Общественно – политические идеалы и их историческая судьба. К. Поппер «Открытое общество и его враги».
По мнению К. Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства (а наука - наилучшим видом знания). Демократия проявила себя (как и наука) намного лучше, чем ее конкуренты; она старалась, чтобы смена лидеров и вождей происходила в результате рационального обсуждения, без насилия. И наука, и демократия старались учиться у своих оппонентов, а не закрывать им рот. Открытое общество К. Поппер рассматривал как наилучшую форму общественной жизни. Не как утопию, лучшую, безусловно, чем ее конкуренты, а как необходимую сверхзадачу, над которой необходимо неустанно работать, если не хотим, чтобы общество эволюционировало в противоположном направлении - к (худшей) альтернативной модели. При этом нам следует иметь в виду, что успех в решении этой задачи неминуемо относителен, ведь сама эта задача - фактически битва за сохранение нашей свободы. Битва за сохранение свободы всегда была и есть борьба в защиту прав личности (свободно) думать и говорить то, что она думает. Это борьба, которая всегда велась и ведется против нашего закабаления той или иной идеологией. Кроме того, это битва, которая всегда велась при помощи такого оружия как истина и рациональная аргументация и при поддержке такой простой идеи, согласно которой противоречие (в высказываниях) указывает на объективно ложное, независимое от чьей-либо убежденности в истинности (высказанного). Философия Древнего Востока. Древневосточная философия включает в себя философские системы Индии и Китая (5-15 вв до н.э.) Черты: 1)философские системы носили религиозный иди мистический характер(космоцентризм), 2)философия связана с социальными, политическими реалиями, 3)практическая направленность, 4)проблемой философии является человек.
Философские школы Древней Индии(Внимание к вопросам духовного самосовершенствования, самоуглубления). Ортодоксальные (признающие авторитет Вед) 1) веданта 2) миманса 3) ньяя 4) вайшешика 5) йога 6) санкхья. Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) 1) джайнизм 2) буддизм 3) чарвака. Джайнизм -признавали существование 24 джинов, которые могут преодолеть круговорот перевоплощений (сансара).все они признавали одушевленность в природе. Отсюда выстроилось строгое правило – ахимсо – не причинение вреда живому. Буддизм – одна из МИРОВЫХ религий. Основатель-Будда. 4истины буддизма(ядро философии): 1)жизнь – это страдание 2) страдание имеют свои причины: желание, потребности 3) от страданий можно избавиться 4) путь избавления от страданий (восьмеричный путь) Чарвака – единственная материалистическая школа Др.Индии, другие школы религиозные. 1) отрицали Богов, душу, сансару, карму. 2) След-но, единственная жизнь нужно провести с наслаждением. Философские школы Древнего Китая(Внимание к социально политической активности человека. 1) натурфилософия,2) моизм,3) школа имен, 4) даосизм, принцип-недеяние, Основатель Лао-Цзы 5) конфуцианство Основатель-Конфуций. Сочинение «Лунь Юй». Выступали за мягкое управление обществом. Выработали «золотое правило этики»: “Не делай другим того, чего не желаешь себе”. Разработано о «благородном муже» - образ идеального человека. 6) школа закона или легизм. Представители – ШанЯнь, Хань Фей. Признавали жесткую централизованную власть, следование закону, строгое ограничение, иерархичность. Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась, по сути, своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек.
Философия Средневековья. Философия Средневековья - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века. Этот период можно охарактеризовать, как становление и догматизация христианского мировоззрения. В Европе происходит утверждение феодализма, церковь становится крупным землевладельцем и доминирующей политической силой. Основные принципы: теоцентричность (Бог в центре познания) и креационизм (сотворение мира Богом из ничего), провиденциализм (все развивается по заданному Богом плану), эсхатологией (учение о конце мира). Этапы ср.ф.: 1) апологенетика – связан с возникновением христианского мировоззрения. Представитель – Тертуллиан. 2)патристика – совокупность теологических доктрин отцов церкви. Были заложены все основные догмы христианства. Августин Блаженный «Исповедь» «О граде Божьем» Основное место в его фил-ии занимает его размышление о Боге. Бог – это высшая сила в мироздании и источник порядка и блага, всего существующего. 3) схоластика- с8 века, период распространения средневековой христианской мысли, теологию стали изучать на всех этапах образования. Фома Аквинский-доминиканский монах, основоположник таомизма. Выдвинул 5 собственных доказательств о существовании Бога и тезис о гармонии между верой и разумом.
Т.о., ср.ф-я стала связующим звеном между античностью и новым временем. Благодаря ср.фил-ии проблема добра и зла, духовных основ общества влились в философский дискус.
36.Философия Возрождения. (16 век) Основные черты: 1)возвращение к античному наследию, 2)антропоцентризм (чел. в центре мира; чел. в центре познания). Признание творческих способностей чел, разума, стремления к земному счастью, привлечение человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. 3) пантеизм (растворение Бога в природе; Бог везде, Бог во всем) 4) большое внимание уделяли социально-политическим проблемам. Основные направления: 1)Гуманизм– идейное течение ЭВ, связанное с распространением античной культуры и воспеванием человека, его свободы и независимости. Данте Алигьери, ДжованиМирандола, Лоренцо Валла. Франческо Петрарка:– чел должен жить не для Бога, а для себя; -чел-ая жизнь уникальна. 2)Натурфилософия- занимались проблемой изучения природы. В это время появляется гелоцентрическая теория, происходит математизация науки. Николай Кузанский, Иоган Кеплер, Николай Коперник, Галилео Галилей. Джордано Бруно – вселенная бесконечна, а земля не является ее центром; солнце является центром только по отношению к Земле. 3)Социально-политические теории – Поворот ЭВ к человеку был заметен и в области соц-ых теорий. В это время была сформулирована идея централизованного государства (Никола Макиавелли «Государь»). По нему, человек обладает изначально злой природой. Мотивом поступков является эгоизм и личная выгода. Для обуздания низменной природы человека необходимо государство, как жёсткая централизованная власть одного человека(должен быть просвещенным, править на благо обществу). Утопические произведения Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелло «Город солнца». По их мнению, в идеальном обществе не должно быть частной собственности, товарно-денежных отношений, вся жизнь общества регламентирована. Правитель – самый умный, справедливый, мудрый. Т.о, ЭВ знаменуется переходом от проблем Бога к проблемам изучения человека. Антропоцентризм определяет всю ЭВ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|