Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое мастерство и его значение




С.Д.Якушева

 

 

 

 

Основы педагогического мастерства

Учебное пособие

 

Оренбург 2004

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Кафедра общей педагогики

 

С.Д. Якушева

 

Основы педагогического мастерства

Учебное пособие

 

Для преподавателей и студентов вузов и колледжей

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

для студентов всех форм обучения

 

 

Оренбург 2004


ББК 74.00 я 7

Я 49

УДК 37(07)

 

 

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор

Комаров В.П.

доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов В.В.

Якушева С.Д.

Учебное пособие дисциплины

Я 49 «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.

Isbn 5-7410-0009-x

 

 

Учебное пособие к.п.н. Якушевой С.Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям) вузов и колледжей при организации учебного процесса по дисциплине «Основы педагогического мастерства».

Переход на новое содержание педагогического образования, введение в учебный процесс инновационных программ, отражающих современные требования подготовки специалистов новой формации, дает возможность по-иному взглянуть на воспитание профессионала.

Автор опирается на современные достижения психолого-педагогической науки. Особое внимание в учебном пособии уделено практическим занятиям. Дан обширный материал упражнений и психолого-педагогических тестов. Значительное место уделено элементам тренинга, решению конфликтных ситуаций, культуре общения. Представлен словарь педагогических терминов и понятий.

 

 

Я- ББК 74.00 я 7

 

 

Isbn 5-7410-0009-x© Якушева С.Д., 2004

© рик гоу ОГУ, 2004


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Тематический план дисциплины…………………………………………………6

План лекционных занятий………………………………………………………..7

План семинарских занятий………………………………………………….…..15

Практические задания и упражнения……………………………………….….18

Темы рефератов………………………………………………………………...195

Контрольные вопросы по темам дисциплины……………………………….197

Рекомендуемая литература……………………………………………………200

Схемы и таблицы………………………………………………………………202

Список использованных источников……………………………..……….….212

Словарь педагогических терминов и понятий……………………………….213

 

 

Введение

 

Предметом изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства» является овладение профессиональными знаниями. В «Государственном образовательном стандарте отмечается, что педагогическое мастерство играет первостепенное значение в становлении будущего профессионала, мастера своего дела. Отшлифовывая мастерство педагогического взаимодействия с коллективом педагогов и коллективом студентов, специалист овладевает коммуникативными и управленческими умениями и навыками.

Изучение данной дисциплины предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей основ педагогического мастерства с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей и другими науками.

Целью преподавания дисциплины является воспитание гармоничного человека, формирование его педагогической культуры; творческое отношения к действительности; развитие способностей к самостоятельному восприятию; знание сущности педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентоспособной личности будущего профессионала.

Задачи изучения дисциплины: повышение уровня педагогической культуры студентов; знание структурных элементов педагогического мастерства и их содержание; накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодействия; овладение способами стимулирования активной познавательной и развивающейся деятельности обучающихся в процессе учебного знания, внеучебной деятельности; совершенствование профессионального мастерства педагога; организация учебно-воспитательной деятельности студентов; формирование личностной педагогической культуры.

Изучение курса «Основы педагогического мастерства» предназначено для более полного и глубокого осмысления и анализа предметов психолого-педагогического блока, являющихся неотъемлемой частью учебных дисциплин педагогики профессионального образования.

Дисциплина «Основы педагогического мастерства» - сложная отрасль педагогического знания, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями психолого-педагогических и социально-философских дисциплин. Вот почему материал данной дисциплины не поддается быстрому освоению, а содержание трудно запоминается с первого раза.

Для изучения данной дисциплины необходима определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом, важнейшей характеристикой, которой является ее внутренняя упорядоченность.

На помощь приходят схемы и таблицы, точно классифицируя, они выявляют зависимость, обобщают и представляют в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде изучаемый материал.

Схема - наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.

Включенные в учебное пособие они позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении педагогического мастерства. Каждая из схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элементам каркаса педагогических знаний, которые могут затем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде.

В результате изучения дисциплины студент имеет представление: об организации и проведении процесса профессионального обучения и воспитания на основе комплексного и эффективного использования всех элементов педагогического мастерства; об осуществлении психолого-педагогического анализа и умении оценить эффективность целостного педагогического процесса и отдельных его элементов; о привольности выбора темы, определении объекта и предмета исследования и оформлении результатов.

 


Тематический план

дисциплины "Основы педагогического мастерства"

 

№   Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Внеаудит. работа
ЛЗ СЗ ПЗ Самоподготовка
  Педагогическое мастерство и его значение          
  Содержание педагогического мастерства, пути его формирования          
  Мастерство педагогического управления          
  Мастерство педагога в управлении образовательным процессом          
  Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства          
  Мастерство педагогического общения          
  Культура речи педагога          
  Искусство устного и публичного выступления          
  Организация педагогического взаимодействия          
  Педагогическое разрешение конфликтов          
Итого          

 


Планы лекционных занятий

На лекционных занятиях рекомендуется изучение материала по основам педагогического мастерства; осмысление специфики и направленности деятельности педагога; исследование основных категорий и характеристик, приемов и способов мастерства педагога; воспитание речевой культуры, искусству устного и публичного выступления; постижение и разрешение конфликтных

ситуаций; овладение техникой и культурой общения.

Педагогическое мастерство и его значение

План занятия

1. Педагогическое мастерство и деятельность.

2. Специфика педагогической деятельности.

3. Педагогическое мастерство как система.

4. Гуманистическая направленность личности педагога.

5. Профессиональное знание.

6. Педагогические способности.

7. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

Литература, рекомендуемая для изучения темы

Ø Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 1999.

Ø Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. – М., 1998.

Ø Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.

Ø Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

Ø Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М., 1997.

Ø Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

Ø Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов.

педагогика.-1991.-№9.-С.80.

Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Понятие педагогического искусства и педагогического мастерства. Мастерство педагога – профессиональное управление педагогической деятельностью. Специфика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как система. Гуманистическая направленность личности педагога. Профессиональное знание. Педагогические способности. Профессиональные и личностные качества педагога –

мастера. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

Содержание педагогического мастерства и пути его формирования

План занятия

1. Пути формирования и реализация педагогического мастерства.

2. Основные компоненты педагогического мастерства.

3. сущность и основные компоненты педагогического искусства.

4. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства.

5. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического

мастерства.

6. Мастерство педагога и опыт обучающего.

Литература, рекомендуемая для изучения темы

Ø Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 1999.

Ø Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. – Минск, 1978.

Ø Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.

Ø Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

Ø Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / в.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – м., 1998.

Ø Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений.

– М., 2002.

Пути формирования и реализация педагогического мастерства. Основные компоненты педагогического мастерства. сущность и основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Мастерство педагога и опыт

студента (учащегося).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...