заключение 13 страница
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 ИНДИВИДА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ....... 264 «Биологический» возраст и периодизация развития индивида.................................................................. 266 Психология половых различий........................................ 276 Раздел III. Человек как личность: социогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности глава 10. социально-исторический образ жизни — источник развития личности............. 291 глава 11. социотипическое поведение личности в истории культуры................................. 297 Социотипическое поведение личности и его надсознательные проявления. Национальный и социальный характер..................................................... 299 Социогенетические истоки развития личности.............. 304 Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности...................................................... 313 глава 12. Уровни межличностных отношений и ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 319 Особенности отношений личности в системе «роль-для-группы».......................................................... 319 Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений......................................... 321 Уровень анализа отношений личности в системе «роль-для-себя............................................................. 327 глава 13. содействие — основа социализации личности...................................................... 329 Феномен «психологического симбиоза»........................ 331 От содействия — к самоконтролю поведения личности......................................................................... 333 Три грани социализации личности.................................. 335 Раздел ГУ. Человек как индивидуальность: персоногенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности глава 14. индивидуальность личности и ее жизненный путь................................................. 345 Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности...................................................... 347
глава 15. мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика..... 349 Особенности мотивационно-смысловых отношений индивидуальности............................................... 351 глава 16. мотивация развития индивидуальности... 360 Три подхода к изучению мотивации индивидуальности........................................................... 362 глава 17. психологический возраст и периодизация ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ............. 366 Психологический возраст личности.............................. 366 Периодизация психического развития.......................... 369 глава 18. Личность и характер..................................... 375 О клиническом подходе к изучению характера............ 375 Динамический подход к изучению характера............... 377 глава 19. методические приемы практической психологии личности................................ 382 Психологический объект воспитания............................ 383 Методический принцип прерывания деятельности...... 384 Методический принцип деятельностного опосредствования мотивов и смысловых установок личности.......................... 388 глава 20. самоосуществление индивидуальности..... 391 Специфика личностного выбора.................................... 391 Феномен «борьбы мотивов» и психологическая защита.......................................................................... 393 Феномен «игры стилями»............................................... 396 Черты самоактуализирующейся личности..................... 399 Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие................................................................... 401 заключение.................................................................. 405 квалификационная характеристика специалиста по специализации «Психология личности»................. 408
Учебное издание Александр Асмолов Психология личности Изд. второе, переработанное Корректор Н. А. Степина Редактор О. В. Квасова Компьютерная верстка Д. В. Чекалина Оформление обложки В. Н. Кокорева и Д. А. Леонтьева Издательство «Смысл» (ООО НПФ «Смысл»)
103050, Москва-50, а/я 158 тел. /факс (095) 195-93-28, (095) 195-03-08 e-mail: smysl@smysl. ru http: //www. smysl. ru Лицензия ИД № 04850 от 28. 05. 2001 Подписано в печать 29. 11. 2001. Формат 84x108/32. Гарнитура TimesET. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26. Тираж 5000 экз. Заказ № 2353. Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
[1] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 25. [2] Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 35—36. [3] Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971. С. 12. [4] Там же. С. 118. [5] См.: БрунерДж. Психология познания. М., 1977. [6] См.: Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. $ 1987; Этнопсихолингвистика / Отв. ред. Ю. А. Сорокин. М., * 1988. [7] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 356—357. [8] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1982. С. 258. [9] 8Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. М., 1973. С. 113. [10] Чехов АЛ. Собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1961. С. 180—181. [11] Пушкин А. С. Сочинения: В 3 т. Т. 2. М., 1986. С. 444-445; [12] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 299-300 [13] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 6-7. [14] См. критику данного подхода: /Абишев К. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата, 1978. [15] Цит. по: Лейбин В. М. Системные исследования и символическая концепция человека // Системные исследования. М., 1985. [16] См.: Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1983; Современная буржуазная философия человека / Под ред. А. Т. Гордиенко. Киев, 1985. [17] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 516. [18] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414 [19] Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977. С. 188. [20] См.: Питере Т., Уоттермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986. [21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 123. [22] Семиотика пространства и пространство семиотики // Труды по знаковым системам / Уч. зап. ТГУ. Вып. 720. Тарту, 1986; ГуревичА. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 1983. [23] Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев, 1977. С. 44. [24] См.: Ведин И. Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987; Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов, 1984.
[25] Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. [26] Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 331. [27] Попов Г. С точки зрения экономиста (О романе А. Бека Новое назначение) // Наука и жизнь. 1987. №4. С. 57. [28] Тендряков В. Ф. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. М., 1988. С. 521-522. [29] Там же. С. 526—527. [30] Варшавский В. И., Поспелов Д. А. Оркестр играет без дирижера. Размышления об эволюции некоторых технических систем и управлении ими. М., 1984. С. 180. [31] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. С. 65. [32] Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 7. Эволюция психических способностей по чистым и смешанным линиям. Л., 1928. С. 35. [33] Борисковский П. И., Григорьев Г. П. Возникновение человеческого общества. Л., 1977. С. 90—91. [34] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 13. [35] Лихачев Д. С., Панченко A. M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. М., 1984. С. 15. [36] Топоров В. Н. Образ трикстера в енисейской традиции // Традиционные требования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 6—7. см. также: Манин Ю. И. «Мифологический плут» по данным психологии и культуры // Природа, 1987. №7. [37] Байбурин А. Г. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Сов. этнография. 1985. № 2. С. 45. [38] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. II. М., 1983. С. 241. [39] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 39. [40] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 84. [41] Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 6. М., 1980. С. 45. [42] Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. С. 131. [43] Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926. С. 6. [44] Лундквист Э. Дикари живут на Западе. М., 1958. С. 340. [45] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 55—56. [46] Линдсей П., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974. С. 502. [47] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1971. С. 334. [48] Мещеряков А. И. Соотношение органического и социального в первоначальном развитии ребенка // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 459.
[49] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 105. [50] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974. С. 83—84. [51] Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М., 1960. С. 197. [52] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 535—536. [53] Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М., 1960. С. 53. [54] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 429. [55] Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1925. С. 115—116. [56] Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М., 1956. С. 46. [57] См., например, в криминологии: Криминальная мотивация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1986; в психиатрии: Бех-тель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М., 1986; в педагогике: Мудрик А. В. О воспитании старшеклассника. М., 1981 [58] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. M., 1983. С. 382. [59] Лурия А. Р. Психология как историческая наука // История и психология. М., 1971. С. 37. [60] См.: Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 15. [61] См.: Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. [62] Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. С. 20. [63] Fromm E. The Crisis of Psychoanalysis. Essays on Freud, Marx and Social Psychology. L: 1978. P. 164. [64] Цит. по: СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1986. С. 198. [65] Цит. по: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 345. [66] Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 91. [67] Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 314—315. [68] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 385. [69] Давыдов В. В. Личностью надо «выделаться» // С чего начинается личность? М., 1979. С. 109—110. [70] Кон И. О. В поисках себя. Личность и самосознание. М., 1984. С. 168. [71] Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека // Диалектика в науках о природе и человек. М., 1983. С. 183. [72] Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопр. психологии. 1976. №1. С. 36. [73] ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228—229. [74] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 110—111. [75] Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 305. [76] Алексеев В. П. Человек: эволюция и таксономия. М., 1985. С. 91. [77] Алексеев В. П. Человек: Эволюция и таксономия. М., 1985. С. 110—111. [78] Ядов В. А., Палей И. И., Магун B. C. Социальная психология личности. Л., 1978. С. 86. [79] Шмелев А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика // Вопр. психологии. 1985. №5. С. 15. [80] Теплое Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 497.
[81] Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М., 1977. С. 87. [82] Варшавский В. И., Поспелов ДА. Оркестр играет без дирижера. Размышления об эволюции некоторых технических систем. М., 1984. С. 174—175. [83] ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 87. [84] Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Личность. Характер. М., 1984. С. 84. [85] См.: Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М., 1984. [86] Небылицин В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопр. психологии. 1971. № 6. С. 14. [87] См.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. [88] Ротенберг B. C. Адаптивная функция сна, причины и проявления ее нарушения. М., 1982. С. 41. [89] Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. М., 1980. С. 47—48; Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. М., 1986. [90] Мерлин B. C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности. // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. [91] Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. С. 48. [92] Проблемы генетической психофизиологии человека / Под ред. Б. Ф. Ломова, И. В. Равич-Щербо. М., 1978; Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988. [93] См.: Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. [94] Ананьев Б. Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды. М., 1980. С. 66 [95] Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. [96] См.: Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984; Коломинский Я. Л., Мел-тасс М. Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985; Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 91—108, 114-131, 160—166; Кон И. О. Ребенок и общество, М., 1988; Массе П., КонджерДж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 1987. С. 168—176. [97] Цит. по: Кон И. О. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 763—764. [98] Цит. по: Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. М., 1986. С. 27. [99] Белкин А. И. Индивидуальность и социализация (по данным изучения лиц, сменивших пол) // Гормоны и мозг. М. 1979. С. 23—24. [100] Круусвалл Ю. Занятость и организация / Человек в социальной и физической среде. Таллинн, 1983. С. 75. [101] Веркор, Коронель. Квота, или Сторонники изобилия//Французские-повести. М., 1984. С. 166. [102] См.: Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1930; Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М.; Л., 1930. [103] Овчинников В. М. Корни дуба. М., 1983. С. 212. [104] См.: Фромм Э. Характер и социальные процесс // Психология личности. М., 1982. С. 49—51. [105] Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбу-рина. М., 1985. [106] Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. С. 178. [107] Смирнов ЮЛ. Возникновение орудийной деятельности как следствие неадаптивной активности ранних гоминидов // Записки современной археологии. Тезисы докладов. Суздаль, 1987. С. 235. [108] См.: Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. [109] Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. М., 1981. [110] Петровский А. В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопр. психологии. 1981. №1. С. 61. [111] Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. С. 21—29. [112] Запорожец А. В., Неверович Я. З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психологии. 1974. № 6. С. 63. [113] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 265. [114] ВыготскийЛ. С. Избранные произведения. М., 1956. С. 380. [115] Кон И. О. Ребенок и общество. М., 1988. [116] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. II. М., 1983. С. 291. [117] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 22. [118] См.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. [119] ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 188. [120] Там же. С. 212. [121] Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. С. 119. [122] Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. С. 387; Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. [123] Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 350. [124] Там же. [125] Давыдов В. В, Личностью надо «выделаться» // С чего начинается личность? М., 1979. С. 113. [126] Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985. С. 75. [127] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. M., 1983. С. 282— 283. [128] См.: Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. Л., 1983. [129] АнцыфероваЛ. И. Проблема психотонической активности и научное наследие Анри Валлона // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 155. [130] См.: Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986. [131] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 179; Фейгенберг Е. И., АсмоловА. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психол. журн. 1989. № 6. [132] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 433.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|