1. Понятие бизнес услуг и их предоставление в гостиницах
1. Понятие бизнес услуг и их предоставление в гостиницах 1. 1. Значимость делового туризма Туризм занимает одно из ведущих мест в мировом экспорте товаров и услуг; по количеству рабочих мест туризм также занимает ведущее место среди всех остальных секторов экономики. Согласно оценкам специалистов ВТО, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долл. прибыли. По сведениям нескольких международных организаций, исследующих статистику туризма, в 2006 г. 820 млн человек на Земле совершили зарубежные поездки. Совокупный доход туристического рынка за 2005 г. составил более 750 млрд долл. США. Работа в инфраструктуре туризма сегодня одна из самых распространенных в мировой экономике. По разным оценкам, в этой сфере услуг заняты от 220 до 250 млн человек, т. е. каждый десятый человек, и на его долю приходится 7, 0% общего, объема инвестиций, 11. 0% мировых потребительских расходов, 1/3 мировой торговли услугами. В настоящее время в России получили развитие следующие виды выездного бизнес-туризма: 1) выставочно-ярмарочный бизнес-туризм —участие предприятий в выставках и ярмарках в целях презентации и продажи своей продукции, анализа конкурентной позиции и установления новых деловых контактов; 2) ознакомительный бизнес-туризм, включающий посещение предприятий в принимающей стране и установление новых деловых контактов; 3) стажировки — работа на профильных предприятиях в целях передачи опыта более эффективной организации управления и использования более современной технологии; 4) повышение квалификации — путем привлечения зарубежных или отечественных преподавателей высшего класса, проведения семинаров по обмену опытом или краткосрочного обучения в учебных заведениях;
5) языковые курсы — обучение иностранным языкам в семьях или школах (курсах) иностранных языков; 6) конгрессный туризм — участие в масштабных мероприятиях, таких, как международные конгрессы, съезды, симпозиумы, форумы и тп. В численном выражении количество бизнес-туристов, въехавших в Россию в 2005 т. почти в два раза превышает количество выехавших (3, 2 млн человек против 1, 7 млн). Особый интерес для России представляет опыт стран, являющихся лидерами в области международного туризма. Индустрия гостеприимства в этих и некоторых других странах — одна из ведущих отраслей экономики. Только в США она ежегодно поставляет услуг стоимостью более 400 млрд долл. и обеспечивает более 10 млн рабочих мест. По данным Ассоциации работников корпоративно- гостуризма (АСТЕ) США, только американские профессиональные организации, действующие на федеральном, региональном и местном уровнях, ежегодно тратят около 55 млрд долл. На проведение более чем 200 тыс. конференций и других собраний, в которых принимает участие более 2 млрд человек[1]. Россия также попадает в эту незначительную группу стран, где на долю расходов граждан страны приходится более 10% в структуре импорта. Больше, чем в России (14, 1%), этот показатель только у пяти стран — Танзании (15. 2%), Саудовской Аравии (14, 9%), Мозамбика (16, 6%), Кувейта (21, 5%) и Албании (17, 6%) 41. В России сложилась неблагоприятная ситуация с расходованием российских граждан существенной части своих сбережений на цели международного туризма в ущерб вложениям в развитие отечественной экономики. Как подчеркивается, в частности, в «Новой экономической энциклопедии», в результате расходов, осуществляемых международными туристами в стране пребывания, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект), повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), а также увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристским бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект).
В последние годы все популярнее становятся инсентив-туры — поощрительные поездки для сотрудников компании (а также их клиентов, агентов, дилеров и прочих). Этот вид туризма приобретает сегодня все большую популярность, становится неотъемлемой частью. корпоративной культуры российских компаний. Инсентив-программы позволяют установить более тесные контакты между сотрудниками компании благодаря семинарам и тренингам, которые проводятся в непринужденной обстановке. Несмотря на то что сегодня на долю инсентив-туризма приходится не более 5% 0бщего объема деловых путешествий, в ближайшей перспективе специалисты прогнозируют достаточно бурные темпы его развития. Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30, на проезд внутри страны — 8, прочие расходы — 22. В настоящее время объем поступления доходов от туризма для 83, 0% стран мира служит одним из пяти основных источников бюджета, а для 38, 09% стран — главным источником пополнения казны государства[2]. В 2002 г. Россия получила доходов от въездного туризма чуть более 4 млрд долл. а для сравнения в 1985 г. поступления от туризма в " СССР составляли 16 млрд. долл., т. е. в четыре раза больше[3]. Анализ результатов международного туризма в структуре импорта услуг свидетельствует о том, что Россия входит в немногочисленную группу стран с высокой (более 50%) долей импорта услуг международных путешествий (включая товары и услуги, потребленные путешествующими по деловым или личным целям в зарубежных странах в период менее года). В России этот показатель составляет 50, 9%, в то время как в среднем по странам мира — 28, 7%. Это свидетельствует о том, что в России не получили развития рынки других видов услуг, в первую очередь страхования и финансовые рынки. В структуре импорта услуг они занимают всего 2, 9%, в то время как в странах с высоким уровнем дохода на их долю приходится 6, 5%, со средним уровнем дохода — 9. 0, а с низким уровнем дохода — 2, 4%.
Таким образом, в целом в мире наблюдается тенденция выравнивания роли въездного ‚и выездного туризма в структуре экспортно-импортных операций. Однако по некоторым странам мира, включая Россию, Германию, Японию и Великобританию, отмечается явный дисбаланс между въездным и выездным туризмом, что негативно сказывается на развитии экономики. При сравнении мирового рынка делового, туризма и российского можно отметить, что в России из всех видов business-travel сегодня наиболее активно развивается выставочный туризм. Его доля на отечественном рынке достигает 40%, в то время как на мировом рынке всего 11%. Наиболее популярный в мире индивидуальный туризм (70%) в России также находится на первом месте, но его доля здесь не превышает 45%. Быстрыми темпами в России развивается и инсентив-туризм, на который сегодня приходится 5%, но его доля увеличивается с каждым годом[4]. Туризм в целом и деловой туризм, в частности определенно могут и должны стать важнейшим фактором ускорения экономического роста России при условии его контролированного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|