Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика использования средств выразительности деловой речи.




Речь – важнейший компонент личности любого человека и главная составляющая делового имиджа [28].

Профессиональная деятельность современного специалиста предполагает овладение навыками риторики, т.е. навыками построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах – сообщения на служебных совещаниях, доклады на конференциях и семинарах, лекции, выступления на переговорах, презентациях и т.п. Во многом навыки публичного выступления закладываются общим уровнем воспитания, образования, наличием определённых личностных качеств человека. Навыки риторики отрабатываются в процессе накопления профессионального опыта при наличии знаний об основных их правилах. Знание этих правил позволяет человеку подать своё выступление в более выгодном свете – как с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего.

Следует помнить, что существуют определённые средства, позволяющие сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Эти средства направлены на то, чтобы аудитория не теряла интереса к выступлению и оставалась при этом на уровне пассивного восприятия услышанного, а почувствовала сопричастность с тем, о чём говорит выступающий. Установлению подобного контакта оратора со слушателями способствуют в первую очередь интересная тема выступления и его продуманная смысловая структуризация. Однако, даже если достаточно официальный, деловой доклад не будет подкреплён умением оратора воплотить хорошо подготовленный с точки зрения логики текст в живую, немонотонную речь, активность восприятия слушателями смысла выступления явно снизится, и его цель будет достигнута не полностью. При этом под целью выступления следует понимать не только убеждение слушателей в каких-либо высказываниях и склонение аудитории к точке зрения оратора, но и простое информирование о событиях или принятых решениях. Следует помнить, что возможности эффективного восприятия устной информации ограничены, особенно если выступление значительно по своей продолжительности.

Большое значение приобретают некоторые приёмы повышения выразительности речи. При подготовке к выступлению и при выходе на трибуну всегда следует помнить о том, что общение с аудиторией – это возможность заявить о себе, обратить на себя внимание, и от того, насколько удачно это произойдёт, во многом зависят ваш авторитет, ролевой статус в организации, возможности дальнейшего служебного развития и т.п. Поэтому публичного выступления не стоит бояться (что свойственно некоторым людям), а нужно использовать его не только с пользой для окружающих, но и с выгодой для себя.

 

Для того чтобы результаты выступления достигались более эффективно, следует помнить, что устная речь существенно отличается от письменного доклада. Причем, как бы мы ни старались учесть это при написании текста речи, последующее механическое его зачитывание в той или иной степени высвечивает указанную особенность и, как правило, в негативном варианте. Простое озвучивание заранее написанного текста приводит к тому, что выступление воспринимается тяжеловесно, многие фразы неудобны для слухового восприятия и т.д.

Устная речь должна выгодно отличаться от письменного текста. Это достигается за счёт использования средств повышения выразительности выступления. О необходимости их применения следует помнить всегда, даже если у вас не было времени на подготовку к докладу. Тем более стоит продумывать характер их использования при наличии подготовительного периода к выступлению. У хороших ораторов все удачные речевые приёмы воспринимаются как экспромт, хотя в большинстве случаев они являются заранее продуманной «домашней» заготовкой.

Это лишний раз доказывает, что не следует пренебрегать этапом подготовки к выступлению, самоуверенно полагаясь на собственное мастерство оратора или ссылаясь на вечную занятость другими, с нашей субъективной точки зрения, более важными делами.

Средства выразительности деловой речи включают:

- варьирование тональности выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишённым особенностей подачи различных его структурных частей. Тональность может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой.

- выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений, деталировки. Восприятие доклада будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого используют такие речевые элементы, как: короткие паузы, изменение темпа речи, высоты голоса и т.п. Слушателями более естественно воспринимаются основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения – в несколько умеренном. Аналогично наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твёрдым голосом.

К средствам выразительности деловой речи относят стилистические формы:

- постановка в ходе выступления риторических вопросов;

- использование формы диалога;

- призыв к действиям;

- включение образных сравнений¸ поговорок и т.п.;

- использование примеров;

- применение повторов;

- демонстрация заинтересованности и убеждённости.

Вывод: устная речь отличается от письменного текста. Это создаёт дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если выступающий просто зачитывает текст.

Культура дискуссий.

Под дискуссией следует понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели [29].

Целью дискуссии может быть:

- сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме;

- поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование;

- выбор оптимальной альтернативы.

Этапы деловой дискуссии:

1. Вступление в контакт.

2. Постановка проблемы.

3. Уточнение предмета общения и предметных позиций участников.

4. Выдвижение альтернативных вариантов.

5. Конфронтация участников.

6. Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства.

7. Установление согласия благодаря выбору наиболее приемлемого или оптимального решения.

Этика делового общения ставит перед участниками дискуссии следующую главную задачу – не допустить перехода дискуссии в фазу спора.

Спор представляет собой фазу негативного развития дискуссии, характеризующаяся непримиримостью сторон, главенством софистического вида дискуссии, переходом на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому. Можно провести аналогию с эмоциональной стадией развития конфликта, когда конфликтующие стороны уже не отдают себе отчёта, в чём же состояла объективная причина конфликта.

Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение к нему участников. Ведущий в дискуссии должен:

- сформулировать цель и тему дискуссии;

- установить время дискуссии;

- заинтересовать участников дискуссии.

- добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;

- организовать обмен мнениями;

- активизировать пассивных участников (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);

- собрать максимум предложений относительно решения обсуждаемой проблемы;

- не допускать отклонений от темы;

- уточнять неясные положения. Пресекать оценочные суждения о личности участников;

- помогать группе прийти к согласованному мнению;

- чёткое подведение итогов, формулировка выводов, спектра решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами, определение вклада каждого в общий итог, вынесение благодарности участникам.

Деловому характеру дискуссии способствует использование принципов, формирующих нормы взаимодействия сторон, регламентирующих деятельность участников дискуссии. Это: содействие возникновению альтернатив, множественности мнений, путей решения проблемы; конструктивность критики; обеспечение социальной и психологической защищённости личности; адекватность восприятия и высказывания.

 

- Содействие возникновению альтернатив, множественности мнений, путей решения проблемы также трактуется как принцип децентрической направленности в дискуссии. Этот принцип говорит о необходимости анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека и интересов дела, а не исходя лишь из личных целей. Децентрическая направленность развивается в условиях альтернатив, т.е. при рассмотрении нескольких точек зрения на проблему со стороны участников дискуссии.

- Конструктивность критики является одним из важнейших принципов в этике деловых отношений. Критика определяется как отрицательное суждение, указание недостатков в работе и поведении человека. Отсюда критика воспринимается людьми изначально болезненно и негативно, хотя есть способы несколько снизить остроту этой проблемы.

- Обеспечение социальной и психологической защищённости личности в процессе дискуссии часто трактуется как принцип равной безопасности. Он гласит: не причиняйте психологического ущерба ни одному из участников дискуссии.

- Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, гласит: не причиняйте ущерба мысли вашего собеседника намеренным или ненамеренным искажением сказанного.

Принцип адекватности восприятия и высказываний подразумевает практическое применение навыков рефлексивного слушания. При рефлексивном слушании воспринимающий сообщение использует следующие виды обратной связи с говорящим:

- словесный сигнал о необходимости каких-либо высказываний;

- собственный пересказ основных мыслей собеседника;

- обобщение отдельных частей сообщения в смысловое целое;

- реакцию, отражающую чувства собеседника.

Применение перечисленных видов обратной связи предполагает, что слушатель выполняет следующие основные правила эффективного восприятия словесных сообщений:

- сдерживает своё желание высказать поспешное суждение;

- не опровергает собеседника, не вникнув до конца в ход его рассуждений;

- даёт возможность другой стороне закончить собственную аргументацию высказываний;

- не отвлекается на несущественные моменты в ущерб главному;

- не акцентирует внимание на недостатках речи говорящего, нюансах его внешности, не упускает за счёт этого сути сообщения;

- принимает во внимание мотивацию собеседника, побуждающую его высказывать собственные мысли, отличные от взглядов другой стороны;

- не пребывает в уверенности, что истина на его стороне, тем самым не настраиваясь заранее на несогласие с позицией другой стороны в дискуссии.

Зачастую чувство неудовлетворённости результатами дискуссии возникает у кого-либо из участников из-за того, что он не задал вовремя нужных вопросов.

Вопросы, используемые по ходу беседы, могут быть разделены на следующие виды:

- открытые (предполагающие получение со стороны собеседника развёрнутой, объёмной информации по сути поставленного вопроса);

- закрытые (предполагающие ответ со стороны собеседника в форме «да» или «нет»);

- зеркальные (заключающие в себе повтор с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесённого собеседником);

- контрвопросы (похожи на зеркальные; позволяют прояснить ту или иную ситуацию, складывающуюся по ходу беседы, уточнить правильность понимания тех или иных суждений собеседника);

- эстафетные (позволяют поддерживать динамику диалога, развивать высказывания собеседника, помогать ему в случае затруднений во взаимопонимании сторон беседы);

- альтернативные (предполагающие выбор определённых направлений развития хода диалога из предполагаемого одной из сторон набора альтернатив);

- суггестивные (основанные на определённом воздействии на психическую сферу восприятия партнёра по разговору);

- гипотетические (позволяют построить несложную модель развития предмета беседы с помощью предположения о влиянии каких-либо внешних условий на развитие обсуждаемой проблемы);

- обходные (заставляют вашего собеседника давать информацию, получение которой через прямые вопросы вы считаете не совсем корректным).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...