Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Основные направления формирования рынка бизнес-туризма как фактора развития туристического рынка




При формировании системы государственного регулирования туризма и его подоотраслей, в частности бизнес-туризма, целесообразно учитывать опыт, накопленный в международной практике Зарубежные исследователи к мерам государственного регулирования спроса и доходов в туризме относят маркетинг и продвижение туристского продукта, информационная поддержка туристов, регулирование ценообразования, регулирование численности въезжающих туристов.

К мерам государственного регулирования предложения и расходов в туризме относят землеустройство и контроль землепользования, регулирование строительной деятельности, проведение маркетинговых исследований и планирование, налогообложение в туризме, регулирование отношений собственности, инвестиционные инициативы В силу ряда факторов политического, экономического, а также национального характера и традиций, в мировой практике существуют различные национальные системы организации, управления и регулирования развитием туристской сферы.

С определенной долей условности можно говорить о сформировавшихся трех основных моделях государственного регулирования развития туризма, на основе деятельности самостоятельного министерства (Кипр, Греция, Египет и др) или наделения функциями управления туризмом одного из многоотраслевых министерств (Франция, Испания, Италия и др), а также на основе принципов рыночной самоорганизации (США и др) В России с 2005 г действует Федеральное агентство по туризму Принятое Положение об агентстве не имеет никаких контрольных показателей, на основании которых можно было бы оценить эффективность работы Агентства, а также проанализировать планы и их выполнение на год и более длительный период.

В связи с этим несмотря на содержательную проработку функций уполномоченного государственного органа по туризму, предусматривающих и развитие бизнес-туризма в России, Агентство в соответствии с этим документом свободно в выборе степени напряженности своей работы, а, следовательно, нет никаких гарантий в том, что деятельность Агентства будет результативной в позитивном развитии российской туристской отрасли.

Одним из существенных препятствий на пути создания эффективной системы государственного регулирования развития туризма является низкая квалификация разработчиков проектов нормативных правовых актов, касающихся развития туризма в Российской Федерации Этот вывод подтвержден проведенным в анализом целей и задач федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» и содержания ведомственных целевых программ «Туристические центры России» и «Развитие туристско-рекреационного комплекса южных районов Российской Федерации», принятых на 2007-2009 гг[17].

В настоящее время отечественной и зарубежной наукой накоплен значительный потенциал в области применения эффективных методов государственного регулирования развития туризма с целью минимизации государственных расходов при получении наивысшего мультипликативного эффекта. Все это следует учитывать при формировании политики стимулирования развития туризма в России на перспективу.

Развития бизнес-туризма в России система государственного регулирования должна способствовать консолидации усилий общества, в том числе на уровне местного населения развитию терпимости и доброжелательности по отношению к приезжающим туристам (гостям), осознанию своей национальной самобытности и развитие чувства гордости за проживание в России, а не в какой другой стране мира (иностранных туристов привлекает именно что-то новое, отличное от их привычной жизни, а не неудачные попытки народа другой страны скопировать их стиль жизни), частного бизнеса строительству (модернизации, реконструкции) объектов туризма, а также управлению ими на уровне международных стандартов, ориентации на укрупнение бизнеса и формирование привлекательных национальных брэндов (российских гостиничных цепей, сетей ресторанов, клубов и т п, имеющих единых имидж и обеспечивающих единый стандарт качества), возрождению традиционных российских производств за счет создания сети их реализации в туристских центрах (льняные и другие высококачественные текстильные изделия их натуральных тканей, продукция ювелирной промышленности, меховые изделия, фарфор и хрусталь, игрушки и тп), а также продажа сопутствующей туристской продукции (купальных принадлежностей, надувных изделий, обуви, одежды) преимущественно российского производства, созданию единых типовых по всей страны магазинов российских сувениров (Жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Гжель, Федотовская роспись, Хохлома и тд), использованию всех возможных источников информации для привлечения туристов в регион, региональных и местных властей созданию необходимой туристской инфраструктуры за счет кредитования инвестиционных проектов с привлечение средств регионального и местного бюджетов (с учетом направлений развития частного бизнеса в туристской отрасли), организации городскими органами власти информационных бюро (по типу CVB), способствующих проведению конгрессов и других масштабных мероприятий именно в данном городе, использованию всех возможностей для формирования привлекательного имиджа данной территории для въезда туристов, федеральных властей разработке и организации сбора статистических показателей, позволяющих оценивать развитие туризма в России как отрасли экономики с учетом ее мультипликативного эффекта, а также отдельных направлений туризма, включая бизнес-туризм, осуществлению мониторинга развития туризма и бизнес-туризма на уровне российских регионов и основных туристских центров, издание ежегодного аналитического сборника, обобщающего опыт и методики регионального развития туризма, его рассылка по всем регионам и крупнейшим библиотекам страны, на основе использования российских каналов международного телевещания (типа РТР Планета) и других средств массовой информации, а также организации официального сайта в интернете о России как стране, приглашающей и, главное, готовой к приему гостей - формирование имиджа[18].

России как самобытной, не повторяющей ничей путь и не догоняющей никакие страны державы, которая именно благодаря своим национальным, культурным и историческим традициям на протяжении многих веков оказывает существенное влияние на развитие мировой цивилизации Прямой и косвенный эффект от развития выездного бизнес-туризма может проявляться в для предприятий, направляющих своих сотрудников в командировку за рубеж повышении квалификации руководителей и специалистов, что позволяет повысить проводительность труда, внедрить новые методы управления производством, перейти на более прогрессивные технологии, определить новые сферы развития бизнеса, а в конечном счете—повысить доходность бизнеса, расширении контактов с зарубежными партнерами, что позволяет подучить доступ к новым источникам финансирования инвестиционных проектов, новым поставщикам сырья, материалов и комплектующих, новым каналам сбыта, для бюджетов всех уровней развитии местных производств, улучшении финансового состояния предприятий, и как следствие - повышении доходности бюджетов всех уровней, для страны в целом развитии новых каналов получения коммерческой информации, преодолении технической отсталости, выходу из инвестиционного кризиса, снижению социальной напряженности, повышению уровня жизни граждан, выезжающих за рубеж, укреплению межгосударственных связей России с другими странами по деловым каналам[19].

Следовательно, при прямом счете выездной туризм играет отрицательную роль для страны, усугубляя отрицательное сальдо баланса услуг в платежном балансе России. Однако при оценке косвенных (мультипликативных) эффектов выездной туризм, несомненно, играет положительную роль, являясь важнейшим и наиболее эффективным источником инноваций, поступающих из-за рубежа.

Учитывая, что для предприятий выездной туризм является затратной частью, необходимо производить оценку эффективности данных затрат в соответствии с основными подходами к известному в международной практике проектному анализу В качестве одного из направлений повышения эффективности выездного бизнес-туризма целесообразно использовать совмещение разных целей служебной поездки Например, если предприятие свободно в выборе сроков командирования за рубеж сотрудников, целесообразно приурочить время поездки ко времени проведения интересной по тематике выставки В рассмотрены также особенности управления развитием горнолыжными комплексами за рубежом, и на примере инвестиционного проекта создания российского горнолыжного комплекса «Красная Поляна» показана целесообразность сочетания горнолыжного туризма с бизнес-туризмом.

В заключение сформулированы следующие выводы и рекомендации[20]:

1. Туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг, а также по количеству рабочих мест среди всех остальных секторов экономики Для 83% стран мира он является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран — это главный источник дохода Однако в России туризм пока не признан в качестве самостоятельной отрасли экономики, относимой к приоритетам в системе государственного регулирования Соответственно не получили развития и его подотрасли Бизнес-туризм — это новое для экономической науки понятие, которое определить как наиболее доходное направление туризма, способствующее развитию бизнеса, дополняющее туризм отдыха и увеличивающее доходную часть бюджетов всех уровней В настоящее время российский и международные рынки бизнес-туризма практически не освоены В России отсутствует надежная статистическая информация, по которой можно было бы проводить научные исследования по проблеме развития индустрии гостеприимства. Предоставлением услуг по обслуживанию мере- приятии занимаются отдельные гостиницы, имеющие необходимую материально техническую базу. Однако мероприятия носят эпизодический характер, стандарты обслуживания не определены Технологии работы с предприятиями-заказчиками не разработаны. На данный момент не существует структур, целенаправленно занимающихся развитием бизнес-туризма и продвижением России, ее отдельных регионов и городов как места корпоративных мероприятий

2. Обобщение зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы о том, что для развития бизнес-туризма необходимо

а) создание современной гостиничной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, в которой основной удельный вес будет приходиться на звездочные гостиницы типа бизнес-отелей,

б) наибольший доход приносят масштабные мероприятия, такие как международные конгрессы и съезды, что требует инициативы, поддержки и непосредственного участия со стороны местных, региональных и, возможно, федеральных властей,

в) сроки проведения деловых мероприятий приходятся, главным образом, на периоды с неустойчивой погодой, низкого сезона, что позволяет рассматривать бизнес-туризм как очень важную составляющую в рентабельности туристской инфраструктуры страны,

г)  по инициативе и при финансовой поддержке государства целесообразно создание бюро конгрессов и путешествий, которые бы реализовывали политику стимулирования развития бизнес-туризма в России посредством сбора и аккумуляции всей необходимой информации обо имеющейся деловой инфраструктуре и индустрии гостеприимства, ее предоставлении потенциальным клиентам.

Зарубежная инфраструктура делового туризма включает три основных звена

а) предприятия-заказчики — «планировщики встреч» (профессиональные ассоциации, корпорации, объединения, министерства, фирмы-организаторы встреч),

б) CVB или подобные организации, занимающиеся продвижением своего региона на рынках делового туризма и являющиеся посредниками между заказчиками и поставщиками услуг, а также—контролерами качества,

в) предприятия-поставщики услуг (гостиницы, транспортные предприятия, авиалинии, рестораны, бары, достопримечательности, сувенирные магазины и пр).

В России также целесообразно опираться на данную инфраструктуру при стимулировании развития бизнес-туризма.

3. Выделены критерии, характеризующие вклад туризма, в тч бизнес-туризма в развитие национальной экономики, к которым отнесены число международных туристов, выехавших из страны, и въехавших в страну, соотношение числа въездных, внутренних и выездных туристов (в частности, согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, целесообразно поддерживать соотношение 141, когда на одного уезжающего путешествовать за границу, должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах и один въезжающий из-за границы), доля международного туризма в структуре экспортно импортных операций, составляющие баланса путешествий как части платежного баланса страны, расходы и доходы страны от международных туристов.

4. Туризм несомненно может стать важнейшим фактором ускорения экономического роста страны при условии его контролированного развития. Однако туризм может оказывать и неблагоприятное воздействие на развитие экономики, участвуя в формировании отрицательного сальдо платежного баланса страны.

К числу негативных последствий следует также отнести повышение экологической и техногенной нагрузки, возможность снижения безопасности жизнедеятельности местного населения в связи с большим притоком туристов и др.

В связи с этим можно сделать еще один вывод о том, что именно неконтролируемый со стороны государства туризм и способен нанести экономический ущерб стране Следовательно, только регулируемая со стороны государства туристская деятельность способна принести позитивные результаты для социально-экономического развития страны Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что создание эффективной системы государственного регулирования развития туризма начинается с анализа различных информационных источников о состоянии туристического рынка, научного понимания того, из каких элементов состоит данная система, а также — формирования целей и задач, реализация которых возлагается, в первую очередь, на конкретные органы государственного управления страной Поэтому, на наш взгляд, одним из существенных препятствий создания эффективной системы государственного регулирования развития туризма является низкая квалификация разработчиков проектов нормативных правовых актов, касающихся развития туризма в Российской Федерации В настоящее время отечественной и зарубежной наукой накоплен значительный потенциал в области применения эффективных методов государственного регулирования развития туризма с целью минимизации государственных расходов при получении наивысшего мультипликативного эффекта. Все это следует учитывать при формировании политики стимулирования развития туризма в России на перспективу

5. На основе анализа положений федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» и ведомственной целевой программы «Туристические центры России» сделан вывод о целесообразно уточнения и приведения в соответствие с принятыми в международной практике методами проектного анализа и анализа политик целевых программ развития туризма, в том числе необходимости количественного определения целей и задач, рассмотрения проблемы развития туризма в контексте обеспечения национальной безопасности России, разработки механизма реализации программ на основе классификации туристического рынка по критерию доходов потребителей и источников финансирования путешествий, существенному расширению информационной базы пред инвестиционных исследований, в том числе за счет оценок туристского потенциала российских регионов, а также необходимости более обоснованной оценки эффективности реализации программы и анализа рисков

6. В Москве, являющейся одним из самых дорогих городов мира, проходят 80% всех конгрессов и совещаний, проводимых в России. Основной поток бизнес-туристов, также приходится на Москву Это означает, что остальные российские регионы недополучают значительные доходы от развития бизнес-туризма, в том числе по причине слабой теоретической проработанности данного вопроса и его отсутствия в региональных целевых программах, посвященных туризму

7. Горнолыжный туризм является одним из самых перспективных направлений развития туристической отрасли в России Сочетание горнолыжного туризма с бизнес-туризмом является хорошим вариантом повышения рентабельности средств размещения на горнолыжных курортах проведение семинаров, симпозиумов, выставок, конференций и т д вне праздничных периодов привлекло бы в данные районы дополнительные потоки туристов, а сама специфика местности и целебные свойства горного воздуха стали бы дополнительным стимулом для участия деловых людей в подобных мероприятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...