Для повышения самооценки. Контакты с другими. Застенчивость. (зимбардо Ф. ). К пониманию застенчивости
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ Преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в себе застенчивому ребенку помогут специальные задания. Вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди. Расскажи о себе все самое хорошее (здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но... » и «если... »). Назови своего товарища ласковым именем. Перечисли, что ты больше всего любишь. Окружающие оценивают нас по нашим поступкам; постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится. Люди часто говорят о нас хорошее и КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием. Среди детей выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача - вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому психолог предварительно разыгрывает с ассистентом ситуации, в которых играет роль неконтактного ребенка. Ассистент должен понять, что это значит — получить отказ. Кроме этого, помощник психолога должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому ребенку. Поощряется любая попытка ассистента наладить контакт с партнером. Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т. п. ). Дозировать нужно даже похвалу.
Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения. Поэтому психологу принадлежит ведущая роль в обучении педагогов и родителей особым приемам Застенчивость. (Зимбардо Ф. ) Зимбардо Ф. Застенчивость. / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991 К пониманию застенчивости (... ) Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений — от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Кое-кто, кажется, сам предпочитает застенчивость в качестве своего жизненного стиля; для других она — суровый приговор без надежды на помилование. На одном полюсе данного континуума находятся те, кто обществу людей предпочитает мир книг, мыслей, предметов и явлений природы. Писатели, ученые, изобретатели, путешественники, вероятно, выбирают дело своей жизни таким образом, что Но даже в этой тоненькой прослойке континуума застенчивых имеются разные уровни: начиная с тех, кто легко взаимодействует с людьми в случае необходимости, до тех, для кого общение затруднительно, поскольку они не могут поддержать беседу, обратиться > к группе людей, просто потанцевать или непринужденно вести себя за общим столом.
Наибольшая часть застенчивых относится к среднему уровню; это те, кто чувствует страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенными типами людей. Их замешательство сильно настолько, что нарушает их жизнь и поведение, делая затруднительным или невозможным сказать, что думаешь, или сделать, что хочешь. (... ) Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности напористости, а это производит отталкивающее впечатление. Так как один и тот же источник застенчивости — страх перед людьми — вызывает столь различные реакции, то поведение человека не может служить надежным показателем того, насколько он сам испытывает застенчивость. Конечно, застенчивость сказывается на нашем поведении, но ее влияние неоднозначно и не обязательно очевидно. В конечном счете, вы застенчивы, если считаете себя таковым, независимо от того, как Люди, относящиеся к среднему уровню в континууме застенчивых, в основном страдают застенчивостью вследствие отсутствия социальных навыков, а также недостаточной уверенности в себе. Некоторым недостает тех навыков, которые запускают На крайнем полюсе континуума находятся те индивидуумы, чей страх перед людьми не знает границ, — хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-либо публично, и они столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них — убежать и спрятаться (... ) В худшем случае застенчивость принимает форму невроза - паралича сознания, который выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству. (... ) Для таких людей, да и для любого человека на любом отрезкеэтого континуума застенчивость представляет собой личностнуюпроблему. Не мелкое затруднение, а именно проблему... Застенчивые люди не задевают других, в отличие от людей назойливых, более активных. (... ) Еще одно преимущество застенчивости состоит в том, что человек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах. Застенчивость дает возможность отстраниться, понаблюдать, чтобы потом вести себя осмотрительно. Застенчивый
Интересно, что застенчивость обеспечивает человеку анонимность и связанные с нею преимущества. Сама по себе застенчивость как бы выступает маской, за которой не виден человек. В условиях анонимности человек часто чувствует себя свободным от всяческих «должен» и «обязан», его поведение не связано жесткими социальными ограничениями. Так, праздничные карнавалы демонстрируют нам разительные перемены в личности людей, спровоцированные карнавальными костюмами и масками. (... )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|