести, умение осуществлять самоконтроль и самоуправление. Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс» Глава I Стадность (фрагмент) Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество - это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса - это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса - это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.
Исследую вопрос возникновения феномена масс, мыслитель подробно анализирует европейскую историю. Так он постепенно приходит к выводу, что массовое общество и поведение - закономерный результат развития западной цивилизации. Собственно примеров массового поведения даже в древней истории немало. Даже город с самого начала сам по себе был местом сборища масс. Начинался он с пустого места - с площади, рынка, агоры в Греции, форума в Риме; все остальное - было лишь придатком, необходимым для ограждения этой пустоты. В основе восстания масс, подчеркивает Ортега-и-Гассет, лежит замкнутость души массового человека. Дело в том, что человек массы считает себя совершенным, он никогда не сомневается в своем совершенстве, его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию - сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким упражнениям. Т.о, в понимании Хосе Ортега-и-Гассета элита не является правящим меньшинством или аристократией крови, это аристократия духа, ее представителей можно найти в любом социальном слое общества. Элита - это наиболее одаренная в эстетическом и этическом смыслах часть общества, способная к руководству этим обществом.
Основные философские теории об обществе. В широком смысле общество – это система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. В ф-ии общество рассматривается с материалистической и идеалистической стороны. Сторонники материалистической концепции считают, что решающими факторами в развитии общества являются материальные факторы: природа, экономика, техника и т.д. Так, представители географического детерминизма полагают, что климат, ландшафт, ресурсы земли и т.д. являются определяющими в развитии общества. Сторонники биологического детерминизма Т.Гоббс, Г.Спенсер, и др., обществ-ую деят-ть отождествляли с биолог-ми процессами. Сторонники космического детерминизма: Э.К.Циолковский В.И.Вернадский A.T.Чижевский считают, что космические процессы формируют земную жизнь. С идеалистической стороны философы, в качестве главных факторов в развитии общества, рассматривают религию, политику, науку, нравственность и т.д. Фейербах считал, что определяющим в жизни общества, являются нравственные отношения (любовь, дружба, товарищество и т.д.). Философ, так же, различал эпохи человеческой истории, по сменяющим друг друга религиям. Начиная с Нового времени большинство ученых придерживалось концепции, что наука с её открытиями может облегчить жизнь человеку и может стать гарантом успешного развития общества. К середине XIX в. оформляется такое течение как сциентизм, в которой абсолютизируется роль научного знания в социальном развитии. Яркий представитель этого направления является франц. философ и социолог Огюст Конт (1798-1857).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|