Русская философия. Общая характеристика. Проблема периодизации (П. Л. Лавров «Три беседы о современном значении философии»).
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерные черты: 1) Связь с религиозным мировоззрением. Нацелено на истолкование мира в духе христиантсва. 2)Историсофичность, внимание к проблемам развития истории. Ф постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории и т.п. 3)Антропоцентричность, проблема ч-ка. Русская Ф не теоценетрична, не космоцентрична – она более занята темой о ч-ке, о его судьбе и путях. 4)Панморализм, моральная установка всюду доминирует. 5)Тесная связь теоретических разработок с практической деятельностью, направленность ф-ии на решение практических вопросов. Отсюда ее склонность к фил-ой публицистике. 6)Ирациональность. Ф представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего. Возможности разума ограничены. На первом плане немыслимые аспекты духовной жизни: воля, чувство, интуиция, бессознательное. 7)Слабый интерес к проблемам гносеологии.Не считали проблему познания главной. Русская Ф принципиально онтологична. 8)Фил-ое бытие в контексте худ-ой лит-ры. 9)»Органицизм» Идея единого, целостного организма пронизывает большую часть русских фил-их доктрин. 10)Антибуржуазность. Была свойственна почти всем направлениям русской мысли.
11)Идея о несовместимости внутренней свободы с подчинением внешней необходимости. Следствием этой концепции явилась тенденция к правовому нигилищму. Подчеркивая главенство свободы, рассматривали как негативное внешнее ограничение чел-ой свободы, подчинение ч-ка господству внешних обстоятельств. Панморализм, противопоставление внутренней свободны внешней необходимости, недооценка массовым сознанием роли права, закона в годы революции и послереволюционный период породили правовой беспредел. Основы предмета рус. ф-ии: 1. Период предфилософии (XI – XVII вв.) харак-ся глубокими и тесными связями элементов фил-го творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. Среди просветителей: Кирилл и Мефодий, Илларион Киевский, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др. 2. Ф русского Просвещения XVII ‑ XVIII вв. В этот период происходит становление светской ф-ии: зарождение секуляризма и западнорусское влияние. Среди просветителей: Ф. Скорина (1490 – 1551), А.М. Курбский (1528 – 1588), М. Смотрицкий (1577 – 1633), Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В.Н. Татищев (1686 – 1750) – идеологи «Ученой дружины» Петра I. 3. Первая половина 19 в. Именно в этот период были заложены основы русского типа философствования, сформулированы основные проблемы в ф-ии России и намечены пути их решения. Главным лейтмотивом данного периода является спор западников и славянофилов. К западникам относились П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский,Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др. 4. Вторая половина 19 в. – 10-е гг. 20 в. – расцвет русской ф-ии. В этот период окончательно оформляется оригинальная национальная Ф, ядром которой является русская религиозная философия выдающихся представителей В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, Л. Шестова, Н. Федорова и др. 5. 20-е гг. – 80-е гг. 20 в. – период советской ф-ии, основой которой является марксистско-ленинская Ф, признанная в СССР единственно верной фил-ой системой. Среди философов этого периода особо выделяются А. Лосев, М. Бахтин, М. Мамардашвили, А. Зиновьев.
Славянофильство и западничество: основные идеи и представители. Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России. Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры. Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада. Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности. Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным. От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов. Западничество: Чаадаев, Герцен,Грановский, Чернышевский, Боткин. Славянофильство: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|