Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

заключение 10 страница




Что же касается способностей, то они, как отмечают придерживающиеся самого разного понимания генезиса отечественные психологи (А. Н. Леонтъев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое), определяют меру успешности и эффективно­сти деятельности, а тем самым в конечном итоге и сте­пень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности

В целом индивидуальность понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ори­ентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющего­ся ценностью для данного человека. При анализе развития индивидуальности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис) и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути.

 

глава 15

мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика

В одном из вузов столицы однажды произошла исто­рия, доказывающая, сколь важно различать знания чело­века о мире и его мотивационно-смысловые отношения к миру. Об одном выпускнике вуза вдруг стало известно, что он — глубоко верующий человек. В результате его обвинили в неискренности «Почему вы обвиняете меня в неискрен­ности? » — спросил студент. «Но как же, — ответил преподаватель, — Вы сдавали экзамены по марксистско-ленинской философии, научному атеизму только на от­личные оценки, скрывая от нас свою веру в бога». «Простите, — ответил студент, — я действительно сдавал экзамены по всем этим предметам. Но никто ни разу не спросил меня, верю ли я в то, что сдаю на экзамене». Можно сколь угодно много знать о мире, но до тех пор, пока зна­ние не воплотится в подлинную веру, оно не обусловит поведение индивидуальности, не превратится в путевод­ный ориентир в ситуации выбора. В личностных смыслах чужая боль переживается как своя, а соломинка приобре­тает для утопающего смысл спасения жизни. Вера, совесть, честь и т. п. — все это мотивационные смысловые установки индивидуальности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках человека и изменяются вместе с пере­менами в его судьбе.

В отечественной психологии представления о мотивационно-смысловых отношениях индивидуальности начина­ют формироваться в исследованиях школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии. Еще в работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» предпринимается попытка найти еди­ницу, выражающую единство аффективных и интеллектуаль­ных процессов. «Анализ, расчленяющий сложное целое на единицы... — пишет он, — показывает, что существует дина­мическая смысловая система, представляющая собой един­ство аффективных и интеллектуальных процессов. Он показывает, что во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действитель­ности, представленной в той идее. Он позволяет раскрыть прямое движение от потребности и побуждений к известно­му направлению его мышления и обратное движение от ди­намики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности»[117].

Позднее А. Н. Леонтьевым и П. Я. Гальпериным выделя­ется понятие личностного смысла — отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека. В них действительность откры­вается со стороны жизненного значения знаний, пред­метных и социальных норм для самого действующего ради достижения тех или иных мотивов человека, а не только со стороны объективного значения этих знаний.

Личностный смысл представляет собой индивидуализи­рованное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развер­тывается ее деятельность и общение. Самые различные про­явления культуры и, шире, общественных отношений, усваиваемые субъектом в процессе интериоризации со­циальные нормы, роли, понятия языка, ценности и иде­алы, воспринимаемые им действия и поступки других людей могут приобрести для него личностный смысл, стать «значением-для-меня». Взаимоотношения между опредмеченными в действительности значениями и лично­стными смыслами — это взаимоотношения между социальным и индивидуальным в жизни личности. Вве­дение представлений о личностных смыслах позволяет понять двойственную качественную структуру такого общественного явления, как индивидуальность человека. Личностно-смысловые качества не противостоят соци­ально-типическим системным качествам личности, а представляют собой специфическую, преобразованную в процессе деятельности форму их существования в ин­дивидуальной жизни личности.

Личностный смысл представляет собой важный, но не единственный момент функционального развития мотивационно-смысловых отношений личности. При анализе этих отношений необходимо учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию, так и от ин­дивидуального сознания к поведению индивидуальности.

В этом функциональном развитии выделяются следую­щие составляющие мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру, другим людям и самому себе: социальная позиция субъекта как члена той или иной социальной общ­ности; побуждающие субъекта к деятельности мотивы, за­даваемые этой позицией; реализуемые деятельностью объективные отношения субъекта к объектам и явлениям; приобретенный в свете тех или иных мотивов личностный смысл; личностный смысл как отражение в индивидуальном сознании отношения субъекта к этим объектам и явлениям; выражающие личностный смысл в поведении смысловые ус­тановки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.

Особенности мотивационно-смысловых отношений индивидуальности

Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности личности обладают рядом особен­ностей. Центральная из этих особенностей — производностъ мотивационно-смысловых отношений от места человека, его со­циальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией. Детер­минированность мотивационно-смысловых отношений социальной позицией и обусловленность этой позицией отношений деятельности субъекта определяют другие осо­бенности их психологической природы: опосредованность изменения мотивационно-смысловых отношений изменением лежащей в ее основе деятельности (принцип деятельностного опосредствования мотиваци­онно-смысловых отношений индивидуальности); недостаточность осознания личностью смысла для его изменения; невозможность непосредственного воплощения личност­ного смысла в значениях.

Из принципа деятельностного опосредствоавания мотивационно-смысловых отношений вытекает, что переме­на социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. В ряде случаев резкая перемена социальной позиции человека может привести к глубоким перестройкам всей совокуп­ности личностных смыслов, порой драматически прояв­ляющихся в таким феноменах, как феномены «потери себя» и утраты смысла существования (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, Е. В. Субботский, Л. С. Цветкова, А. У. Хараш, В. А. Петровский).

Принцип деятельностного опосредствования личност­ных смыслов позволяет отграничить личностные смыслы от существующих на поверхности сознания субъективных переживания вроде симпатий, антипатий, желаний, хотений и т. п., изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки личностных смыс­лов и тем самым способствуют осознанию субъектом его отношения к действительности. При несовпадении субъек­тивных переживаний и личностных смыслов, например несовпадении антипатии к близкому человеку возникшей в какой-либо прямо не затрагивающей мотивы субъекта ситуации, и личностного смысла этого человека, изме­нятся, скорее, направленность и знак субъективных пе­реживаний, чем личностный смысл этого человека.

В психологии представление о переживании используется в трех значениях: 1. Любое эмоционально окрашенное яв­ление действительности, непосредственно представлен­ное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной индивидуальной жизни. 2. Стрем­ления, желания и хотения, непосредственно представляю­щие в индивидуальном сознании процесс осуществляемого субъектом выбора мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующие осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. 3. Дея­тельность, возникающая в ситуации невозможности дос­тижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в процессе преобразования психологического мира человека, направленном на переосмысление его существования (лингвистически производно от термина «пережить»)[118].

В первом широком значении термина «переживание» восходящем корнями к интроспективной психологии со­знания, акцентируются такие особенности переживания, как непосредственная данность и принадлежность содер­жаний сознания субъекту. В отечественной психологии были преодолены присущие субъективистской трактовке созна­ния ограничения, заключающиеся в сведении пережива­ния преимущественно к аффективным состояниям субъекта, резком отрыве представленного переживания знания о действительности от отношения субъекта к этой действительности, а также в изучении переживания вне контекста реального процесса жизнедеятельности субъекта. Характеристика того или иного психического факта как переживания указывает на укорененность данного факта в индивидуальной жизни личности (С. Л. Рубинштейн).

Во втором значении раскрывает функция таких особых форм переживания, как стремления, желания и хотения в регуляции деятельности личности. Эти формы пережива­ния отражают в сознании динамику борьбы мотивов, вы­бора или отвержения целей, к которым стремится человек. Субъективно выражающийся в переживании тот или иной мотив прямо в них не содержится. Это и создает впечатле­ние, будто сами переживания побуждают поведение лич­ности. В действительности же переживания выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознаются личностные смыслы происходящих событий, в сознании осуществляется выбор возможных мотивов и регуляции динамики поведения личности (А. Н. Леонтьев).

Третье значение термина «переживание» фиксирует его как ту особую деятельность, возникающую в критической жизненной ситуации, с помощью которой человеку удается перенести, как правило, тяжелые события, вернуть утрачен­ную осмысленность существования. Подобного рода деятель­ность развертывается тогда, когда никакие внешние преобразования ситуации, никакое новое знание о ней не могут вернуть человеку смысл жизни (например, утра­та близкого человека). Продуктом такой деятельности яв­ляется происходящее вследствие переоценки ценностей, своего места в мире обретение смысла своего существова­ния (Ф. Е. Василюк). Разработка этой грани проблемы пе­реживания позволяет воплотить мысль о том, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и тво­рит его.

Итак, кардинальное отличие мотивационно-смысловых отношений от таких существующих на поверхности сознания образований, как субъективные переживания (желания, хотения и т. п. ), изменяющихся непосредственно под влиянием вербальных воздействий, состоит в том, что изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредствовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру: Производностъ смысловых образований личности от порож­дающей их совокупности деятельностей, ее места в системе общественных отношений представляет собой центральную характеристику их природы, выражающую социальную дeтерминацию этих образований. Яркие факты, полученные в самых разных исследованиях по психологии личности, доказывают то, что, только изменив социальную пози­цию субъекта, его место в системе общественных отношений, можно трансформировать смыслообразующие мотивы личности и ее установки. В зарубежной психологии проявления утраты психосоциальной иден­тичности личности, «потери себя» у возвратившихся с войны американских солдат при резких изменениях места в системе социальных отношений описаны Э. Эриксоном.

Динамика смысловых отношений личности не сводит­ся тем не менее к их изменению через смену социальной позиции личности. Эти отношения обладают и своим соб­ственным движением, своей внутренней динамикой. Раз­гадку механизма внутриличностной динамики следует искать в той иерархической связи между смысловыми си­стемами, возникновение которой и знаменует, собствен­но говоря, момент рождения личности. А. Н. Леонтьевым описана психологическая сущность феномена «горькой кон­феты», за которым стоит полимотивированность, соподчиненность действий маленького ребенка. Конфликт между мотивом, побуждающим и направляющим деятельность ребенка, выражающую его отношение к взрослому, и мотивом получить награду приводит к тому, что достиг­нутая цель действительно приобретает для ребенка резко негативный личностный смысл. «Несмотря на всю наи­вность, с которой проявляются эти первые соподчине­ния жизненных отношений, именно они свидетельствуют о начавшемся процессе того особого образования, кото­рое мы называем личностью»[119]. Именно противоречие, а иногда и конфликт между находящимися в определенной иерархической связи мотивами личности выступает как механизм особого внутреннего движения в индивидуаль­ном сознании: «Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функ­цию. Становление этого движения и выражает собой ста­новление связной системы личностных смыслов — становление личности»[120].

Несмотря на важность выявления конкретных законо­мерностей внутриличностной динамики, разработка этой проблемы до сих пор находится в зачаточном состоянии. В настоящее время фактически единственной работой, по­священной экспериментальному изучению внутрилично­стной динамики смыслов, является исследование В. В. Столина, в котором разрабатываются представления о конфликтных смыслах как единицах самосознания лич­ности.

При изучении внутриличностной динамики важно учи­тывать тот факт, что смыслы часто не осознаются.

Неосознанные мотивы и смысловые установки личности представляют собой нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемым тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл. О существовании этого класса неосознаваемых яв­лений индивидуальности стало известно благодаря иссле­дованиям отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выявлению действия, импульс которого неизвестен самому совершившему это действия после выхода из гипнотического состояния человеку. Подобные явления в психопатологии, которые описывались как раз­двоение сознания, симптомы отчуждения частей собствен ного тела, выполняемые в сомнамбулическом состоянии действия при истерии, и были обозначены термином «под сознательное» (П. Жане).

Впоследствии для объяснения природы этих явлений, а затем и для понимания разноуровневых мотивационных структур личности З. Фрейдом было введено понятие «динамическое вытесненное бессознательное». Под бессознательным понимались нереализованные влечения, которые из-за конфликта с социальными запросами общества нд допускались в сознание или изгонялись, отчуждались из него с помощью такого защитного механизма психики, как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания личности, эти влияния образуют сферу неосознаваемых ди­намических диспозиций — скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся порой в непрямых символических формах (юморе, снови­дениях, забывании имен и намерений, обмолвках и т. п. )

Существенная черта этих динамических проявлений состоит в том, что осознание личностью причинной связи не­реализованных влечений с приведшими к их возникновению в прошлом травматическими событиями не приводит к исчезновению обусловленных этими влечениями переживаний (например, страхов), так как узнанное субъектом восприни­мается им как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события прожива­ются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (группо­вая психотерапия), а не только узнаются ею.

Особо важное значение для понимания этого класса проявлений бессознательного и приемов его перестройки имеют феномены и механизмы бессознательного в меж­личностных отношениях, связанных с установлением эмо­циональной интеграции, психологическим слиянием взаимодействующих людей в одно нераздельное целое. К этим феноменам относятся эмпатия, первичная идентифи­кация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом, например младенца с мате­рью), трансфер (возникающий в психоаналитическом се­ансе перенос нереализованных стремлений пациента на психоаналитика, обеспечивающий их эмоциональное еди­нение, некритичное принятие ими друг друга), проекция (неосознанное наделение другого человека присущими данной личности желаемыми и нежелаемыми свойства­ми). Во всех этих проявлениях бессознательного побуждаю­щий человека мир и сам человек представляют одно неразрывное целое.

Каждый человек может задать себе извечный вопрос «ради чего я живу? » и попытаться прорваться через завесу мотивировок к истинным мотивам своего поведения. От­вечая на подобные вопросы, человек каждый раз решает особую задачу, «задачу на смысл», результатом которой является осознание личностного смысла, подлинного «значения-для-меня», тех или иных целей и обстоятельств жизненного пути.

В ходе решения «задачи на смысл» происходит внутрен­няя работа личности по соотнесению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради его достижения внешним и внутренним преградам (побу­дительная сила мотива); по сопоставлению мотива с дру­гими выступающими в сознании субъекта возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам; по соотнесению мотива с реальными с точки зрения лич­ности ее возможностями, то есть с воспринимаемым образом Я (реалистичность мотива)', по сравнению собствен­ного мотива с предполагаемыми мотивами других субъек­тов (социальная идентичность мотива) (В. В. Сталин).

Все эти проявления различных аспектов мотивации как в едином фокусе концентрируются в личностном смыс­ле, отражающем отношение мотива к конкретным обсто­ятельствам и целям действий личности. Однако выявлением всех этих граней представленности мотива в деятельности и сознании «внутренняя работа» по осознанию смысла не заканчивается. Еще одним препятствием на пути осозна­ния смысла является невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в системе значений, в которых этот смысл в конечном итоге должен быть верба­лизован, а тем самым и коммуницирован для других. Муки творчества отражают всю трудоемкость движения от смысла к значению в индивидуальном сознании личности.

«Когда же " задача на смысл" все же решена и речь идет об осознавании наиболее общих смысловых образо­ваний, то уместно говорить о ценностях личности. Цен­ность, таким образом, это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни» [121]. Осознанные личностные смыс­лы, даже если они оказываются неприглядными и проти­воречащими разделяемым личностью нормам и идеалам общества, не изменяются от самого факта их осознания, что составляет важную характеристику природы этих мотивационно-смысловых отношений индивидуальности.

При раскрытии содержания понятия «мотивационно-смысловые отношения» следует учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию личности, так и от индивидуального сознания личности к деятель­ности. Оба этих движения отображают два взаимодопол­няющих плана проявления единиц анализа личности: план содержания и план выражения. Если рассмотреть исключи­тельно функциональное развитие динамических смысло­вых систем, отвлекаясь от такого важного момента их становления, как выбор личностью тех или иных мотивов, обусловленных прежде всего ее социальной позицией в обществе, то основные моменты этого развития мо­гут быть переданы следующим образом.

Исходный пункт движения — это порождение «дина­мической смысловой системы» в процессе побуждаемой и направляемой тем или иным смыслообразующим моти­вом деятельности. Осуществляемые посредством этой де­ятельности объективные отношения человека к миру интериоризируются и воплощаются в индивидуальном сознании в виде личностного смысла. Личностный смысл какого-либо действия или события и есть то, что мы находим в единицах структуры личности, рассматривая их в плане содержания. Иными словами, личностный смысл — это составляющая динамической смысловой системы, отражающая в индивидуальном сознании лич­ности содержание ее отношения к действительности. На возникновении личностного смысла как бы заканчива­ется движение от деятельности к индивидуальному со­знанию личности. С этого момента начинается жизнь личностного смысла в самом индивидуальном сознании и его обратное движение к деятельности.

В каких формах сохраняется личностный смысл в со­знании, когда приведший к его возникновению конк­ретный мотив еще не достигнут или же, напротив, уже достигнут? Ведь всем очевиден тот факт, что возникшее по ходу осуществления деятельности отношение к дру­гому человеку, к себе или к случившемуся событию мо­жет остаться на долгие годы и даже превратиться в качество личности. Возникает вопрос о том, как отра­женная в личностном смысле направленность по отно­шению к действительности или событию фиксируется во времени и принимает участие в регуляции деятельно­сти субъекта?

При анализе движения от индивидуального сознания к деятельности выделяется такая составляющая «динами­ческих смысловых систем», как смысловая установка лич­ности. Смысловая установка личности представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельнос­ти. Личностный смысл есть содержание установки. «Однако содержание установки не есть еще сама установка. О наличии последней можно говорить лишь в том случае, когда смысловой опыт, опыт отношения субъекта к опре­деленному роду предметов, приобретенный в предшеству­ющих действиях, в чем-то фиксируется, приобретает своего специального материального носителя и вследствие этого получает возможность актуализироваться до нового действия, предвосхищая его характер и направленность»[122]. Смысловая установка, включая эскиз будущей деятель­ности, может фиксироваться, существовать в латентной потенциальной форме во времени и актуализироваться, обусловливая наиболее устойчивые способы поведения в соответствующей ей ситуации. Именно смысловая уста­новка определяет в конечном итоге устойчивость и направ­ленность деятельности индивидуальности, ее поступки и деяния.

В поступках и деяниях экстериоризируется отношение индивидуальности к миру, осуществляются «личностные вклады» в других людей, в социальное конструирование различных «жизненных миров» (Э. Гуссерль). Превращение личностного смысла в систему опредмеченных в мире куль­туры значений — последняя инстанция на пути движения от индивидуального сознания личности к продуктам ее деятельности. Ею и завершается процесс функционально го развития таких единиц анализа структуры индивиду альности, как динамические смысловые системы.

 

глава 16

мотивация развития индивидуальности

Проблеме формирования и индивидуального развития личности посвящено много работ. Поэтому, естественно, вряд ли стоит стремится к тому, чтобы дать хотя бы поверхностное изложение исследований в этой обширной области психологии личности. Задача состоит в том, что­бы выделить в этой области те узловые вопросы, которые диктуются принятой выше логикой построения психоло­гии личности, и наметить некоторые возможные подходы к их решению.

Первый из принятых ориентиров при построении пси­хологии личности — разведение понятий «индивид» и «личность» — предполагает при анализе проблемы разви­тия человека выделение двух перекрещивающихся линий развития: линии созревания индивида и линии развития ин­дивидуальности. В свою очередь выделение этих линий обус­ловливает постановку задачи о соотношении культурного и натурального рядов развития личности в персоногенезе, заставляет разграничить появление на свет индивида и рождение личности, хронологический и психологичес­кий возраст, а также побуждает к поиску критериев рож­дения личности и ее зрелости.

Второй ориентир — принятая выше схема детермина­ции развития личности — фиксирует внимание на таком центральном звене этой схемы, как движущие силы разви­тия личности. При решении вопроса о движущих силах развития личности происходит переход от рассмотрения человека как объекта социального развития к изучению мотивации развития и различных проявлений активности индивидуальности.

Своего рода проверкой представлений о движущих си­лах развития ребенка являются разработанные на их ос­нове концепции периодизации развития. При создании периодизации развития человека не только подвергаются изучению феномены, возникающие в определенные пе­риоды развития, и механизмы, обусловливающие плав­ные переходы и скачки в процессе развития, но и проводится анализ специфических условий, порождаю­щих новообразования индивидуальности на каждом воз­растном этапе. Таким образом, вслед за вопросом о движущих силах развития персоногенеза, «вытягиваются» и другие звенья длинной цепи проблем формирования индивидуальности человека в ходе жизненного пути.

 

Три подхода к изучению мотивации индивидуальности

Превращение человека из объекта общественного развития в субъект этого процесса выдви­гается в центр исследования ин­дивидуальности при изучении проблемы движущих сил ее развития. Веер подходов к решению этой проблемы чрезвычайно широк. Однако при всем многообразии этих подходов большинство из них в психологии, как это показано Л. И. Анцыферовой, ос­новываются на двух методологических предпосылках, а именно на принципе стремления к равновесию и принципе стремления к напряжению.

Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личнос­ти роднит между собой различные и даже противостоящие друг другу направления, к которым относятся ортодок­сальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология. Для всех этих направлений — будь то представление о стремлении к компенсации дефекта как движущей силе развития личности в индивидуальной психологии А. Адлера, идея о редукции напряжения как источнике мотивации в теории К. Левина или представле­ние о когнитивном диссонансе Л. Фестингера — характе­рен скрытый или явный гомеостатический адаптивный подход к изучению движущих сил развития индиви­дуальности.

Лишь другим лицом принципа стремления к равнове­сию, а не его антиподом является принцип стремления к напряжению как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в теориях, так или иначе связанных с гуманистической психологией. К числу этих те­орий относятся концепции самоактуализирующейся лич­ности А. Маслоу, постулирующая положение о тенденции к самоактуализации как внутреннем источнике развития личности; теория личности Г. Олпорта, в которой в каче­стве основной движущей силы выступает тенденция к са­мореализации личности.

Общими чертами в понимании движущих сил разви­тия личности являются следующие: постулирование существования некоего единого «первоисточника» развития лич­ности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида, не­важно, либидо ли это в теории З. Фрейда или же самоактуализация в концепции А. Маслоу (1); преобладание формального, чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и от­сутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности (2); постулирование положения о подчиненности активности субъекта некото­рой конечной заранее предустановленной цели, а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного су­щества (3).

Методологические представления о «самостоятельной силе развития» привели к выделению принципа саморазви­тия личности как исходного при изучении мотивации разви­тия личности и определили общую стратегию поиска конкретных психологических феноменов и механизмов движущих сил развития личности. Для этой стратегии ха­рактерны, во-первых, выделение положения о роли борь­бы противоположностей, противоречия и гармония этих противоположностей как движущей силы развития личнос­ти (Л. И. Анцыферова, Б. В. Зейгарник); во-вторых, положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Как конкретизировались оба этих положения в отече­ственной психологии? Первая продуктивная недооценен­ная попытка найти источник развития деятельности в ней самой принадлежит классику отечественной психологии Д. Н. Узнадзе. Критикуя гедонистические представления о мотивации К. Бюллера, Д. Н. Узнадзе вводит представле­ния о функциональной тенденции как источнике развития поведения. Он пишет: «Понятие функциональной тенден­ции... делает понятным, что функция, внутренняя сила может активизироваться не только под давлением потреб­ности, но и самостоятельно, автономно... »[123]. И далее про­должает: «... если же оно (удовольствие) возникает только в результате активации функции, принципиально невоз­можно рассматривать его как мотор-активность: ведь дол­жен же быть когда-то в жизни организма случай такой активации моторной функции, когда ему еще было не­знакомо удовольствие функции. Но что же тогда опреде­ляло факт активации этой функции? Несомненно, что функция движения сама по себе содержит импульс ак­тивации: функция, так сказать, сама по себе стремится к деятельности, сама имеет тенденцию функционирования»[124]. Именно функциональная тенденция, по мысли Д. Н. Узнад­зе, является источником таких форм поведения личнос­ти, как игровая, творческая и спортивная деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...