Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детские реакции на травму. Симптомы. Возраст 3-7 лет. Эти слова можно отнести к переживанию последствий любой травмы в жизни как ребенка так и взрослого




ПТСР

По материалам семинара Института «Иматон», 2003г

Федор Василюк в очерке о переживании горя пишет:

«Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это - не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы, на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей».

 

Эти слова можно отнести к переживанию последствий любой травмы в жизни как ребенка так и взрослого. В. Е. Каган, анализируя особенности переживания и поведения детей в экстремальных жизненных ситуациях, указывает:

«Пережившие испуг или травмированные дети (особенно - маленькие) выражают свои связанные с пережитым чувства через поведение. Такой ответ на травму связан с тем, что детям недостает социальной, физиологической и психологической зрелости для достаточного понимания происшедшего с ними. В большинстве случаев эти поведенческие изменения проходят в срок от двух до шести недель. Взрослые должны рассматривать поведенческие изменения как детский способ сказать о захваченности чем-то ужасным.

После травмы очень важно, чтобы родители уделяли ребенку как можно больше времени и делали как можно больше для его успокоения. Обычно для детей и для взрослых лучше всего как можно скорее вернуться к обычной повседневной жизни. Но если ребенок очень испуган или ведет себя необычно, не надо ему выговаривать или наказывать. Неплохо уделить дополнительное время в следующие за травмой несколько недель, чтобы поговорить с ребенком о случившемся и стимулировать его к обмену с вами его чувствами и переживаниями по поводу случившегося. Имейте в виду, что ребенок может нуждаться в нескольких — не одном — разговорах с родителями, прежде чем он сможет разрешить свои сомнения и неясности. »

Далее он приводит чаще всего, встречающиеся у детей симптомы пережитой травмы:

1. Наиболее общая первая реакция — страх. Дети часто не хотят расстаться с родителями даже ненадолго; некоторые могут в прямом смысле слова цепляться за родителей и нуждаться в их постоянном присутствии, физическом контакте с ними и успокоении.

2. Возможны ночные кошмары с участием не связанных с пережитым ужасных вещей. Некоторые дети не могут засыпать одни или в темноте.

3. Некоторые дети реагируют на травматические события гневом и враждебностью. Обычно этот гнев выражает детский страх и беспомощность. Вспышки раздражительности и упрямства, неуправляемое поведение (как и перепады настроения) обычно присущи пережившим травму детям.

4. Отказ от посещений школы часто является симптомом неразрешенной проблемы.

5. У многих переживших травму детей душевная боль отливается в форму телесных, физических расстройств. Многие жалуются на боли в животе и головные боли, не имеющие физических причин. Эти жалобы могут использоваться как основание для непосещения школы. Родители должны относиться к этому с пониманием и помогать ребенку успокоиться.

6. Обычно отмечается широкий круг проявлений стр а хового или избегающего поведения — таких, как страхи выходить из дома, оставаться одному или быть в замкнутом пространстве.

7. Многие травмированные дети регрессируют или временами возвращаются, к свойственному более младшему возрасту, поведению. Некоторые мочатся в постель, утрачивают навыки опрятности, сосут пальцы или вообще ведут себя как малыши.

8. Травмированным детям присущи изменения привычек питания. Они могут отказываться от еды или оставлять пищу за щекой.

9. Некоторые дети воспринимают случившееся как следствие своих проступков и думают, что этого можно было избежать, если бы они были хорошими. Испытывающие чувство вины дети нуждаются в успокоении взрослыми. »

 

В детском возрасте вырабатываются защитные механизмы и личные стратегии поведения, и не всегда они адекватны и «удобны» взрослым. Изменяя, корректируя такое поведение ребенка, специалист должен отдавать себе отчет в том, что могут быть разрушены механизмы защиты (что может навредить ребенку) или усилятся еще больше.

 

Детские реакции на травму

 

Симптомы

Первый шаг помощи  

Возраст 3-7 лет

 

 

1. Беспомощность и пассивность

 

2. Генерализированный страх

 

3. Познавательные трудности  

(например, не может понять)

 

4. Трудности распознавания собственных беспокойств

 

5. Недостаточность вербализации —
элективный мутизм, повторяющиеся
невербальные проигрывания травмы,
немые вопросы

 

6. Приписывание магических свойств
воспоминаниям о травме

 

7. Расстройства сна (ночные страхи и
кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно — в темноте)

 

8. Тревожная привязанность (цепляние
за взрослых, нежелание быть без
родителей)

 

9. Регрессивные симптомы (сосание
пальца, энурез, лепетная речь)

 

10. Тревоги, связанные с непониманием
смерти; фантазии о «лечении от смерти»; ожидания, что умершие могут
вернуться, напасть

 

1. Обеспечениеподдержки, отдыха, комфорта, пищи, возможности играть и/или рисовать 2. Восстановление защиты со стороны взрослых 3. Повторные конкретные разъяснения ожидаемых событий   4. Знакомство с эмоциональными названиями общих реакций   5. Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок еще не в состоянии воспринимать свои чувства по отдельности)   6. Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, ящика для игрушек и т. д. )     7. Поощрение рассказов о них родителям и воспитателям     8. Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского д/с, школы)   9. Переносимость взрослых к этим временным проявлениям   10. Объяснения физической реальности смерти.

Возраст 8 - 11 лет

 

1. Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной

 

2. Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве

 

3. Пересказы и проигрывания события (травматические игры); познавательные искажения и обсессивная детализация

 

 

4. Страх быть подавленным своими переживаниями

 

 

5. Нарушения концентрации и
обучения

 

6. Нарушения сна (плохие сны, страх спать одному)

 

7. Забота о своей и других безопасности

 

 

8. Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм)

 

9. Соматические жалобы

 

 

10. Пристальное внимание к реакциям и выздоровлению родителей, страх расстроить родителей своими тревогами

 

11. Забота о других жертвах и их семьях

 

12. Страх и чувство измененности, вызванные собственными реакциями горя, страх призраков.

 

1. Помощь в выражении скрытых переживаний события

 

2. Помощь в идентификации и
выражении воспоминаний, тревог и в
предупреждении их генерализации

 

3. Разрешение говорить и играть;
разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций

 

4. Стимуляция выражения страха,
гнева, печали и т. д. в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживанием

 

5. Стимуляция сообщать родителям и
учителям, когда мысли и чувства мешают учебе

 

6. Поддержка в рассказах о снах, объяснения — почему бывают плохие сны

7. Помочь поделиться беспокойством, успокоить реалистической информацией

 

8. Помощь   в   совладении   с переживаниями с апелляцией к самоконтролю (например, сказав: «Наверное, это тяжело — чувствовать себя таким сердитым»)

9. Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения

10. Предложение встреч с детьми и с родителями, чтобы помочь детям дать знать родителям — что они чувствуют

 

11. Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших

12. Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, что он делал

Подростковый возраст

 

  1. Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)   2. Тревожное осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций; страх казаться ненормальным   3. Посттравматические срывы (например, использование наркотиков, алкоголя, делинквентное поведение, сексуальные загулы)   4. Опасные для жизни правила; саморазрушающее или виктимное поведение   5. Резкие изменения в межличностных отношениях   6. Желания и планы мести     7. Радикальные изменения жизненных установок, влияющие на формирование идентичности   8. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (например, уход из школы или брак, или нежелание жить в доме).  

1. Побуждение к обсуждению событий, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно

 

2. Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников

 

 

3. Помощь в понимании того, что такое поведение — попытка блокировать свои реакции на событие

 

 

4. Обращение к побуждениям к такому поведению с острыми последствиями; увязывание их с импульсивностью, ведущей к агрессии

 

5. Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей

 

6. Выслушать имеющиеся планы; обратиться к реальным последствиям их исполнения; поощрять конструктивные альтернативы, способные уменьшить чувство посттравматической беспомощности

 

7. Связать установки изменений с влиянием травмы

 

 

8. Поощрение отсроченных решений, чтобы дать время на осмысление, своих реакций на травму и переживание

       

 


Какие основные задачи стоят перед помогающими специалистами?

1. В начале - только поддержка (носовики, вода, сигареты, кофе)

2. установить чувство безопасности в контакте, безопасной атмосферы

3. работа с воспоминаниями и переживаниями

q поощряйте Кл к рассказу вам о его чувствах

q не ждите, что мужчина будет лучше справляться с травмой, чем женщина

q говорите Кл о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли

q напоминайте, что переживания Кл нормальны

q не пытайтесь уверять Кл, что все будет хорошо, - это невозможно

q не пытайтесь навязывать Кл свои объяснения того, почему все случилось

q не говорите Кл, что вы знаете – ЧТО он чувствует. Вы не знаете этого. Чаще всего такие попытки помогают вам (а не Кл) уменьшить возрастающую тревогу в связи с тем, как вы переживаете случившееся с ним

q будьте готовы вообще не говорить. Может быть достаточно просто быть с Кл

q не бойтесь, если Кл просит о более глубокой помощи – обращения к психиатру, например

q предлагайте Кл обратиться за поддержкой

q постарайтесь избежать контрпереноса, не проецируйте ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случившееся по-своему

q попытайтесь понять пути, которыми каждый помогает себе на свой лад

q не бойтесь спрашивать – как человек справляется с травой, но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если Кл говорит об этом – слушайте его. Самое хорошее – следовать за Кл. Нет никакой необходимости делать все лучше

q не составляйте никаких планов восстановления для Кл и для себя

4. включение в обыденную жизнь

 

В таких ситуациях бывает трудно установить контакт с человеком (особенно с ребенком), найти нужные слова. Может быть это вам поможет?

· Не утяжелять состояние («не причитать»). Угу-терапия

· Как можно дольше «подержать клиента на себе». Сделать чуть-чуть ему полегче.

· Он уже 10 лет был с этим. Справлялся? - Значит еще чуть-чуть потерпит. Теперь не спеши. Пришел – уже хорошо!

·   Не суетись «под клиентом» - получишь удовольствие. Иначе начинается Спасательство.

·  «Ну, и что я должна с тобой делать? Как тебе помочь? »

· «Что бы Вы хотели, чтобы сейчас происходило между нами? Подскажите, что нам делать? »

· «С тобой что-то происходит, тебе тяжело. Ты хочешь с этим что-то сделать?.. Или оставить все как есть? …»

· «Что можно сделать, чтобы тебе стало немного полегче? … Сделай, что-нибудь, чтобы тебе стало полегче…» (провокация на действия: слезы, крики, разрушение чего-то, и т. п. »

· «Я знаю, что ЭТО было так… Я знаю, что тебе сейчас плохо. Хочешь ли ты чтоб я тебе помогла? …»

· Техника визуализации. Где болит? … Положите руку на это место… На что ЭТО похоже?. Опишите… Ну, сделайте что-нибудь с этим! Ну, так больно ведь! … - Нет. Я должен страдать, чтобы она очеловечилась.

·  «Я – психолог, работаю… Сейчас ко мне обратилась твоя мама, она очень встревожена. Ты хочешь поговорить со мной? …

     - Нет!

     - Я чувствую как тебе тяжело. Я чувствую, что ты даже говорить об этом не можешь… Я сейчас сама так растеряна, что не знаю чем помочь тебе. Но очень хочу тебе помочь… Что бы я могла для тебя сделать? … Я думаю, что ты очень сильный человек, потому, что уже в течение _ месяцев, ты не просишь помощи и справляешься с ситуацией сам…»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...