Вопрос 4. Классификации международных договоров
Вопрос 4. Классификации международных договоров Международные договоры могут быть классифицированы по разным критериям. Первый – по числу участников: А) двусторонние договоры (например, Договор между РФ и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г. ); Б) многосторонние, которые, в свою, очередь можно разделить на: - универсальные (Устав ООН 1945 г. ), - региональные (Европейская конвенция о гражданстве 1997 г., участницами которой стали все европейские же страны – участники Совета Европы), - локальные или субрегиональные (например, соглашения об образовании Еврорегионов). Второй – исходя из категорий участников: А) межгосударственные (заключаются на уровне глав государств); Б) межправительственные (заключаются главами правительств); В) межведомственные (подписываются соответствующими министрами); Г) между международными организациями. Третий – по предмету (объекту) регулирования: А) политические – это договоры о союзе, взаимопомощи, нейтралитете, разоружении, по территориальным и пограничным вопросам (например, Договор об Антарктиде 1959 г. ); Б) экономические – это торговые договоры, договоры о поставке товаров и оборудования, займах, кредитах (к примеру, Венская конвенция ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г. ); В) военные (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. ); Г) по юридическим вопросам (Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. ); Д) научно-технические (Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ 1998 г. );
Е) культурные (Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 г. ); Ж) транспортные (Конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 г. ); З) в сфере связи (например, в июле 2020 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об организации системы прямой шифрованной связи между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами). Четвёртый – по форме закрепления договорённости: А) письменные (подавляющее большинство международных договоров); Б) устные (джентльменские соглашения). На практике применяется редко. Примером может послужить джентльменский договор, созданный для конкретизации правил процедуры III Конференции ООН по морскому праву Генеральной Ассамблеей ООН 16. 11. 1973 года. Пятый - по сроку действия: А) бессрочные («вечные») – это мирные договоры, договоры о территориальных разграничениях, конвенции о кодификации в области международного права (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. ) и т. д.; Б) срочные, когда в договоре определён срок его действия, по истечении которого оно автоматически прекращается (Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г., ставший первый договор о создании европейских сообществ, которые легли в основу Европейского Союза); В) неопределённо-срочные, т. е. в договоре установлен срок его действия, по истечении которого, если ни одна из сторон не направляет уведомление о намерении прекратить его действие, он автоматически пролонгируется. Например, Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы 2008 г. был заключён на 10 лет, а затем автоматически продлевается ещё на десятилетие.
Тема 10. Право внешних сношений (дипломатическое и консульское право)
Вопрос 1. Понятие дипломатического и консульского права Дипломатическое право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции официальных, выступающих от имени всего государства, органов внешних сношений. Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (вместе с принятыми одновременно с ней Факультативным протоколом о приобретении гражданства и Факультативным протоколом об обязательном разрешении споров). В 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях (вместе с Факультативным протоколом об обязательном разрешении споров), в 1973 г. – Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, а в 1975 г. (на дипломатической конференции в Вене) – Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961, 1973 и 1975 гг. Органы внешних сношений делятся на: - внутригосударственные: высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государства; глава государства (единоличный или коллегиальный), который осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее текущее руководство внешней политикой государства; ведомство иностранных дел, которое является органом правительства по осуществлению внешней политики; - зарубежные органы, которые в свою очередь подразделяются на постоянные (дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях и консульские учреждения) и временные (специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах). Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий. Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства.
К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступление от имени аккредитующего государства); защита интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция; функция информирования своего правительства о стране пребывания. Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Весьма важное значение имеют положения внутригосударственного законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских учреждений. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться также при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений. В настоящее время консульская практика знает два вида штатных консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|