Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для повышения самооценки. Контакты с другими. Застенчивость. (зимбардо Ф. ). К пониманию застенчивости




ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в себе застенчивому ребенку помогут специальные задания. Вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди. Расскажи о себе все самое хорошее (здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но... » и «если... »). Назови своего товарища ласковым именем. Перечисли, что ты больше всего любишь.

Окружающие оценивают нас по нашим поступкам; постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится. Люди часто говорят о нас хорошее и
плохое, попробуй вспомнить о себе чье-то хорошее высказывание. Почему оно
тебе запомнилось? Похвали своего товарища.

КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ

Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием.

Среди детей выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача - вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому психолог предварительно разыгрывает с ассистентом ситуации, в которых играет роль неконтактного ребенка. Ассистент должен понять, что это значит — получить отказ.

Кроме этого, помощник психолога должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому ребенку.

Поощряется любая попытка ассистента наладить контакт с партнером.

Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т. п. ). Дозировать нужно даже похвалу.

Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения. Поэтому психологу принадлежит ведущая роль в обучении педагогов и родителей особым приемам
воспитания застенчивого ребенка.

Застенчивость. (Зимбардо Ф. )

Зимбардо Ф. Застенчивость. / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991

К пониманию застенчивости

(... ) Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений — от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Кое-кто, кажется, сам предпочитает застенчивость в качестве своего жизненного стиля; для других она — суровый приговор без надежды на помилование.

На одном полюсе данного континуума находятся те, кто обществу людей предпочитает мир книг, мыслей, предметов и явлений природы. Писатели, ученые, изобретатели, путешественники, вероятно, выбирают дело своей жизни таким образом, что
большую часть времени проводят в мире, мало населенном людьми. Они преимущественно интраверты, и общение с другими людьми для них менее привлекательно, чем уединение...

Но даже в этой тоненькой прослойке континуума застенчивых имеются разные уровни: начиная с тех, кто легко взаимодействует с людьми в случае необходимости, до тех, для кого общение затруднительно, поскольку они не могут поддержать беседу, обратиться > к группе людей, просто потанцевать или непринужденно вести себя за общим столом.

Наибольшая часть застенчивых относится к среднему уровню; это те, кто чувствует страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенными типами людей. Их замешательство сильно настолько, что нарушает их жизнь и поведение, делая затруднительным или невозможным сказать, что думаешь, или сделать, что хочешь. (... )

Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности напористости, а это производит отталкивающее впечатление.

Так как один и тот же источник застенчивости — страх перед людьми — вызывает столь различные реакции, то поведение человека не может служить надежным показателем того, насколько он сам испытывает застенчивость. Конечно, застенчивость сказывается на нашем поведении, но ее влияние неоднозначно и не обязательно очевидно. В конечном счете, вы застенчивы, если считаете себя таковым, независимо от того, как
вы себя ведете на людях.

Люди, относящиеся к среднему уровню в континууме застенчивых, в основном страдают застенчивостью вследствие отсутствия социальных навыков, а также недостаточной уверенности в себе. Некоторым недостает тех навыков, которые запускают
механизм человеческих взаимоотношений. Они не знают, как начать разговор, как попросить прибавки к зарплате или как ответить урок. Другим не хватает смелости поступить так, как они считают правильным.

На крайнем полюсе континуума находятся те индивидуумы, чей страх перед людьми не знает границ, — хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-либо публично, и они столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них — убежать и спрятаться (... )

В худшем случае застенчивость принимает форму невроза - паралича сознания, который выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству. (... )

Для таких людей, да и для любого человека на любом отрезкеэтого континуума застенчивость представляет собой личностнуюпроблему. Не мелкое затруднение, а именно проблему...

Застенчивые люди не задевают других, в отличие от людей назойливых, более активных. (... )

Еще одно преимущество застенчивости состоит в том, что человек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах. Застенчивость дает возможность отстраниться, понаблюдать, чтобы потом вести себя осмотрительно. Застенчивый
человек также может быть уверен, что никто не посчитает его навязчивым, сверхагрессивным, претенциозным. Он может легко избежать межличностных конфликтов, его также ценят как умеющего слушать.

Интересно, что застенчивость обеспечивает человеку анонимность и связанные с нею преимущества. Сама по себе застенчивость как бы выступает маской, за которой не виден человек. В условиях анонимности человек часто чувствует себя свободным от всяческих «должен» и «обязан», его поведение не связано жесткими социальными ограничениями. Так, праздничные карнавалы демонстрируют нам разительные перемены в личности людей, спровоцированные карнавальными костюмами и масками. (... )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...