Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество и его структура. Гражданское общество и государство.




Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.

В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают общество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках.

Поскольку главным компонентом любой обществ-ой системы явл. люди, то основным элем-ом ее структуры, если можно так выразиться, ее центр-ым звеном явл. отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д.

Гражданское общество — это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения.

Государство — это соц-ый институт, предназначенный для организации и управления обществом в интересах определенных классов и соц-ых групп с помощью особого слоя людей — гос-го аппарата.

 

Проблема развития общества: формационный и цивилизационный подходы.

Процесс развития общества принято называть историей. Под историей понимается процесс изменения общественной жизни. Исторический процесс рассматривается в двух аспектах: с точки зрения выявления этапов этого процесса и с точки зрения смысла исторического процесса. Эти проблемы рассматриваются в философии истории.
ФОРМАЦИОННЫЙ подход (Гегель, Маркс) строится на положении о том, что всемирная история носит единый поступательный характер. К.Маркс создал теорию общественно-экономических формаций. ОЭФ – это общества на определенной ступени своего развития, включает: способ производства (совокупность производственных отношений), экономический базис общества; юридическая, политическая, религиозная сферы = надстройка; семья; культура; язык.

По Марксу существует 5 ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Теория ОЭФ упорядочила исторический процесс, попыталась дать научный анализ истории.

Н.Я. Данилевский – цивилизация: культура, ступень развития общества (дикость, варварство, цивилизация), материальная культура общества.

Сточки зрения ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ концепции история раздроблена как в пространстве, так и во времени и представляет собой существование множества изолированных друг от друга цивилизаций. А. Тойнби выделяет множество различных цивилизаций (30), но существуют только 5: православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, западная христианская. Каждая цивилизация проходит определенный цикл развития: от зарождения к расцвету, от расцвета к упадку.
14.Источники и субъекты исторического процесса.

Общество находится в состоянии непрерывного движения, изменения, развития. Можно сказать, что исторический процесс по своей сущности - это процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности. Источник этого процесса находится не вне, а внутри самого общества. Субъектами созидания и развития общества выступают также массы и лица. Истинным творцом истории есть народ, народные массы. Они порождают исторические лица, которые имеют решающее влияние на ход истории.

Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность.

 

Культура и цивилизация.

Культура -одна из наиболее общих форм чел деятельности. Она выражает меру осознания и овладения чел сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную характеристику человека. Цивилизация - социокультурная общность и ее основными критериями явл уровень развития техники, соц-политич институтов и духовн культуры в их системном образовании.

Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.

Культура

1. Первична, имеет природное происхождение: человек. 2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность.3.Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи). 4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом). 5.Выражает отношение к типу общества и миру в целом. 6.Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения. В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.

В ней все материальное служит духовному. 7.Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности. 8.Культурным человека делает«внутренняя культура»личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности.

Культура– это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу.

Культура – это духовные ценности: Образование Наука Философия Искусство

Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования

Цивилизация

1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество. 2.Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность.3.Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище). 4.Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества). 5.Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям. 6.Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину. В цивилизации важен стереотип. Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся

В ней все духовное служит материальному.

7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму 8.Цивилизованный человек обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества.

Феномен современности – «цивилизованное бескультурье»

Цивилизация – это тело обществ, она обеспечивает комфорт для тела.

Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, плеер, видеокамера и т.д. - это степень технологического и социально-политического развития общества.

Для получения доставляемых цивилизацией благ не всегда обязательно понимать их смысл, пользоваться ими можно механически, не понимая принципов их устройства (бытовая техника, электроосвещение)

Вывод. Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...