Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рудольф арнхейм. Москва прометей. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. С англ. М. : прометей. Вступительная статья




Рудольф Арнхейм

НОВЫЕ

ОЧЕРКИ

ПО ПСИХОЛОГИИ

ИСКУССТВА

МОСКВА ПРОМЕТЕЙ


ББК 88. 4 А84

Перевод Г. Е. Крейдлина

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. -352 с.

Научная редакция и вступительная статья проф. В. П. Шестакова

Статьи и очерки известного американского эстетика и психолога искусства, собранные в этом сборнике, объединены общими методологи­ческими принципами. Разнообразны проблемы, которые анализирует ав­тор: композиция, обратная перспектива, художественное образование, терапевтические функции искусства, стиль, образность, колорит, визуаль­ное восприятие. Методологической основой работ Рудольфа Арнхейма является гештальпсихология.

В целом это оригинальная и целостная книга, внесшая несомненный вклад в изучение актуальных проблем психологии искусства и эстетики.

Рудольф Арнхейм

НОВЫЕ ОЧЕРКИ ПО ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА

Редактор М. Г. Емельянова Художественный редактор М. Я. Турбовской

Технический редактор М. Ю. Осипова Корректоры В. А. Ветров, И. Г. Мартьянова Мл. редакторы М. Ю. Бородина, Г. Н. Кузнецова Лицензия ЛР № 020457 от 4. 03. 92.

Сдано в набор 8. 01. 94. Подписано в печать 18. 07. 94. Формат 60Х841/16. Бумага тип. № 2. Гарнитура литературная. Печать высо­кая. Усл. печ. л. 22. Тираж 4500 экз. Заказ № 1942.

Издательство «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина. 129278, Москва, ул. Кибальчича, 6.

Смоленская областная ордена «Знак Почета» типография им. Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

, 0303010000-571

А ——-------------- без объявл.

183(2)—94

ISBN 5-7042-0581-Х

© Прометей, 1994, перевод, оформление, вступительная статья


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Рудольф Арнхейм — известный американский эстетик и психо­лог искусства, автор большого количества капитальных исследо­ваний, многие из которых переведены на различные языки, в том числе и на русский. Среди них—«Кино как искусство», «К пси­хологии искусства», «Визуальное мышление», «Энтропия и искус­ство», «Динамика архитектурных форм», «Происхождение жи­вописи: „Герника", Пикассо», «Роль центра: изучение композиции в изобразительном искусстве». Одна из последних книг, на­писанных Арнхеймом, — «Новые очерки по психологии искусства», опубликованная издательством Калифорнийского университета в Беркли в 1988 году.

Эта книга представляет собой собрание статей и очерков, на­писанных в разное время и по разному поводу и опубликованных в различных периодических изданиях. Собранные вместе, они оказались органично друг с другом связанными, объединенными общими методологическими принципами. В результате появилась оригинальная и целостная книга, внесшая несомненный вклад в изучение актуальных проблем психологии искусства и эстетики.

Знакомясь с этой книгой, поражаешься разнообразию мате­риалов, содержащихся в ней. Арнхейм обращается не только к изобразительному искусству, но и к поэзии, кинематографу, му­зыке и художественной фотографии. Разнообразны проблемы, ко­торые анализируются в книге. Это и проблемы композиции, об­ратной перспективы, художественного образования, терапевтиче­ской функции искусства, проблемы стиля, образности, колорита, визуального восприятия. Однако при всем этом разнообразии проблем и материалов книга отличается удивительной целост­ностью, единством методологии и принципов понимания и интер­претации искусства.

Методологической основой работ Рудольфа Арнхейма явля­ется гештальтпсихология — направление в европейской психоло-


гии, возникшее в 20-х годах в работах немецких психологов К. Коффки, М. Вертхеймера, В. Кёлера. В этих работах была выдвинута концепция «гештальта»—«структуры», «целостного образа», «формы», — которая обозначала целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих его частей. Гештальтпсихологи выступили с полемикой против ассоциативной психологии, утверждая, что целое есть нечто го­раздо большее, чем сумма составляющих его элементов.

Гештальтпсихологи плодотворно изучали законы визуального восприятия и на основе экспериментальных исследований выдви­нули целый ряд важных его принципов и законов. Среди них — «стремление к «хорошему гештальту», константность образа, кон­траст «фигуры и фона», закон соотношения части и целого и т. д. Развивая эти принципы, гештальтпсихологи стремились дока­зать, что восприятие человека носит целостный характер и стро­ится на основе создания целостных структур, гештальтов.

Выводы и исследования гештальтпсихологии оказались очень близкими исследователям психологии искусства. Многие из них, как, например, Густав Бритш, Виктор Ловенфельд, Генри Шеф­фер-Зиммерн, Рудольф Арнхейм, стали применять принципы гештальтпсихологии к анализу искусства, художественного вос­приятия, детского рисунка. Иными словами, возникла целая шко­ла в области эстетики и психологии искусства, ориентированная на принципы гештальтпсихологии.

Судьба школы гештальтпсихологов весьма симптоматична. С приходом нацистов к власти в Германии большинство ее пред­ставителей эмигрировало в США. Курт Коффка преподавал в старинном женском колледже Смита, Вольфганг Кёлер занялся антропологическими исследованиями в Сварфморе, Макс Верт­хеймер преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Фактически в США переместилась вся школа гештальт­психологов, которая внесла значительный вклад в развитие аме­риканской психологии и теории искусства.

В течение многих лет Рудольф Арнхейм возглавлял в США гештальтистское направление в эстетике и теории искусства, чи­тал лекции в Калифорнийском университете, в старейшем аме­риканском университете в Гарварде, избирался президентом Аме­риканского эстетического общества. Его книги широко популяр­ны в США и рекомендуются в качестве учебных пособий на факультетах искусства многих американских университетов.

Одна из важнейших идей, которую развивает Арнхейм в своих работах, — это представление об активном, творческом характере визуального восприятия. Опираясь на экспериментальные дан­ные гештальтпсихологии, он доказывает, что визуальное восприя­тие— не пассивный, созерцательный акт, оно не ограничивается


только репродуцированием объекта, но имеет и продуктивные функции, заключающиеся в создании визуальных моделей. Каж­дый акт визуального восприятия, по мнению Арнхейма, пред­ставляет собой активное изучение объекта, его визуальную оцен­ку, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памя­ти, их организацию в целостный визуальный образ.

Этот активный и творческий характер визуального восприя­тия позволяет, по мнению Арнхейма, сопоставлять его с процес­сом интеллектуального познания. Если интеллектуальное знание имеет дело с логическими категориями, то художественное вос­приятие, не будучи интеллектуальным процессом, тем не менее опирается на определенные структурные принципы, которые Арнхейм называет «визуальными понятиями». На основании это­го он приходит к идее «визуального мышления», которую разви­вает в книге «Визуальное мышление».

Все эти мысли получают дальнейшее развитие в его книге «Новые очерки по психологии искусства». Прежде всего, Арнхейм посвящает очерк пионерам гештальтпсихологии («Макс Вертхей­мер и гештальтпсихология»), а также исследователям, внесшим вклад в развитие психологии искусства — Густаву Теодору Фех­неру и Вильгельму Воррингеру. Выразительные возможности раз­личных видов искусств рассматриваются в третьей и пятой гла­вах книги, где анализируются под этим углом зрения живопись, поэзия, фотография и музыка. В четвертой и шестой исследу­ются закономерности визуального восприятия, в связи с этим рассматриваются проблемы обратной перспективы, система ху­дожественного образования.

Представляет интерес оценка Арнхеймом современной худо­жественной культуры, которую он излагает в очерке «Перцеп­туальный вызов в системе художественного образования». Он критически относится к минимализму, считая, что «минимальное искусство» ориентируется на «минимальных людей». Негатив­ные оценки вызывает у него и поп-арт, который пытается прев­ратить искусство в средство удовлетворения «психоза комфорта». Настоящее искусство не может существовать без гуманности. «Плохой вкус» заключается не в примитивности, не в неумении, он отражает сложную систему ценностей, когда «достоверности предпочитают удовольствие». Проблемы современного эстетиче­ского воспитания заключаются не в том, что детям не хватает эмоционального опыта, а в недостатке понимания, визуального порядка, способности привести чувственный опыт в определенный порядок.

Книга Арнхейма представляет интерес для широкого читателя, прежде всего, для специалистов — искусствоведов и теоретиков искусства. Но мне кажется, что она будет с увлечением читаться


и людьми, которые просто интересуются искусством и его вос­приятием, художественным творчеством. Тем более, что наряду с «высокими искусствами» в книге анализируются и такие фе­номены современной художественной культуры, как фотография или чтение географических карт.

Иными словами, книга Арнхейма представляет счастливое и довольно редкое сочетание серьезной теории с популярным, увлекательным изложением. Будем надеяться, что ее русский перевод будет стимулировать совершенно угасший в нашей науке интерес к проблемам психологии художественного творчества.

В. ШЕСТАКОВ


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...