Педагогическое мастерство и его значение
Стр 1 из 28Следующая ⇒ С.Д.Якушева
Основы педагогического мастерства Учебное пособие
Оренбург 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Кафедра общей педагогики
С.Д. Якушева
Основы педагогического мастерства Учебное пособие
Для преподавателей и студентов вузов и колледжей Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» для студентов всех форм обучения
Оренбург 2004 ББК 74.00 я 7 Я 49 УДК 37(07)
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Комаров В.П. доктор педагогических наук, профессор Кузнецов В.В. Якушева С.Д. Учебное пособие дисциплины Я 49 «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с. Isbn 5-7410-0009-x
Учебное пособие к.п.н. Якушевой С.Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям) вузов и колледжей при организации учебного процесса по дисциплине «Основы педагогического мастерства». Переход на новое содержание педагогического образования, введение в учебный процесс инновационных программ, отражающих современные требования подготовки специалистов новой формации, дает возможность по-иному взглянуть на воспитание профессионала.
Автор опирается на современные достижения психолого-педагогической науки. Особое внимание в учебном пособии уделено практическим занятиям. Дан обширный материал упражнений и психолого-педагогических тестов. Значительное место уделено элементам тренинга, решению конфликтных ситуаций, культуре общения. Представлен словарь педагогических терминов и понятий.
Я- ББК 74.00 я 7
Isbn 5-7410-0009-x© Якушева С.Д., 2004 © рик гоу ОГУ, 2004 Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4 Тематический план дисциплины…………………………………………………6 План лекционных занятий………………………………………………………..7 План семинарских занятий………………………………………………….…..15 Практические задания и упражнения……………………………………….….18 Темы рефератов………………………………………………………………...195 Контрольные вопросы по темам дисциплины……………………………….197 Рекомендуемая литература……………………………………………………200 Схемы и таблицы………………………………………………………………202 Список использованных источников……………………………..……….….212 Словарь педагогических терминов и понятий……………………………….213
Введение
Предметом изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства» является овладение профессиональными знаниями. В «Государственном образовательном стандарте отмечается, что педагогическое мастерство играет первостепенное значение в становлении будущего профессионала, мастера своего дела. Отшлифовывая мастерство педагогического взаимодействия с коллективом педагогов и коллективом студентов, специалист овладевает коммуникативными и управленческими умениями и навыками. Изучение данной дисциплины предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей основ педагогического мастерства с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей и другими науками.
Целью преподавания дисциплины является воспитание гармоничного человека, формирование его педагогической культуры; творческое отношения к действительности; развитие способностей к самостоятельному восприятию; знание сущности педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентоспособной личности будущего профессионала. Задачи изучения дисциплины: повышение уровня педагогической культуры студентов; знание структурных элементов педагогического мастерства и их содержание; накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодействия; овладение способами стимулирования активной познавательной и развивающейся деятельности обучающихся в процессе учебного знания, внеучебной деятельности; совершенствование профессионального мастерства педагога; организация учебно-воспитательной деятельности студентов; формирование личностной педагогической культуры. Изучение курса «Основы педагогического мастерства» предназначено для более полного и глубокого осмысления и анализа предметов психолого-педагогического блока, являющихся неотъемлемой частью учебных дисциплин педагогики профессионального образования. Дисциплина «Основы педагогического мастерства» - сложная отрасль педагогического знания, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями психолого-педагогических и социально-философских дисциплин. Вот почему материал данной дисциплины не поддается быстрому освоению, а содержание трудно запоминается с первого раза. Для изучения данной дисциплины необходима определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом, важнейшей характеристикой, которой является ее внутренняя упорядоченность. На помощь приходят схемы и таблицы, точно классифицируя, они выявляют зависимость, обобщают и представляют в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде изучаемый материал. Схема - наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.
Включенные в учебное пособие они позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении педагогического мастерства. Каждая из схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элементам каркаса педагогических знаний, которые могут затем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. В результате изучения дисциплины студент имеет представление: об организации и проведении процесса профессионального обучения и воспитания на основе комплексного и эффективного использования всех элементов педагогического мастерства; об осуществлении психолого-педагогического анализа и умении оценить эффективность целостного педагогического процесса и отдельных его элементов; о привольности выбора темы, определении объекта и предмета исследования и оформлении результатов.
Тематический план дисциплины "Основы педагогического мастерства"
Планы лекционных занятий
На лекционных занятиях рекомендуется изучение материала по основам педагогического мастерства; осмысление специфики и направленности деятельности педагога; исследование основных категорий и характеристик, приемов и способов мастерства педагога; воспитание речевой культуры, искусству устного и публичного выступления; постижение и разрешение конфликтных ситуаций; овладение техникой и культурой общения. Педагогическое мастерство и его значение План занятия 1. Педагогическое мастерство и деятельность. 2. Специфика педагогической деятельности. 3. Педагогическое мастерство как система. 4. Гуманистическая направленность личности педагога. 5. Профессиональное знание. 6. Педагогические способности. 7. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Литература, рекомендуемая для изучения темы Ø Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 1999. Ø Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. – М., 1998. Ø Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999. Ø Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. Ø Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М., 1997. Ø Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002. Ø Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов. педагогика.-1991.-№9.-С.80. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Понятие педагогического искусства и педагогического мастерства. Мастерство педагога – профессиональное управление педагогической деятельностью. Специфика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как система. Гуманистическая направленность личности педагога. Профессиональное знание. Педагогические способности. Профессиональные и личностные качества педагога – мастера. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Содержание педагогического мастерства и пути его формирования План занятия 1. Пути формирования и реализация педагогического мастерства. 2. Основные компоненты педагогического мастерства. 3. сущность и основные компоненты педагогического искусства. 4. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. 5. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического
мастерства. 6. Мастерство педагога и опыт обучающего. Литература, рекомендуемая для изучения темы Ø Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 1999. Ø Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. – Минск, 1978. Ø Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999. Ø Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. Ø Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / в.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – м., 1998. Ø Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002. Пути формирования и реализация педагогического мастерства. Основные компоненты педагогического мастерства. сущность и основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Мастерство педагога и опыт студента (учащегося).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|