Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неклассическая философия XIX века. Ф. Ницше «Так говорил Затаруста» (Часть I).




Неклассическая философия 19 века — этап развития философской мысли, непосредственно предшествующий современной философии.

Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм — представление о том, что решающий фактор в познании; поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное).

Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и т. п. Представители иррационализма — А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.

Другое влиятельное философское направление данного периода — позитивизм: источником подлинного (положительного), «позитивного» знания служат отдельные конкретные науки.

Основатель позитивизма — Огюст Конт. 'Позитивизм выразил стремление усилить эмпирико-научный аспект философии вплоть до растворения ее в «позитивных» науках. К иррационализму по идейному содержанию близка философия жизни - философское направление конца 19-начала 20 века. Основное понятие и предмет философии это направление видело в понятии «жизнь».

Жизнь - это органическая целостность и творческая динамика бытия. Представителями данного философского направления являются Ф. Ницше, А* Бергсон. В. Дильтей, Г. Зиммель, 0. Шпенглер. Жизнь находится в процессе непрерывного становления. Ее нельзя познать рациональными, односторонними методами науки.

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ, представитель философии жизни.

"Так говорил Заратустра" —самое влиятельное и специфическое произведение Ницше — почти не поддается сколько-нибудь адекватным пересказу и изложению.

Завязка и стиль книги таковы. Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, он покинул родину и ушел в горы, десять лет наслаждаясь одиночеством. Но вот он пресытился своей мудростью, сердце его обратилось к солнцу за напутствием и благословением сойти вниз, к людям. Он спустился с гор и встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога. Старец сразу заметил: чист взор Заратустры, на лице его нет отвращения. Не оттого ли идет он так, словно танцует? Старец, узнав о намерении Заратустры идти к людям, уговаривает его остаться в лесу. Но Заратустра отвечает: "Я люблю людей". И расставаясь со святым старцем, думает: "Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!". Общение Заратустры с людьми — это серия искусно нарисованных Ницше житейских картинок и рассказанных Заратустрой притч морального, психологического, философского содержания. Он рассказал о "трех превращениях духа": сначала дух сделался верблюдом, потом верблюд превратился во льва, а лев стал дитятей. Смысл этих символических превращений: сначала дух хочет испытать тяжесть своей ноши, хочет, чтобы его навьючили, подобно верблюду, и спешит в пустыню свою. Потом дух хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Однако дух-лев скоро понимает, что, наслаждаясь свободой, он не может стать духом-созидателем. Символ дитяти означает полное обновление духа, "начальное движение, священное утверждение".

О разных типах людей повествовал Заратустра — о тех, кто устремляется мыслью в потусторонние миры, о презирающих тело, о любящих войну. Он повествовал "о тысяче и одной цели": перевидев много стран и народов, Заратустра убедился, что доброе у одного народа у другого народа считается злым. Люди не понимают друг друга. Они твердят о любви к ближнему, но любят только самих себя.
42.Позитивизм. Исторические этапы и проблемы.

Направление, зародившееся в 30-е–40-е годы XIX в. в Европе, и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от ненаучных черт и опиралась только на достоверное научное знание.

Среди главных особенностей позитивизма выделяют:

- сведение задач науки лишь к описанию явлений, так как сам он тесно связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам;

- элементы субъективного идеализма, включая неприятие рационализма, спиритуализма, идеализма с одновременным обращением к материализму.

4 этапа в развитии позитивизма:

1)классический (О.Конт, Г.Спенсер) Занимались обоснованием основных признаков позитивизма и стали рассматривать ф-ию как строгую науку

Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определенную научную систему

2 )махизм(эмпириокритицизм) (Э.Мах, Р.Авенариус) Стремились очистить естествознание от метафизики, т.е. считали, что Ф должна отказаться от тени этики, ч-ка, душевного состояния. На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физ-го и псих-го и т. д.

3)неопозитивизм- занимались анализом языка науки, т.е. усовершенствовали категориальный, предложили принцип-верификации. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.

4 )поспозитивизм (К.Поппер,Т.Кун) Занимались разработкой концепции развития науки. К.Поппер предложил концепцию роста научного знания, а Т.Кун-теорию парадигм в развитии науки.Осн. принцип -фальсификации – установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными. Общим для них является высокая оценка науки (естествознания), как главного источника истинного знания. В области гносеологии они являются сенсуалистами, эмпириками. Позитивизм стремится утвердить единство метода, а точнее, распространить на области душевной и общественной жизни методологические каноны, применяемые в естествознании. Позитивисты убеждены в наличии всеобщих объективных законов развития не только природы, но и общества, и сознания.

Позитивизм стремился поставить философию на твердую научную основу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...