Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Охарактеризуйте особенности современной семьи; основные условия успеха в воспитании детей в семье.




16. Охарактеризуйте особенности современной семьи; основные условия успеха в воспитании детей в семье.

Современная семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми

Специфика современной семьи:

1. Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей.

3. Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т. д. ). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской.

Функции семьи:

• Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.

• Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.

• Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.

• Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

1. Состав семьи 2. Системы разных уровней (вся семья в целом подсистема родителей, детская подсистем, индивидуальные подсистемы); 3. Основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи); 4. Характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры).

 

Нормальная семейная атмосфера: семейные традиции, режим дня, чтение, трудовое воспитание, единство требований, авторитет родителей, старших братьев и сестёр.

17. Охарактеризуйте особенности индивидуальной работы классного руководителя с учащимися.

В индивидуальной работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:

контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель - ученик - класс»;

принятия - уважение самооценки личности ученика;

деятельности - вовлеченность учащихся во все виды деятельное для выявления его способностей и качеств характера;

последовательности - усложнения и повышение требований к учащимся по мере их развития;

стимулирования - создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:

I этап - диагностические исследования личности ребенка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.

 

II этап - вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия учащихся).     Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет знание информации о темпераменте учащихся.

III этап - проектирование развития ценностных ориентации, ' личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ 'воспитания и самовоспитания учащихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также и самому себе.

IV этап - дальнейшее изучение возможностей продвижение учащихся на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.

V этап - корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...